Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа воспитания и обучения.




Рисование детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. Педагог способствует формированию замысла у детей, учит их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, находить выразительные средства для его воплощения. Он учит детей давать правильную оценку как своим рисункам, так и работам сверстников, подводит к развернутому анализу, сравнению разных работ с обоснованием характерных особенностей каждого рисунка, выделением выразительных сторон: своеобразие композиции» формы, колорита.

Повышая у детей уровень оценки, педагог тем самым вызывает интерес к достижению более высокого качества рисунков, потребность в освоении умений. Дети приобретают способность преодолевать трудности, замечать и исправлять допущенные ошибки. Повышается самоконтроль в процессе рисования.

Воспитатель помнит, что нагрузка во время занятия должна соответствовать силам и возможностям детей, обеспечивать занятость их в течение всего отведенного времени.

У некоторых детей возникает желание научить товарища, добиться того, чтобы он умел делать хорошо, правильно.

В процессе выполнения коллективных работ педагог воспитывает у детей большую самостоятельность при организации и планировании работы, ответственность за хорошее выполнение части общей композиции, порученной каждому или небольшой группе детей.

Самостоятельность все больше приобретает характер проявления своего личного опыта, своих представлений, воображения, более активных поисков способов действия, отличных от тех, которые были показаны ранее. Все отчетливее проявляются элементы творчества.

Эстетическое развитие у пятилетних детей приобретает новые черты. Поэтому воспитатель развивает у них восприятие и сознательную оценку произведений изобразительного искусства, в частности декоративного. Он обращает внимание детей на выразительность образа, красоту цветосочетаний и гармоничность форм, ритмичность расположения деталей в узоре.

Связное содержание, сюжет в рисунках пятилетних детей получают полное и ясное выражение. Дети изображают более сложные по форме предметы, переходят от обобщенного выражения форм к изображению характерной формы с ее особенностями.

Педагог развивает у детей понимание: качество изображения зависит от знания предмета; учит самостоятельно рассматривать предмет, который надо нарисовать, использовать правила последовательности выполнения. Такая методика дает возможность детям самостоятельно создавать изображения, отражая в них личное восприятие окружающего мира.

В этой возрастной группе педагог повышает требования к самообслуживанию во время занятий и к дежурствам. Круг обязанностей дежурных расширяется: они более строго оценивают свою работу; знают, какое оборудование требуется для того или иного вида деятельности, о чем «надо позаботиться заранее. Развиваются трудовые навыки, умения и организаторские способности.

Изображение предметов. В старшей группе воспитатель учит детей определять характерную форму предмета, а если предмет состоит из нескольких частей, то наиболее крупные основные части его путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходства и различия между ними.

Узнавать, что предметы могут быть различными не только по величине, но и пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие).

Рисовать предметы разных пропорций. Дети узнают, что предметы могут стоять, лежать. (Это можно легко показать на кирпичиках, из которых делается несложная постройка, на вырезанных из бумаги прямоугольниках и треугольниках.)На занятиях рисованием педагог уточняет представления детей о строении предметов, состоящих из нескольких частей; учит называть положение частей (вверху, внизу, с боков, в середине), более точно, чем ранее, определять относительную величину частей предмета, сравнивать предметы по строению (например, находить сходство в строении разных машин, цветов, птиц и др.; передавать их характерные особенности);учит передавать в рисунке некоторые простейшие формы движения (объясняет детям, что положение частей предмета, туловища птиц, животных изменяется при движении); знакомит с цветами спектра в их последовательности (как в радуге), учит получать светлый оттенок путем прибавления белого цвета. (Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый.)

Составление узоров. Для занятий рисованием в старшей группе воспитатель подбирает изделия с более сложным узором, чем в средней группе. Дети осваивают способ рисования новых линий — дуга, волнистая линия, учатся применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.

Педагог знакомит детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике. Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одежду, например силуэты платья, лыжного костюма, чашки, кувшина, вазы и др., учит самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Передача связного содержания (сюжета). Задачи сюжетного рисования в старшей группе значительно сложнее, чем в предыдущей. Тематика включает разнообразное содержание: это и явления окружающей действительности, и общественные события, праздники, и мир сказочных образов. Для создания сюжетных рисунков уточняются представления детей о предметах, находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко — далеко, выше — ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд. Дети усваивают обозначение пространственных отношений, передают и определяют их в рисунках, лепке.

Воспитатель учит детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе (обозначающей землю); учит уточнять и использовать в рисунках представление о различии предметов по величине, высоте, ширине; учит передавать изменения положения предмета при движении.

Технические навыки. В старшей группе впервые вводится рисование акварельными красками, закрепляются способы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.

 

Прохождение программы.

I квартал

В начале года воспитатель восстанавливает знания, умения и навыки, которые получили дети в предшествующей группе. Знание форм, цветов, пространственного положения предметов и их частей уточняется в играх, в беседах, а также на занятиях изобразительной деятельностью.

Во время занятий воспитатель предлагает детям более точно передавать форму фруктов, овощей, обращает внимание на их различие. Рисование проводится на основе рассматривания и обследования предметов, выделения характерных особенностей (форма груши с одной стороны сужается, с другой — значительно шире; яблоко круглое или слегка овальное). Расположив на столе два-три предмета (например, керамическую вазочку цилиндрической формы и около нее круглое яблоко), воспитатель как бы составляет простой натюрморт и предлагает детям изобразить эти предметы в рисунке.

Несмотря на единство программных задач, в рисовании не всегда повторяется то же содержание, что в аппликации и в лепке. Этот вид деятельности имеет свои возможности. Помимо изображения отдельных предметов дети могут уже достаточно развернуто выражать содержание событий и картин природы, что невозможно в лепке и еще трудно в аппликации. Так, например, рисование предметов прямоугольной формы разной величины и пропорций дети с успехом осваивают, когда передают сюжет коротенького стихотворения, скажем, о том, как мама и дочка выстирали белье: одна — детское, а другая — кукольное — и повесили его сушить на солнце. Дети изображают висящие на веревке простыни, платки, полотенца и др. Кроме того, по своей инициативе они могут нарисовать яркое солнце, таз, куда будут складывать сухое белье, скамейку, на которую встанут, чтобы снять белье.

Окружающая природа красива во все времена года. Сейчас на дворе осень. Воспитатель обращает внимание детей, как постепенно меняется окраска листвы — от ярко-красной, желтой до темно-коричневой, бурой. На занятиях дети по заданию передают красоту осенних деревьев, рисуют осенний лес, осенние деревья и кусты, фруктовый сад. Лучше, если дети в одном рисунке изображают несколько деревьев, стоящих в ряд. При этом по заданию невольно вносят небольшие изменения в их строение, сохраняя основные характерные черты. Полоса земли, на которой дети рисуют деревья, теперь более широка. На ней обычно изображаются опавшие листья.

Воспитатель обращает внимание детей на красоту цветовой гаммы: сочетание темных стволов деревьев с ярко-желтыми и красными листьями. («На земле как будто красочный ковер»,— замечает он при рассматривании рисунков.) Можно предложить нарисовать воробышка или синичку. Рисунок лучше выполнять красками (попутно дети знакомятся с серым цветом). Сперва кистью рисуется контур тела и головки птички. Воспитатель обращает внимание на то, что головка плотно прилегает к телу. Наблюдений на прогулке недостаточно для того, чтобы заметить детали строения, и желательно показать изображения птиц на картинках (или в выразительной игрушке, скульптуре). Дети осваивают свободное движение кистью при рисовании овала и круга. По предложению воспитателя движение повторяется, так как по заданию им следует нарисовать несколько птиц. Когда тело и голова нарисованы, рисуют хвост. Воспитатель напоминает: птичка то поднимает хвост, то опускает — и предлагает нарисовать у одной птицы хвост поднятым, у другой — опущенным или торчащим прямо. При раскрашивании обращает внимание детей на цвета оперения (серый, черный и коричневый — у воробья, серый, черный, желтый, синий — у синицы), на форму крыла и «го положение, на его расцветку.

На занятиях декоративным рисованием в I квартале дети вначале повторяют те элементы, которые они освоили в средней группе: мазки прикладыванием кисти плашмя, точки, полосы, круги. Освоение навыка нанесения мазков в разных направлениях позволяет изобразить цветы — лепестки, листья. Например, дети могут нарисовать желтые и оранжевые ноготки, цветущие до поздней осени. Лучше ограничиться изображением венчиков цветов с короткими стебельками. Лепестки рисуют вокруг серединки. Наносят их в определенном порядке: верхний, нижний, правый, левый (накрест) и между нарисованными. Такой порядок позволяет располагать лепестки равномерно.

В старшей группе дети рисуют человека. Основу рисунка может составить содержание сказки или песни, например «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять». Каждый рисует по нескольку фигурок девочек и раскрашивает им сарафаны по своему желанию и вкусу. Если проводится рисование красками, то дети могут выполнить одно изображение, но более крупного размера. В таком случае они рисуют сначала контур краской, затем раскрашивают части рисунка. Около девочки каждый может нарисовать траву, цветы. Из отдельных рисунков в виде полосы составляется общая картина.

Таким образом, программа усваивается на разнообразном и интересном для детей содержании. Примечательно: освоенные умения, новые знания и закрепление старого материала идут в тесном контакте с эстетическим развитием.

 

II квартал

Как и в I квартале, воспитатель прежде всего обращает внимание на передачу формы предметов, на характерные детали. Это учитывается и в рисовании живых существ.

В старшей группе дети должны уметь лепить животных. Вот почему изображение животных включается в рисунок без специальной прорисовки. Не секрет, что дети любят истории, в которых участвуют очеловеченные животные — мама-зайчиха и зайчата, мама-мышка и мышата. Выражение сюжета требует динамики: то животные становятся на задние лапки, то свертываются комочком, то убегают. Педагог подсказывает детям, как передаются движения, поощряет проявление инициативы в поисках способов изображения.

Рисование в зимний период проводится главным образом красками. Совершенствуется техника владения кистью как в декоративном рисовании, так и при изображении предметов и явлений. Темп рисования кистью убыстряется, дети приобретают известную ловкость в обращении с нею. Навык рисования концом кисти тонких линий, а также широких линий путем прикладывания ворса плашмя к этому времени должен быть освоен прочно.

В применении изобразительных умений и в выражении содержания детям предоставляется как можно больше самостоятельности, но требования отнюдь не снижаются.

Воспитатель поощряет желание детей рисовать заснеженные леса, сады, парки, забавы малышей. К этому времени дети в достаточной мере овладевают пропорциональным изображением человеческих фигурок. Зимняя одежда (округлые формы) облегчает решение задачи. Педагог развивает у детей способность иллюстрировать знакомые стихи, рассказы. Например, дети могут выполнить рисунок к стихотворению «В лесу родилась елочка...». Маленькую елочку он предлагает поместить на рисунке так, чтобы ее сразу заметили, узнали. Вокруг елочки — высокие толстые деревья, елки. Елку дети рисуют красками: ветки — широкими дугообразными мазками вправо и влево, удлиненными книзу, а на ветках елок — снег («Мороз снежком укутывал...»), который к тому же падает хлопьями («Метель ей пела песенку...»).

Воспитатель шире вводит коллективные работы, учитывая их значение для нравственного и эстетического воспитания. Иногда коллективные работы он предназначает для украшения помещения, а иногда использует в играх, особенно в играх-драматизациях.

 

III квартал

Наряду с изображением предметов воспитатель учит детей рисовать животных. Прежде всего он обращает внимание на то общее, что характеризует всех животных: голова овальной формы, удлиненное, горизонтально расположенное туловище, четыре лапы, а затем отмечает особенности каждого. Прежде чем приступить к рисованию конкретного животного, например мишки, дети внимательно рассматривают фигурку, затем лепят, и только после этого педагог дает задание: изобразить двух медвежат (по какой-либо сказке) в движении, в разных позах.

Главное действующее лицо многих русских сказок — лиса. Характерные признаки ее: узкое длинное тело, длинный пушистый хвост, узкая острая мордочка, острые ушки, короткие лапы. Приступают дети к заданию только по ознакомлению с животным на основе какой-либо игрушки, картинки. Педагог добивается передачи характерных черт животного: напоминает, как стелется лисий хвост по земле, как она крадется, отмечается ее окраска. Так дети усваивают слова оранжевый, рыжий, т. е. оранжево-коричневый цвет. Подобный анализ дети, несомненно, применят на последующих занятиях, когда они будут рисовать утят, крольчат (что доставляет им большое удовольствие). Изображение сразу нескольких утят или крольчат дает возможность придумать сценку с несложными по форме предметами.

В старшей группе совершенствуется изображение человеческой фигуры. Дети усваивают пропорции, конструкцию фигуры. Однако трудно дается одновременное решение двух задач — передача движения и соблюдения пропорциональности между частями фигуры. Поэтому, после того как дети рассмотрят фигуру, педагог обговаривает ее расположение на листе. Только после этого дети приступают к работе: сначала рисуют тело и голову, затем руки и ноги (обращается внимание на длину рук и ног, на отличие в толщине). Не все удается детям при изображении человека, но сама постановка задачи полезна, так как дети уясняют значение величинных соотношений.

Допущенные ошибки анализируются, педагог указывает возможные исправления.

Еще несколько тем, которые охотно отражают дети, занимаясь рисованием,— это занятия по физкультуре, танцы, пляски. Содержание можно связать с подготовкой к празднику 1 Мая. Воспитатель предлагает передать в рисунках впечатления от украшенных улиц, праздничного салюта, утренника в детском саду. Малыши рисуют яркие цветы, нарядно одетых взрослых и детей, весело шагающих с разноцветными шарами по улицам города. Чтобы вызвать у детей эмоциональное отношение, воспитатель напоминает им песни, стихи о празднике.

К поискам выразительных средств побуждают детей иллюстрации сказок, рассказов, стихов, песен. Вот несколько эпизодов из сказки «Красная Шапочка», которые можно выразить в рисунке: мама дает Красной Шапочке гостинцы для бабушки и провожает ее; Красная Шапочка идет по лесу и собирает цветы; Красная Шапочка стучит в дверь бабушкиного дома. Наиболее драматический эпизод — встреча Красной Шапочки с волком. С помощью воспитателя дети находят выразительные средства для раскрытия содержания этой сцены: страшный и большой волк — длинные острые зубы, красный язык, открытая пасть, поднятая дыбом шерсть — и маленькая девочка.

В старшей группе, к весне, воспитатель учит детей рисовать узоры, требующие симметричного построения,— на круге, розетке. Дети овладевают навыком ритмично наносить повторяющиеся элементы узора — мазки, точки, дуги, полоски — и изображающие растительные мотивы — венчики цветов, ягод, листьев, веток. Наиболее полно украшается обычно середина формы — по сторонам и углам или фестонам розетки, по окружности — более легкий узор.

Характер узора может изменяться в зависимости от назначения рисунка: будет ли это салфетка, скатерть на кукольный стол, верхняя крышка коробки, спинка игрушечного стула и пр.

Узоры, придуманные детьми для головных платков, педагог может выполнить на ткани, из которой сошьют праздничные первомайские костюмы. Декоративные рисунки используются как подарки к 8 Марта.

Воспитатель может предложить детям самостоятельно по своему замыслу выполнить узоры на полоске бумаги (закладка в книгу), на кувшине, вазе, вырезанных из бумаги. Эти работы особенно приятно дарить мамам, бабушкам в праздник.

Декоративное рисование воспитывает в детях чувство цвета, художественный вкус. Поэтому к каждому занятию педагог продумывает подбор цветов, направляет детей на самостоятельный поиск новых цветосочетаний.

 

IV квартал

Лето несет за собой яркие, незабываемые впечатления: цветы, теплые лучи солнца, согревающие все вокруг, веселое пение птиц, ясное голубое небо. Вот почему увеличивается число зарисовок с натуры: зреющие плоды, цветы и пр.

Для зарисовок воспитатель подбирает предметы относительно несложные, характерные признаки которых выражены достаточно ярко и легко выделяются. Это могут быть гриб-мухомор, ветка красной смородины, еловая шишка и т. д.

Если в течение всего года занятиям по замыслу отводится достаточно времени, то в летнее время их число можно удвоить. Занятия по замыслу развивают у детей способность выбирать содержание рисунка, способ его осуществления с помощью того или иного материала.

К лету дети приобретают разнообразные умения и навыки. Это помогает им относительно самостоятельно отражать впечатления, получаемые из окружающей жизни. Новые навыки и умения им не дают. Но во всех случаях, когда дети обращаются за помощью или испытывают затруднения, педагог напоминает, вновь объясняет, показывает способы действия.

Воспитатель организует деятельность детей, предлагает им разнообразное и интересное содержание для рисования коллективных работ как декоративного, так и сюжетного характера, использует детские работы в играх и праздничных постановках

Методы и приемы обучения.

Изображение предметов. В старшей группе обучение умению анализировать предмет занимает большее место, чем в средней. Однако характер анализа меняется: теперь значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению, типичным для этих предметов.

Во многих случаях рассматривается не сам предмет, а его изображение (в игрушке, в скульптуре — фигурки из фарфора, фаянса). Предмет рассматривается по-разному в зависимости от того, будет ли еж изображаться в лепке или в рисунке.

Воспитатель продумывает, что будут рассматривать дети и что запоминать для последующего изображения. Чем точнее определены форма предмета, его строение, названы части, тем легче передаются эти свойства в рисунке. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способ изображения; воспитателю достаточно напомнить основную форму крупных частей предмета, относительную величину частей, окраску и пр. Тех, кто первым нашел способ изображения, педагог может вызвать к мольберту для показа. Но если все дети без особенных затруднений находят эти способы, педагог предоставляет возможность каждому действовать по-своему, но правильно отражая свойства, присущие данному предмету. Например, если, изображая рыжую лису, кто-либо рисует ей круглую мордочку, воспитатель может вызвать к мольберту одного из детей, чтобы он показал и объяснил, как он нарисует удлиненную мордочку хитрой лисы.

Допущенную ошибку следует заметить и исправить в процессе занятия советом, вопросом, примером других детей, вызовом к мольберту, личным показом, объяснением на образце или другом каком-либо изображении, доступном ребенку. В конце занятия при анализе ничего исправить ребенок уже не сможет и только испытает неприятное чувство от того, что ошибся.

Когда дети рисуют что-либо по замыслу или на предложенную тему, они могут пользоваться по мере надобности наглядным материалом. Допустим, в рисунке передаются впечатления от посещения зоопарка. Ребенок изображает слона и хочет рядом нарисовать жирафа, однако никак не может вспомнить форму головы. В группе есть книга о животных, которую дети любят рассматривать в свободное время. Заметив затруднения ребенка, воспитатель предлагает ему посмотреть иллюстрации с изображением этого животного.

В старшей группе воспитатель чаще привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулок, обращая внимание на те предметы, которые можно нарисовать. После таких наблюдений иногда возникает необходимость найти картинку или игрушку с изображением увиденного и вывесить или выставить предмет на некоторое время, чтобы дети закрепили, уточнили впечатление. На занятии воспитатель по мере надобности обращается к картинке, игрушке, задает вопросы о свойствах предмета, которые нужно передать, устанавливает последовательность изображения. Так, во время прогулки воспитатель может обратить внимание Детей на машины, разные по форме, размеру и цвету. Дети не сразу запомнят все характерные особенности этих машин. Поэтому воспитатель подбирает несколько игрушек-машин различных марок, чтобы лучше рассмотреть их особенности (форму кузова, кабины, цвет и т. д.). При повторном рисовании они дополнят свои рисунки новыми деталями. Так натура помогает лучше видеть очертания формы, замечать общее, с одной стороны, и отличия — с другой.

Воспитатель должен знать: основная задача наглядного материала — научить детей правильно пользоваться им, дополняя свои мания о предметах и способах их изображения.

Декоративное рисование. Обучая детей составлять узоры, воспитатель обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, кругу, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи). Украшать узором предмет, вырезанный из цветной бумаги, детям доставляет большее удовлетворение, нежели простое заполнение геометрической фигуры. Когда ребенок видит перед собой силуэты платья, шапочки, рукавички, фартучка, он не просто наносит узор, а задумывается над его расположением. Чтобы платье получилось красивым, предложите нанести узор на рукава и на подол (так иногда украшают его вышивкой) или разбросать цветы по всему платью — тоже получится очень нарядно.

Воспитатель учит детей замечать различное сочетание цветов в узорах, то ярких, контрастных, то нежных, пастельных. Он предлагает детям самостоятельно придумывать узоры разных сочетаний, чтобы постепенно они научились передавать их красоту и своеобразие в рисунке. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия будут и альбомы по декоративно-прикладному искусству, н временные выставки предметов, украшенных узорами. Рассматривая простые по композиции орнаменты, дети сами покажут н объяснят расположение узора (по углам, в середине, по сторонам и т. д.).

Сюжетное рисование. Передавая события из жизни или сюжета литературного произведения, дети обычно изображают несколько предметов, связанных между собой одним действием. Приемам изображения каждого из этих предметов в отдельности на занятиях не обучают — дети должны знать их. Для облегчения задачи выставляется наглядный материал. В ходе беседы дети должны представить картину того, что передадут в рисунке: основное внимание уделяют действующим лицам, меньше — обстановке, окружению. Только таким путем: сначала — характеристика основных персонажей, затем — место действия, окружающие предметы. Сошлемся на пример из русской народной сказки «Колобок». Главный момент каждого эпизода — встреча колобка с животными: зайцем, волком, медведем и, наконец, лисой. Уже в процессе рисования воспитатель направляет внимание детей на передачу характерных черт того или иного персонажа: зайчик добрый, волк злой, лиса хитрая — ей так хочется полакомиться румяным колобком, что она даже язык высунула.

Разумеется, в процессе беседы воспитатель не навязывает детям свой замысел, не добивается именно такой формы выражения. Наоборот, чем своеобразнее они передадут содержание, тем ценнее творчество. Следовательно, указания в процессе рисования педагог направляет лишь на содержание и возможные пути его выражения. Он очень внимательно относится к замыслам детей, даже если они наивны, поощряет смелый поиск средств выражения действия. Педагог учит детей: расположение изображения в рисунке не ограничивается узкой полоской. Изображение свободно располагают на всем листе бумаги и порой без обрисовки глубинного пространства в зависимости от содержания (скажем, весь рисунок представляет собой землю, небо, воду). Подводит к мысли, как лучше разместить изображение, но не диктует всем один способ. Воспитатель учит детей различать пространственные отношения, правильно определять их (выше — ниже, дальше — ближе и т. д.). Если предметы находятся далеко друг от друга, их рисуют на разных концах листа бумаги.

В старшей группе при обучении рисованию воспитатель все больше применяет исследовательский и эвристический методы, т. е. задает вопросы, которые требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала.

Показ сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику. Однако возрастает значимость наглядного материала. Дети должны уметь разбираться в содержании картин, иллюстраций, скульптур малых форм, предметах декоративно-прикладного искусства. Воспитатель учит их ориентироваться в конкретной ситуации, подготавливая заранее наглядный материал. Рассмотрев иллюстрации, скажем, на тему «Моя любимая сказка», дети представят себе сказочных персонажей, особенности и детали одежды, предметы быта, терема, дворцы и т. д.

Процесс рисования становится все более интересным, увлекательным. Дети начинают понимать, что сказочное — это красивое, необычное, волшебное и нарисовать его надо иначе, чем реальные предметы. Так постепенно обогащается детское изобразительное творчество.

Технические навыки. Как и в предшествующих группах, в старшей группе иногда применяют показ способа действия. При этом воспитатель поясняет, как он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа дети сразу повторяют способ действия. Если между наглядным показом и исполнением проходит время, педагог готовит материал, делает кому-то замечание, то эффективность метода утрачивается. Дети должны сохранить не только впечатление, но и ощущение, которое они испытали при восприятии; важно, чтобы они освоили не только само движение, но и то, как его исполняют: плавно, ритмично, быстро, размашисто. Дети должны иметь возможность сразу повторить новое действие несколько раз, поупражняться, чтобы закрепить способ, который им показали. Например, поупражняться в таком образце узора, где дуга применяется много раз.

В старшей группе дети впервые рисуют акварелью. На каждом столе — коробка красок; еще лучше, если она предусмотрена на каждого ребенка (он и следит за состоянием красок и чистотой коробки). Акварельные плитки обязательно осторожно смачивают перед работой небольшим количеством воды. Краску с плитки снимают, слегка проводя по ней кистью или поворачивая ворс кисти в краске. Сильное трение портит и краску, и кисть.

Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Так получают цвет или оттенок того или иного цвета. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами.

Воспитанники старшей группы освоили определенные умения и знания. Поэтому желательно, чтобы воспитатель, знакомя детей с новыми способами действий, ссылался на ранее освоенные навыки. Так, если дети уже умеют проводить кистью тонкие линии, держа ее концом к бумаге, можно спросить, как надо держать кисть, чтобы получилась широкая полоса. Возможно, дети ответят, что надо больше нажимать на кисть. Воспитатель дополняет: «Надо несколько наклонить палочку, чтобы линия проводилась всем ворсом кисти». «Как получить карандашом более яркий цвет? Как получить светлый?» — спрашивает педагог и предлагает закрасить что-либо ярким и светлым тоном одного цвета. И дети сами поймут, когда надо сильнее и слабее нажимать на карандаш. То же самое можно повторить, когда речь идет о технических навыках: некоторые приемы дети догадаются выполнить сами. В старшей группе большее значение, чем раньше, приобретают объяснения, сравнения, рассуждения, т. е. словесные приемы. Опора на приобретенный ранее опыт, развитие самостоятельности — важное условие обучения детей старшей группы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель добивается свободного владения изобразительными материалами во всех видах рисования.

Желательно, чтобы в подготовительную к школе группу дети пришли с хорошо освоенными навыками и умениями, с запасом знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые они свободно могут изображать.

Рассматривание рисунков. Начиная со старшей группы воспитатель приучает детей анализировать свои работы и работы товарищей; учит сравнивать собственный рисунок с оригиналом, оценивать выполненную работу. Дети постепенно начинают понимать: рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Педагог вначале направляет внимание на положительные стороны, учит отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т. я.), затем указывает и на ошибки (цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны как своих рисунков, так и рисунков сверстников.

 

 

Лекция 12

Тема: Рисование в подготовительной к школе группе.

 

План:

1. Программа воспитания и обучения.

2. Прохождение программы.

3. Методы и приемы обучения.

 

Литература:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.

 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).

 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...