Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика смазочных материалов




Смазочный материал выполняет в узле трения следующие функции: снижает трение, уменьшает износ и       предотвращает задиры трущихся поверхностей, отводит из зоны трения тепло и удаляет продукты износа,   защищает поверхность деталей от коррозии, уплотняет зазоры в сопряжениях.

Смазочные материалы делят по физическому состоянию, по происхождению, назначению и наличию              присадок.

По физическому состоянию смазочные материалы могут быть:

- жидкими;

- пластичными;

- твердыми;

- газообразными.

Наибольшее распространение в технике получили жидкие смазочные материалы (масла) и пластичные         материалы (смазки). Твердый смазочный материал используется для смазывания сопряжений, работающих в экстремальных условиях (при температурах 200°С и более, в вакууме, при высоких

давлениях и в активных химических средах).

По происхождению смазочные материалы подразделяются на минеральные, растительные, животные, а также синтетические, т. е. изготовленные химическим методом. В технике в основном применяются минеральные

смазочные материалы.

Присадки бывают двух типов; индивидуальные и многофункциональные. Индивидуальные улучшают одно из свойств смазочных материалов. Многофункциональные (комплексные) смазочные материалы улучшают одновременно несколько свойств.

Киндивидуальным присадкам относятся: вязкостные, депрессорные, антикоррозийные, антиокислительные, противопенные, противоизносные, противозадирные, противоскачковые, моющие и т.п. Кроме того, имеются присадки, улучшающие маслянистость и увеличивающие прочность масляных плёнок.

Жидкие смазочные материалы

Жидкие смазочные материалы представляют собой смесь базового масла с соответствующими присадками, которые улучшают его эксплуатационные свойства. В качестве базового масла используются очищенные масла, полученные из углеводородного (нефтяного) или минерального сырья. Минеральное масло обычно получают смешением углеводородов в естественном состоянии, или в результате обработки минеральных продуктов.

По назначению жидкие масла подразделяют на моторные, трансмиссионные, индустриальные и энергетические: турбинные, компрессорные, электроизоляционные и вакуумные.

Жидкие смазывающие материалы обладают низким коэффициентом внутреннего трения, оказывают охлаждающее воздействие, отличаются относительно легкой сменяемостью без разборки узла, высокой смазывающей способностью. Однако повышенная текучесть требует создания надежных уплотнений, особенно при смазывании направляющих.

Жидкие смазочные материалы должны обладать определенными свойствами, которые определены ГОСТами на смазывающие материалы и технической документацией. Для обеспечения режима жидкостной и граничной смазки большое значение имеет вязкость смазывающего вещества и изменение ее в зависимости от температуры и давления.

Под вязкостью понимают способность смазывающего вещества сопротивляться сдвигу под действием приложенной силы.

Различают динамическую и кинематическую вязкость.

Вязкость механически проявляется в виде касательных усилий на условной поверхности внутри объема жидкости при изменении его формы и выражается величиной касательных напряжений τ  внутри движущейся жидкости производной скорости dv/dh по нормали с учетом динамической

вязкости  η, т.е. τ = η (dv/dh)

Коэффициент пропорциональности η называется динамической вязкостью. Единицей динамической вязкости в системе СИ является сила,выраженная в ньютонах, необходимая для перемещения слоя жидкости

поверхности 1 м2 со скоростью 1 м/с относительно другого слоя с той же поверхностью, отдаленного от смещаемого слоя на расстояние 1 м. Размерность этой единицы Н•с/м=Па•с. На практике динамическую вязкость выражают в пуазах (П) или в сантипуазах (cП). Имеет место соотношение 1 Па•с= 1ОП. Динамическая вязкость воды при 20°С равна 1,005 сП.

Величина φ, обратная динамической вязкости, называется текучестью.

Кинематическая вязкость ν- это сила сопротивления при скольжении слоев жидкости под действием собственной силы тяжести. Ее представляют как отношение коэффициента динамической вязкости η к плотности р при той же температуре t, т.е.

ν t = η /p

Единицей измерения кинематической вязкости в системе СИ является м2/с. На практике чаще применяется единица измерения стокc (1 Ст=см2/с); (1м2/с = 104 Ст). Обычно используют единицу измерения сантистокс, 1 сСт = 0,01 Ст = 10-6 м2/с.

Значения кинематической вязкости при водятся в ГОСТах на масла.

Вязкость масла в сильной степени зависит от температуры. С понижением температуры масло загустевает и вязкость повышается.

Температура застывания t3 - это температура, при которой охлажденное в пробирке диаметром 28 мм масло застывает настолько, что при наклоне на 45 ° уровень масла в ней остается неподвижным в течение 1

мин. По t3определяется рабочая температура.

Температура вспышки tв - это такая температура, при которой смесь испарившихся паров масла с воздухом при поднесении открытого огня загорается на 2...3 с, а затем гаснет. Для индустриальных масел tв=165...200оC.

Температура воспламенения, при которой загораются от поднесенного открытого источника огня не только пары, но и нагретое масло и горит не менее 5 с. Температура воспламенения масла на 20...30 °С выше

температуры вспышки. Чем ниже температура вспышки, тем больше испаряемость и большей пожарной способностью обладает масло.

Смазывающая способность - способность создавать на трущейся поверхности тонкие, но прочные адсорбированные слои смазочного материала.

Тонкая плёнка масла способна выдерживать без разрушения большие нормальные давления. Модуль Юнга для адсорбированных пленок в 2 раза выше, чем для стали. Адсорбированный слой на поверхности трения разрушается от термических и механических воздействий.

С повышением температуры вязкость масел уменьшается. Степень пологости вязкостно-температурных кривых масел оценивается индексом вязкости (ИВ).

Индекс вязкости (ИВ) служит для интегральной оценки масел при переводе машины с одного режима на другой. Значения ИВ выше 80 ... 100 характеризуют хорошие вязкостно-температурные свойства масла, значения ИВ ниже 60 - неудовлетворительные. Эти числа определяются по установленной шкале и характеризуют изменение вязкости в зависимости от температуры.

Обычно в качестве показателя вида и хода температурных кривых используется температурный коэффициент вязкости (ТКВ) :

ТКВ = (V0 - V100)/ V50. Здесь индексы указывают температуру, при которой определена кинематическая вязкость.

Чем меньше величина ТКВ, тем меньше изменяется вязкость в зависимости от изменения температуры.

Моторные масла используют для смазывания двигателей внутреннего сгорания как карбюраторных, так и дизельных. Их элементы узлов работают при высоких температурах (до 700 °С) и давлениях (до 2100

МПа ).

С учетом действующих классификаций на моторные масла осуществляется и их маркировка (обозначение). Для отечественных масел она состоит из сочетаний определенных знаков (табл. 4.2).

Первый из них буква <<М>> или <<И>> обозначает назначение масла (моторное или индустриальное).

Второй знак, выраженный цифрой (или группой цифр) характеризует класс вязкости. Например, «З3» обозначает, что при температуре 100 °С кинематическая вязкость соответствует 3,8 м2/с. Кроме этого внутри классификации существует разделение масел на зимние, летние и всесезонных. Отечественная классификация в соответствии с ГОСТ 17479-85 подразделяет масла на 21 класс вязкости, из которых 4 зимних, 7 летних и 10 всесезонных. Индекс «з» при номере класса означает «загущенное». Классификация моторных масел по вязкости облегчает их подбор для заданного узла трения с учетом возможных условий его смазывания.

Третий знак является буквой, регламентирующей уровень эксплуатационных свойств. Отечественная классификация по этим свойствам предусматривает их деление на две подгруппы. Например, буква «А» означает, что масло применяется для нефорсированных карбюраторных двигателей и дизелей. Знаки пишутся через дефис.

Масла группы А про изводят без присадок, они пригодны только для нефорсированных карбюраторных двигателей. В масла группы Б вводят до (1% присадок, их применяют только в малофорсированных карбюраторных двигателях при благоприятных условиях эксплуатации (дорожных и климатических). В лесной промышленности, в основном применяют масла групп В и Г.

 

 

Таблица 4.2.

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам

Группа Подгруппа Присадки,% Рекомендуемая область применения
А - - Нефорсированные карбюраторные двигатели и дизель, ɛ=6,5...6,7

Б

Б1

3...5

Малофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложения и коррозии подшипников. ɛ=6,8...7,4
Б2 Малофорсированные дизели ɛ=16...20

В

В

6...8

Среднефорсированные карбюраторные двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений. ɛ=7,5...8,8
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозийным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложения. ɛ=16...20

Г

Г1

9...14

Высокофорсированные карбюраторные двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях. ɛ=8,5...9
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом. ɛ=16...20

Д

15...18 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях. ɛ=16...20

Е

18...25 Лубрикаторные системы смазывания цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. ɛ=16...20

Примечание. ɛ-степень сжатия;

индекс <<1>> определяет масло для карбюраторных двигателей;

индекс <<2>> определяет масло для дизельных двигателей.

 

Масла группы В, содержащие до 8% присадок, предназначены для среднефорсированных двигателей, при малом содержании серы втопливе и не очень тяжелых дорожно-климатических условиях.

Масла группы Г предназначены для высокофорсированных двигателей, при тяжелых дорожно-климатических условиях и высоком содержании серы в топливе. Масла группы Д предназначены также для высокофорсированных дизельных двигателей. Для эксплуатации малофорсированных тихоходных дизелей, например Д-16, 4Д-36/50, производится дизельное масло марки Т, не содержащее присадок. Вязкость, этого масла повышена и составляет 62...68 сСт при 50 °С.

Российская классификация ГОСТ отличается от классификации SAE (Общество инженеров по автоматике), принятой в США и странах западной Европы. Приблизительное соответствие ГОСТ и SAE представлено в табл. 4.3.

ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE

Зимние

10 30 43/8 10W/20
33 5 12 30 43/10 10W/30
43 10 14 40 53/10 15W/30
53 15 16 40 53/12 15W/40
63 20 20 50 53/14 15W/40

Летние

Всесезонные

63/10 20W/30
6 20 33/8 5W/20 63/14 20W/40
8 20 43/6 10W/20 63/16 20W/40

 

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В1 - моторное масло, класс вязкости 8, для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-1О-Г2 - моторное масло, класс вязкости 10, для высокофорсированных дизелей без наддува;

М-6з/1О-В - моторное масло, класс вязкости 6з/1О, универсальное, для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей.

Для обкатки двигателей разработаны масла ОМД-8, ОМД-11, ОМД-14, ОМД-20 с композицией присадок С-150, ДФ-11, АФК. Приработочный компонент - присадки МОД или МИКС (по уровню эксплуатационных свойств соответствуют группе В), позволяющие улучшить качество и сократить время обкатки в 1,5 ... 2 раза.

Трансмиссионные масла. Для смазки механизмов трансмиссий

транспортных машин применяют различные масла: дистиллятные и смеси

на базе масел остаточного происхождения. Связано это с различной степенью форсирования зубчатых передач, определяемой в основном удельным давлением в зоне контакта, которое изменяется от 500...2000 МПа в цилиндрических и до 3500 ... 4000 МПа в гипоидных передачах; максимальная температура в силовых передачах 150...200°С; в местах контакта зубчатых зацеплений до 250 °С и более; температурный режим работы от-60 °С до +45 °С в зависимости отклимата зоны. Скорость скольжения в цилиндрических и конических передачах составляет на входе в зацепление от 1,5...3,0 до 9...12 м/с. Для гипоидных передач скорость скольжения достигает 15 м/с и более, а для червячных передач 20...25 м/с.

Система обозначения трансмиссионных масел регламентирована ГОСТ 17479.2-85. Классификация их по эксплуатационным свойствам приведена в табл. 4.4.

В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 маркировка трансмиссионных масел включает буквенное обозначение ТМ и цифры от 1 до 5, означающие группу применения масел. Группа определяет условия работы механизмов

трансмиссии (контактных давлений, температуры в сопряжениях и наличия присадок) и класс вязкости (9, 12, 18, 34), физико-химические показатели определяются ГОСТ 23652-79, технические условия ТУ 101 1701 -77, ТУ 3801260-82.

Таблица 4.4

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам:

Группа Тип масла Область применения
1 Без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях 800...1600 МПа и объемной температуре масла до 90 °С
2 С противоизносными присадками Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2100 МПа и объемной температуре масла до 130 °С
3 С противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и объемной температуре масла до 150 °С
4 С противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические, гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и объемной температуре масла до 150 °С
5 С противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а так же универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и объемной температуре масла до 150 °С

 

Пример условного обозначения трансмиссионных масел:

ТМ-5-18 (ТАД- 17 по ГОСТ 23652-79) - трансмиссионное масло 5 группы для агрегатов трансмиссии, работающих при контактных давлениях более 3000 МПа, с присадками, класс вязкости -18, физико-химические свойства нормируются по ГОСТ 23652-79.

Индустриальные масла. В зависимости от назначения индустриальные масла делятся на четыре группы: Л - легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения), Г - гидравлические системы, Н - направляющие скольжения, Т - тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи). Система обозначения индустриальных масел регламентирована ГОСТ 1 7479.4-87, классификация по эксплуатационным свойствам приведена в табл. 4.5.

В соответствии с ГОСТ 1 7479.4-87 маркировка индустриальных масел включает буквенное обозначение И (масло индустриальное), далее группы (Л, Г, Н, Т) характеризующих применения масел по назначению, подгруппы (А, В, С, D, Е) характеризующих условия применения в соответствующих узлах и элементах промышленного оборудования и класс вязкости, характеризующий кинематическую вязкость при t = 40 °С в сСт.

 

Таблица 4. 5

Классификация индустриальных масел по эксплуатационным свойствам

Подгруппы Состав нефтяного масла Рекомендуемая область применения
A Нефтяные масла без присадок Шпиндели, подшипники, гидросистемы, направляющие скольжения, зубчатые передачи промышленного оборудования, условия работыкоторых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
B Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозийными присадками Шпиндели, подшипники, гидросистемы, направляющие скольжения, зубчатые передачи промышленного оборудования, условия работыкоторых не предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
C Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозийными и противоизносными присадками Шпиндели, подшипники, гидросистемы, направляющие скольжения, зубчатые передачи с преимущественным трением скольжения, а также узлы трения, где используются антифрикционные сплавы цветных металов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозийнным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
D Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозийными, противоизносными и противозадирными присадками Элементы промышленного оборудования с преимущественным трением качения и термонагруженные узлы с трением качения и скольжения, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
E Нефтяные масла с противоскачковыми присадками Направляющие высокоточных, автоматизированных станков, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел

 

Пример условного обозначения:

И-Г-А-46 (И-30А по ГОСТ 20799-75) - индустриальное масло для гидравлических систем малоскоростных и тяжелонагруженных механизмов промышленного оборудования, без присадок при удельных давлениях 0,3...0,5 МПа и 700...1ООО об/мин; класс вязкости 46, характеризующий кинематическую вязкость 41...51 сСт при 40 °С .

И-Г-С-32 (ИГП- 1 8 по ГОСТ 20799-75) - индустриальное масло для гидравлических систем станков промышленного оборудования с присадками улучшающими антиокислительные, антикоррозийные, противоизносные и противозадирные свойства при удельных давлениях 0,2...0,4 МПа и 800...1200 об/мин; класс вязкости 32, характеризующий кинематическую вязкость 29...35 сСт при 40 °С.

Энергетические масла. К ним относятся турбинные, компрессорные, для компрессоров холодильных машин, :электроизоляционные, вакуумные. В табл. 4.6...4.10 приведены в качестве примеров характеристики некоторых марок вышеназванных масел и области их применения. В этих таблицах даны сокращенные обозначения параметров, а именно: v50 - кинематическая вязкость при температуре 50 °С; v100 - то же при 100°С; ИВ - индекс вязкости; tɛ - температура застывания.

 

 

Таблица 4.6

Физико-химические показатели и область применения турбинных масел

Марка масла

V50, сСт

ИВ, не менее

Температура °С

 

Область применения

tв, не ниже tɛ, не выше
Тп-22 20...23 90 186 -15 Смазочные системы и системы регулирования паровых и газовых турбин с частотой вращения 3000 об/мин и более, нагнетатели, турбокомпрессоры различного назначения, редукторы и вспомогательные механизмы, оборудованные циркуляционными и гидравлическими смазочными системами 
Тп-30 28...32 87 190 -10 Маслонапорные установки гидравлических турбин, паровые турбины (частота вращения 2000 ... 3000 об/мин) турбоагрегаты, дымососы, промышленные механизмы с циркуляционными и гидравлическими системами
Тп-46 44...48 85 195 -10 Механизм судовых паротурбинных установок, вспомогательные механизмы с гидроприводами, некоторые промышленные механизмы с редукторами

 

Таблица 4.7

Физико-химические показатели и область применения компрессорных масел

Марка масла

V100, сСт

ИВ, не менее

Коксуе-мость

Температура °С

 

Область применения

tв, не ниже tɛ, не выше
К-19 КС-19 17...21 18...22 92 0,5 245...270 -5...-15 Поршневые одно- и многоступенчатые компрессоры среднего и высокого давления
К-12 11...14 85 0,3 216 -25 Поршневые одно- и многоступенчатые компрессоры низкого и среднего давления (да 4 МПа) при температуре окружающей среды до минус 25оС
К-28 26...30 80 0,6 275 -10 Многоступенчатые компрессоры высокого давления, в том числе для воздухоразделительных установок, рабочий диапозон температуры 5...50 оС
Кп-8с 6,5...9 95 _ 200 -15 Турбокомпрессорные машины химического и нефтехимического производства, винтовые компрессоры газоперекачивающих установок

 

Таблица 4.8

Физико-химические показатели и область применения масел для компрессоров холодильных машин

Марка масла

V100, сСт

Температура °С

 

Область применения

tв, не ниже tɛ, не выше
ХА (фрикус) ХА-30 11,5...14,5 28...32 160 175 -40 -38 Компрессоры, работающие на аммиаке или СО2
Хф-12-16 ХФ-22-24 >18 24,5...28,5 160 175 -40 -55 Холодильные машины, работающие на хладоне 12 при температуре конденсации не выше минус 50 оС. Машины одноступенчатые с поршневыми насосами, работающие на хладоне 22 при температуре конденсации не ниже минус 50 оС
ХФ-22С-16 >16 225 -58 Компрессоры многоступенчатые, работающие на хладоне 22 при температуре кипения до -70 оС
ХС-40 26...45 -45 Компрессоры холодильных машин с диапазоном рабочей температуры -50...150 оС

 

Таблица 4.9

Показатели и область применения электроизоляционных масел

Марка масла

V50, сСт

ИВ, не менее

Температура °С

 

Область применения

tв, не ниже tɛ, не выше
Трансформаторное ТКп 9 95 135 -45 Изоляция и охлаждение электрооборудования, находящегося под напряжением до 500 кВ
Трансформаторное 9 92 135 -45 Заливка трансформаторного оборудования без ограничения класса напряжения
Трансформаторное гидрокрекинга ГК 9   135 -45 Заливка трансформаторного оборудования без ограничения класса напряжения
Т-750 9 92 135 -53 Охлаждение и изоляция электрооборудования, работающего под напряжением до 750кВ
Т-1500 5 95 135 -45 Охлаждение и изоляция электрооборудования, работающего под напряжением до 1500 кВ
Кабельное МН-4 10 _ 135 -45 Наполнение кабелей низкого и среднего напряжения
Кабельное КМ-25 23 при 100 оС _ 225 -10 Варка пропиточных масс силовых кабелей напряжением до 25кВ с бумажной изоляцией
Канденсаторное 9 _ 150 -45 Пропитка изоляции и замена бумажно-масляных конденсаторов

 

Щелочное число масел: турбинных - 0,05...0,5 мг КОН/г; компрессорных - 0,1...0,5; компрессоров холодильных машин - 0,03...0,1 0 мг КОН/г; электроизоляционных - 0,01 ... 0,02 мг КОН/г; вакуумных - 0,02...0,03 мг КОН/г.

 

Таблица 4.10

Физико-химические показатели и область применения вакуумных масел

Марка масла V50, сСт tв, не ниже ИВ, не менее Давление насыщенных паров при 20оС, Па   Область применения (остаточное давление)
ВМ-1 65...69 235...245 100 5,3•10-6...2,6•10-7 Высоковакуумные пароструйные насосы (до 1,3•10-4 Па)
ВМ-3 8...11 150...180 100 <4•10-4 Высокопроизводительные паромасляные бустерные насосы (до 6,6•10-2 Па)
ВМ-4 47...57 206...213 45 <5.3•10-3 Поршневые форвакуумные насосы (до 1,3 Па)
ВМ-5 64...74 230 95 <2.6•10-6 Высоковакуумные пароструйные насосы (до 1,3•10<4•10-5 Па)
ВМ-6 40 - 100 <4•10-4 Поршневые форвакуумные насосы (до 0,13 Па)

 

Консистентные смазки в соответствии с ГОСТ 2325 8-78 разделены на четыре группы: антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные. Наиболее широко применяют антифрикционные смазки, предназначенные для снижения износа при трении скольжения.

Они, в свою очередь, делятся на подгруппы в зависимости от условий применения. Индекс С означает смазки общего назначения, индекс О для повышенных температур (до 100 0С), индекс М - многоцелевые,  работающие в диапазоне от минус 30 до плюс 130 °С и в условиях повышенной влажности, Ж - жаростойкие ( 150 °С и выше), Н - морозостойкие (ниже минус 40 °С).

Консервационные, или защитные, смазки имеют в маркировке букву «з», они предназначены для защиты от коррозии металлических поверхностей при хранении и эксплуатации машин. Уплотнительные и канатные смазки применяют в соответствии с названием, например для смазки канатных систем.

В маркировку смазочных материалов включают также обозначение загустителя посредством двух букв , в зависимости от металла, входящего в состав мыла: Ка - кальциевое мыло, На - натриевое, Ли - литиевое, или смешанное, например Ли-Ка: (литиево-кальциевое). Так, смазочный материал под названием Литол-24 маркируется, как М-Ли-4/13-3 и расшифровывается так: многоцелевая (М), антифрикционная, работоспособна в условиях повышенной влажности, загущена литиевыми мылами (Ли), работоспособна в интервале от -40 до + 130 °С ( 4/ 13 - температуры в маркировке уменьшены в 10 раз), цифра 3 - условное число, характеризующее консистенцию, определяемую по глубине (в мм) погружения в смазочный материал стандартного, металлического конуса. Этот показатель называется пенетрацией.

Наибольшее распространение получили универсальные кальциевые смазочные материалы, известные как солидолы . На базе солидола вырабатывается антифрикционные смазочные материалы УСсА с примесью 10 % графита; на натриевой основе производится универсальная тугоплавкая УТ.

В условиях хранения применяют защитные смазочные материалы и масла, технический вазелин УН; смазку ПВК (ГОСТ 19537-83), защитные свойства которой усилены введением противокоррозионной присадки; смазочный материал СХК для открытого хранения.

Наряду со смазочными материалами при хранении широко применяют жидкие консервационные масла К-17 (ГОСТ 1 088-71), НГ-20 (ГОСТ 12328-77), НГ-204У (ГОСТ 18974-73), которые помимо жидкого масла содержат различные присадки.

 

 Пластичные смазочные материалы

Пластичные смазочные материалы представляют собой коллоидную

систему, состоящую из базового минерального масла (жидкой основы),

загустителя и присадок. Загустители образуют структурный каркас, в

котором удерживаются жидкие смазывающие компоненты.

Характеристика наиболее распространенных пластических смазочных

материалов приводится в таблице 4.11.

По назначению они подразделяются на антифрикционные, защитные

и уплотнительные, а по температуре плавления - на низкоплавкие, среднеплавкие

и тугоплавкие.

По виду загустителя смазочные материалы делятся на углеводородные,

мыльные, неорганические и органические. По типу загустителей они

подразделяются на кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые, литиевые,

углеводородные и др .

Пластичные смазочные материалы могут выдерживать значительную

несущую нагрузку и применяются когда нельзя обеспечить жидкостный

режим смазки. По сравнению с жидкими смазочными материалами они

обладают рядом преимуществ:

- хорошо удерживаются на наклонных и вертикальных поверхностях;

- меньше изменяют вязкость с изменением температуры;

- имеют лучшие показатели противоизносных и противозадирных свойств;

- лучше защищают металлические поверхности от коррозийного воздействия окружающей среды;

- обладают высокой способностью герметизировать узлы трения;

- экономичны в применении за счёт большей работоспособности, меньшего расхода и меньших затрат на обслуживание.

 

Таблица 4.11

Физико-химические показатели и область применения пластичных смазочных материалов

Смазочные материалы

Вязкость, Па•с температуре, оС

Рабочая температура, оС

Область применения

При -30 оС При +20 оС

Гидратированные кальциевые

Пресс-солидол С 500...2000 30...90 -40...+50

Универсальные, термо- и влагостойкие. Подшипники качения, электродвигатели

Соидол С 1500...3000 80...150 -30...+60
Пресс-солидол Ж   30...40 -40...+50
Солидол Ж (УС2) 700...1500 40...80 -30...+70
Графитная УСсА 1400...2000 60...100 -20...+60 Грубые тихоходные тяжело-нагруженные механизмы, рессоры торсионы и др.

Комплексные кальциевые

ЦИАТИМ 201 400...750 40...100 -60...+150

Подшипники качения и скольжения при небольших нагрузках

Униол-1 1000...2000 40...80 -30...+150
Униол-2 700 55 -30...+150
Униол-3М 500...800 40...60 -20...+140

На натриевых и натриево-кальциевых мылах

Консталин-1 (УТ-1) 800...1500 100...200 -20...+110

Подшипники качения при низких и средних нагрузках, оси и шарниры педалей управления

Консталин-2 (УТ-2) 800...1600 100...200 -20...+110

Литиевые

Литол-24 800...1500 80...120 -40...+130

Многоцелевые смазоные материалы, во всех основных узлах трения

Фиол-1 600 50...100 -40...+120
Фиол-2 1000 80...120 -40...+120
Фиол-2М 1200 80...120 -40...+120 Тяжелонагруженные узлы трения

 

Пластичные смазочные материалы характеризуются рядом показателей, которые отличаются от характеристик жидких смазочных материалов.

Вязкость характеризует течение смазочного материала после разрушения связей в ее структурном каркасе при приложении критической нагрузки.

Температура каплепадения - это такая температура, при которой от наклонного под заданным углом сосуда со смазочным материалом отрывается первая капля расплавленной смазки. По этой температуре можно судить о верхнем рабочем пределе смазочного материала.

Коллоидная стабильность - это способность смазочного материала удерживать масло в ячейках своего структурного каркаса под воздействием внешних сил. Выделение жидкой фазы из структурного каркаса ухудшает эксплуатационные свойства смазочного материала.

Предел прочности - это минимальная нагрузка, вызывающая необратимую деформацию (сдвиг) структуры смазочного материала.

При приложении нагрузки, превышающей предел прочности, смазочный материал начинает деформироваться, а при нагрузке ниже предела прочности он, подобно твердому телу, проявляют упругость. Абсолютная величина предела прочности при 20 оС для различных смазочных материалов составляет 300...1000 Па.

 

Лекция №6

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...