Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-законодательная база формирования




Лекция №1

Машина и её жизненный цикл

 

Согласно международным стандартам, связанным с управлением качеством продукции, и в первую очередь стандартам серии ISO 9000, вводится понятие жизненного цикла изделия (в этих стандартах изделие именуется «продуктом»). ЖЦ определяется как совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определённом продукте до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации

продукта.

Понятие жизненного цикла - достаточно новая для российских производителен категория. ЖЦ не столько разбивает весь период создания и использования машины на различные этапы, сколько показывает единство этих этапов для производителя машин и их равнозначность для формирования требуемых потребителем выходных характеристик этой машины и обеспечения высокого уровня эффективности её использования.

Жизненный цикл продукта (в нашем случае это машины и оборудование ЛПК или просто машины) включает 11 этапов:

1) маркетинг и изучение рынка;

2) проектирование и разработка технических требований, разработка машины (НИОКР);

3) материально-техническое снабжение;

4) ТПП - подготовка и разработка производственных процессов (технологий производства, эксплуатации и т.п.);

5) производство или предоставление услуг;

б) контроль, проведение испытаний;

7) упаковка и хранение;

8) реализация машин (сбыт);

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь и обслуживание;

11) переработка (утилизация) в конце полезного срока службы.

Не которые из этих этапов могут повторяться по нескольку раз и/или

пересекаться (соединяться) с другими этапами ЖЦ.

Иногда для упрощения анализа жизненного цикла, его представляют состоящим из семи основных этапов (рис. 1.1.), которые принадлежат к двум сферам: сфере производства (производственные этапы ЖЦ) и сфере потребления (постпроизводственные этапы ЖЦ)

Рис. 1.1. Распределение этапов жизненного цикла машины

Этапы реализации (сбыта) продукции и маркетинга находятся на стыке этих сфер. Маркетинг проводится производителем с целью определения состояния рынков сбыта и изучения новых запросов потребителей, на базе которого принимается решение об окончании жизненного цикла старой модели и разработке новой, более совершенной машины.

Перечисленные этапы описываются в литературе в виде «петли качества». Большую информационную картину даёт термин «спираль качества», который используют некоторые авторы при описании ЖЦ. Действительно, развитие техники идёт, в основном, эволюционным путём. В процессе протекания жизненного цикла какой-то конкретной машины происходит её проектирование и производство, накапливается достаточно большой интеллектуальный потенциал, который сам по себе может являться

особым видом продукции. В процессе эксплуатации машина «стареет» не только и не столько физически, сколько морально.

О состоянии и динамике рынка «старых» машин позволяет судить и статистическая информация из сферы сбыта. Снижение уровня реализации «старых» машин говорит о снижении уровня их конкурентоспособности и необходимости начала нового витка спирали жизненного цикла, в процессе

которого будет создаваться и использоваться «новая» машина. Оперативная и адекватная реакция на фактические условия рынка сбыта позволяют производителю быстро учесть недостатки «старой» машины или изменяющиеся требования потребителя и активизировать процесс создания

«новой» машины.

Важным фактором, определяющим связь «старой» и «новой» машин, является их преемственность. В первую очередь - это использование значительной части интеллектуального потенциала, накопленного при создании «старой» машины. Развитие технологий проектирования и производства последних лет направлено именно на совершенствование процесса накопления, хранения и эффективного использования имеющегося интеллектуального потенциала, являющегося базой для создания любой машины.

Несомненно, что современный инженер должен не только иметь достаточно полное представление об этих технологиях, но и владеть ими. В том числе при создании и реализации эффективной СТОИРТ, в которой также должны использоваться элементы современных технологий.

 

 

Конкурентоспособность машин, методы её повышения

Общие понятия

Понятие «конкурентоспособность» вошло в лексикон российских производителей только в последние годы. До этого времени российские производители выпускали товары, не задумываясь над тем, как они будут востребованы на рынке аналогичной продукции. Только в последние годы эта проблема встала перед производителями во всей её сложности и любой производитель и потребитель продукции должен владеть этим вопросом.

Из большого количества вариантов трактовок конкурентоспособности наиболее ёмким представляется определение, данное Европейским форумом по проблемам управления. Конкурентоспособность - «это реальная или потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителя, чем продукция их конкурентов».

Конкурентоспособность представляет собой сложный механизм по реализации в продукции всех конкурентных преимуществ. Таким образом, предприятие, при наличии определённого набора конкурентных преимуществ, имеет возможность выпускать продукцию, обладающую какой-то

эксклюзивной ценностью, а, следовательно, и эксклюзивной конкурентоспособностью. Именно наличие в продукции отличий, положительно воспринимаемых потребителем, и выделяет эту продукцию среди аналогов.

Поскольку средством конкуренции является продукция, то именно продукция, выпущенная конкретной системой, и определяет конкурентоспособность  этой системы. Выпуская и реализуя различную продукцию, конкурируют системы различных уровней (предприятие, отрасль, страна .

Конкурентоспособность продукции показывает возможность продукции быть реализованной на конкретном рынке в конкретный момент времени, обеспечивая при этом производителю получение ожидаемого эффекта. Из этого определения следует, что если а) продукция реализуется

и б) обеспечивает при этом производителю получение ожидаемого эффекта, то эта продукция является конкурентоспособной.

Неконкурентоспособной продукция становится, если она в конкретный момент времени на конкретном рынке а) востребована потребителем, реализуется, но не обеспечивает производителю необходимого эффекта и б) не востребована потребителем и не реализуется.

Таким образом, одна и та же продукция может быть:

- конкурентоспособной на одном рынке в конкретный момент времени и неконкурентоспособной - на другом рынке;

- конкурентоспособной в данный момент времени и неконкурентоспособной на том же рынке в другой момент времени.

Изменение конкурентоспособности зависит иногда не столько от самой продукции, сколько от условий, в которых эта продукция реализуется.

Другой вопрос: каков относительный уровень конкурентоспособности данной продукции на конкретном рынке в конкретный момент времени.Для того чтобы ответить на него, необходимо сопоставить результатыреализации продукции различных производителей, применительно копределённым рыночным и временным условиям, и получить какой-то параметрический ряд, в котором продукция каждого производителя будетиметь количественные или качественные характеристики.

Под уровнем конкурентоспособности продукции обычно понимается определенный параметрический ряд, который отражает относительную привлекательность для потребителя рассматриваемого вида продукции в конкретный момент времени на конкретном рынке и показывает положение анализируемой продукции в этом параметрическом ряду.

Изменение уровня конкурентоспособности продукции в конкретный момент времени на конкретном рынке может иметь различные последствия для производителя и послужить мотивацией для:

- изменения параметров продукции;

- изменения рынка сбыта;

- изменения временного интервала сбыта;

- прекращения выпуска рассматриваемой продукции.

Уровень конкурентоспособности продукции является для производителя важнейшим экономическим показателем. Постоянный контроль этого параметра даёт возможности формировать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции, а через них - формировать собственную политику развития для поддержания конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке.

В значительной мере информация о параметрах конкурентоспособности продукции определяет привлекательность той сферы деятельности, в которой функционирует конкретное предприятие.

Основными факторами, которые обеспечивают системе (предприятию, отрасли, стране) требуемый уровень конкурентоспособности, является:

- нахождение, использование и развитие преимуществ перед конкурентами во всех сферах, связанных с производством и сбытом

продукции, а также в сферах, выходящих за эти рамки, таких как

социальная, политическая и др.

- правильно спланированная стратегия производства и сбыта продукции

на различных рынках и в различное время;

- наличие сравнительной информации о состоянии собственного

производства и производства конкурирующих систем;

обеспечение максимально возможных показателей качества продукции,

недоступного конкурентам.

В некоторых странах категория конкурентоспособности приобрела статус государственной проблемы. Например, США уже в 80-х годах ХХ века приравняли проблему государственной конкурентоспособности к

проблеме государственной безопасности. Для постоянного контроля над уровнем конкурентоспособности США был создан специальный Советпо политике в области конкурентоспособности США.

Ежегодно определяется рейтинг (который в настоящее время рассматривается как уровень их конкурентоспособности) значительного количества стран. В последние годы число стран, для которых определяется рейтинг, достигло 150. Следует отметить, что в2002 году Россия заняла 60-е место в рейтинге обследованных стран. В 2000 г. она занимала 73-е место.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что уровень конкурентоспособности продукции и систем, её производящих, является информацией стратегического значения. Умение владеть методикой определения уровня конкурентоспособности во многом определяет способности любой системы управлять собственной конкурентоспособностью.

Несмотря на то, что методика определения и повышения конкурентоспособности системы и продукции, ею производимой, различаются друг от друга, имеются общие точки соприкосновения, которые рассмотрим на приведённой ниже модели конкурентоспособности.

 

 

Лекция №2

Нормативно-законодательная база формирования










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...