Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон о техническом регулировании




Законодательной базой формирования системы ТОиР являются законодательные акты и различного рода стандарты.

Последние годы ознаменовались коренными изменениями в государственной политике. Важнейшим из таких изменений является отказ государства от тотального контроля качества и принуждения производителя соблюдать государственные стандарты в явной форме. В настоящее время стандарты являются рекомендуемыми документами, которые применяются на добровольной основе.

Государство, отказавшись от применяемой ранее тотальной системы управления всеми аспектами формирования качества продукции в различных отраслях промышленности, предоставило предприятиям свободу выбора направлений развития и производства продукции и оставило за собой функцию контроля над процессами производства и использования продукции и только с позиций их безопасности. Признавая свободу производителя от тотального госконтроля, государство создало при этом условия, в которых изготовитель стал нести полную ответственность перед потребителем за качество производимой им продукции на всех этапах жизненного цикла этой продукции.

В свете этих перемен изменились и мотивации для формирования системы ТОиР. В доперестроечное время разработкой этой системы занимались (используя техническую документацию заводов производителей) специализированные предприятия (Союзлесреммаш для лесных машин, ГОСНИТИ - для лесохозяйственной техники и т.д.). Эти предприятия, разрабатывая процессы организации и технологии проведения ТОиР, финансировались из госбюджета и были связаны с процессом производства машин только номинально, через государственные структуры управления. Теперь, в условиях рыночных отношений, эти функции и расходы на выполнение работ по формированию и реализации СТОИРТ законодательно закреплены за производителем машин.

Однако предприятия, выпускающие машины и оборудование для лесопромышленного комплекса, не имеющие опыта разработки информационно-технологической поддержки машин на постпроизводственных стадиях, оказались в затруднительном положении. Они в настоящее время не имеют пока возможности в полной мере обеспечить эти работы во всех аспектах: организационном, технологическом, кадровом. Применят «старые» методы кооперации, требующие передачи «на сторону» конструкторской и технологической документации на выпускаемые машины, производители, в силу изменившейся технической политики, перестали.

Это привело к тому, что технологические институты, оторванные от производства и оставшиеся на прежнем «бумажном» уровне разработки технологий ремонта, остались в стороне от процесса производства машин. Большинство из них в настоящее время практически потеряли свой интеллектуальный и кадровый потенциал в силу того, что их наработки в вопросах организации и технологии ТОиР оказались невостребованными со стороны машиностроительных предприятий.

В то же время изменившаяся ситуация требует от машиностроительных предприятий соответствия мировым стандартам в вопросах производства и использования техники. В полной мере это относится к вопросам разработки и реализации стратегии технического сопровождения машин на основе фирменной системы жизнеобеспечения.

Несомненно, что современный специалист должен в полной мере понимать изменившиеся принципы мотивации разработки и использования системы ТОиР. Рассмотрим базовые нормативно-законодательные документы, дающие потребителю мотивацию для формирования этой системы.

Основным законодательным актом, регулирующим в настоящее время отношения между участниками производства и использования продукции, в том числе и в вопросах приоритетности формирования системы ТОиР, является Федеральный закон «О техническом регулировании».

С текстом закона планируется более подробно знакомить студентов в процессе проведения практических занятий при изучении дисциплин «техническая эксплуатация» и «Технология ремонта машин и оборудования». Здесь же рассмотрим основные положения этого закона с позиций обеспечения законодательной базы для разработки и применения системы технического обслуживания и ремонта сложной техники.

 

Статья 1 этого закона [1], определяющая сферу его применения, гласит (курсив наш):

«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации u утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации u утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений»

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

-применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Единственным документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам её производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент.

Технические регламенты принимаются в целях:

- зашиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений·

- предупреждения действий, вводящих взаблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях нс допускается,

Технический регламент должен содержать обязательные для применения и исполнения требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время он не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случае в, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение требуемого уровня безопасности.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке илиэтикеткам и правилам их нанесения.

Таким образом, отметим со своей стороны ещё раз, что в тексте Закона, кроме всего прочего, акцентируется внимание на то, что технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и процессам эксплуатации. А поскольку характеристики изменяются по мере старения элементов продукции, то для поддержания декларируемых характеристик требуется проведение различных технических воздействий, т.е. ТОиР. Это говорит о том, что, производитель должен в обязательном порядке разрабатывать систему ТОиР. Разработка этой системы требуется и для обеспечения безопасной эксплуатации продукции.

В Российской Федерации действуют:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной совместимости;

- экологической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов. Чаще всего это объекты, имеющие степень риска выше той, что учтена общим техническим регламентом.

Нормативная баз а технических регламентов обеспечивается системой стандартизации.

Стандартизация, в соответствии с, осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

- добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарт а за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие:

>> несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации;

>> технических и (или) технологических особенностей продукции или по иным основаниям;

>> в случаях, когда Российская Федерация, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия данного международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, осуществляемых стандартизацией;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стабильность характеристик продукции поддерживается с помощью нормативных документов - стандартов. На территории Российской Федерации действуют национальные стандарты и стандарты организаций.

Стандарты являются рекомендательными документами, использование которых является добровольным. В стандартах устанавливаются рекомендуемые международными, национальными организациями характеристики продукции (например, допуски на размеры и др.), правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации (например, лабораторные испытания, технические требования и др.), хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам (например, предупреждающие знаки и пиктограммы опасности) и правилам их нанесения;

Ещё одним необходимым условием реализации рассматриваемого закона является подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

- удостоверения соответствия продукции техническим регламентам стандартам, условиям договоров;

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции работ, услуг;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

- уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

- недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

- защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

- недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств,

доказательств, полученных с участием органа по сертификации

и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра)

(далее - третья сторона).

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Таким образом, сертификация удостоверяет соответствие продукции техническим регламентам. Однако в течение жизненного цикла возможны нарушения технического регламента. Такая ситуация также предусматривается законом, который предписывает, что: «за нарушение требований технических регламентов, несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец и пр.) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Это законодательно закреплённая ответственность производителя перед потребителем является очень важным моментом. Законом оговаривается, что «если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вредu принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российский Федерации».

В законе даны рекомендации изготовителю о его действиях в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Механизм действия закона, общую методологию технического регулирования и структуру гарантий государства потребителю за соблюдением производителем технических регламентов можно представить в виде схемы, показанной на рис. 2. 1 .

Государственный контроль(надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов и только на стадии обращения (использования) продукции.

 

 

Требования технического регламента на продукцию
Которые обязательныдля применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Технический регламентДолжен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанные с безопасностью продукции  
Продукция
национальные
  организации
добровольное
  обязательное
документы, в которых в устанавливаются характеристики продукции, выполнения работ или оказания услуг (добровольное применение)
документальное удостоверение соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, условия договоров
Стандарты
Подтверждение соответствия
  Госконтроль
за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов и только на стадии обращения продукции
Соответствует техническим регламентам, стандартам, условиям договоров?
нет
да
Государство не имеет претензий к производителю
Государство обязывает производителя возместить потребителю продукции причиненный вред

 


При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технический регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном Федеральным законом. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)

несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Производитель, выпуская любую продукцию, в том числе машины, процессы или услуги, должен соблюдать соответствующие технические регламенты. Кроме того, продукция должна соответствовать стандартам, в которых устанавливаются различного рода характеристики этой продукции.

Например, изготовитель при производстве машин должен использовать комплектующие, которые соответствуют национальным стандартам или стандартам предприятия. Если производитель использует стандарты предприятия, то в этом случае должно выполняться условие, что требования, установленные стандартами предприятия к этим комплектующим, превосходят характеристики аналогичной продукции, регламентированные национальными или международными стандартами. В противном случае производитель не сможет подтвердить соответствие выпускаемой продукции техническому регламенту со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Необходим ость подтверждения соответствия продукции техническим регламентам, стандартам, условиям договоров (при условии, что производитель каким-то образом доказывает это соответствие), гарантирует использование стандартов. Производитель может и не соблюдать рекомендуемые

государством стандарты, однако в этом случае он рискует не подтвердить соответствие выпущенной им продукции техническим регламентам.

Таким образом обеспечивается соблюдение производителями национальных или международных стандартов, которые государство «рекомендует» для обеспечения соответствия продукции техническим регламентам.

Государство контролирует соблюдение производителем требований технических регламентов, стандартов и условий договоров с потребителями этой продукции. Если несоответствия не выявлено, то государство не выдвигает производителю никаких претензий. В противном случае государство обязывает производителя возместить потребителю продукции причиненный вред и гарантирует потребителю возмещение этого ущерба. И это является новым и очень важным для Российских производителей моментом, который заключается в использовании экономических рычагов воздействия на производителя в случае доказанности несоответствия продукции технически регламентам, стандартам и договорам.

 

 


Лекция №3

Эксплуатационные документы

Общие положения

В предыдущих разделах были рассмотрены вопросы нормативнозаконодательного плана, на основании которых производителю рекомендуется в обязательном порядке разрабатывать эксплуатационные документы (Эд) и ремонтные документы (РД). Разработка и использование этих документов является одним из основных условий эффективного функционирования СТОИРТ.

В этом разделе рассмотрены основные правила разработки таких документов с использованием оригинала текста соответствующих стандартов. Изучаемые нормативные документы даны с некоторыми пояснениями, поскольку предназначены для студентов, не знакомых с подобными вопросами. Стандарты рассматриваются в этой работе с позиций их применимо-

 

сти к машинам и оборудованию ЛПК. Не рассматриваются разделы документов, относящиеся к простым изделиям и изделиям, которые разрабатываются и (или) поставляются по заказам министерства обороны. Оригиналы стандартов более подробно будут изучаться студентами в процессе проведения практических, лабораторных работ и курсового проектирования.

Документы подразделяют на виды, которые имеют свой код. Виды документов и их определения приведены ниже в следующих разделах . Там же показана степень обязательности разработки документа.

При анализе видов документов следует обратить внимание на то, что практически все документы носят рекомендательный характер. Вданном случае рекомендательный характер рассматриваемых документов можно сравнить с добровольным принципом применения стандартов.

Производитель может не использовать стандарты, поскольку они носят рекомендательный характер. Однако в этом случае вероятность того, что он сможет подтвердить соответствие своей продукции техническому регламенту на эту продукцию, невелика. Так же обстоит дело и с ЭД и РД, которая для сложных технических изделий должна быть разработана в полном объёме, который регламентируется      [8 и 9].

Важность изучения состава и методики составления такого рода документации для будущих инженеров-механиков очевидна. Независимо от сферы будущей деятельности, инженер-механик должен хорошо разбираться в вопросах создания и использования как эксплуатационных, так и ремонтных документов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...