Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эксплуатационная технологичность машин




Понятие эксплуатационной технологичности и характеризующие ее основные свойства. Под эксплуатационной технологичностью машины понимается совокупность свойств конструкции, определяющих ее приспособленность к операциям технологического регулирования, ТО, диагностирования, заправки, транспортирования, хранения и ремонта.

К основным свойствам конструкции машины, характеризующим ее эксплуатационную технологичность, относятся контролепригодность, доступность, стандартизация и унификация составных частей, легкосъемность, восстанавливаемость, сложность операций ТО и Р, сохраняемость машины.

Контролепригодность характеризуется наличием на машине встроенных средств контроля технического состояния приборов, индикаторов состояния и т.п.), трудоемкостью измерения диагностических параметров, удобством подсоединения внешних средств диагностирования, унифицированных элементов контроля (например, штуцеров с одинаковой резьбой), минимальным перечнем проверяемых параметров, обеспечивающих полноту и достоверность контроля (диагностирования).

Доступность характеризуется наличием удобного свободного доступа к составным частям при технологическом регулировании,ТО и Р.

Стандартизация и унификация составных частей определяются уровнем применения стандартных и унифицированных деталей, стыковочных узлов и т. д., что позволяет использовать типовые процессы и оснастку при ТО и Р.

Легкосъемность характеризуется небольшой трудоемкостью замены неисправных деталей.

Восстанавливаемость машины определяется применением материалов и деталей, позволяющих восстановить составные части до номинальных значении их параметров состояния.

Сложность операций ТО и Р определяется их трудоемкостью и потребностью в сложном оборудовании, а также в исполнителях высокой квалификации.

Сохраняемость машины характеризуется возможностью поддержания ее эксплуатационных свойств при хранении (на открытой площадке, под навесом, в помещении); числом составных частей, требующих снятия при хранении, герметизации и консервации; количеством и характером необходимых консервационных материалов и способов их нанесения; трудоемкостью ТО при хранении.

В целом, чем выше эксплуатационная технологичность машин, тем меньше их простои, связанные с технологическим регулированием, ТО, диагностированием, ремонтом, подготовкой к транспортированию и хранению машин. Это, в свою очередь, оказывает влияние на повышение производительности машин, снижение затрат всех видов ресурсов на их техническую эксплуатацию.

Один из наиболее перспективных путей совершенствования ТО, диагностирования и хранения машин заключается в улучшении их приспособленности к операциям ТО и диагностированию. Приспособленность существующих машин к операциям технического сервиса весьма низкая, в связи с чем приходится выполнять значительный объем вспомогательных разборочно-сборочных и других операций, чтобы осуществить регулирование соединений, подключить контрольно-диагностические средства к машине, установить ее на опоры и т. п.

Исследования, проведенные в ГОСНИТИ, показали, что 60 ... 70 % общей продолжительности диагностирования составляет вспомогательное время, необходимое на подготовку, установку и снятие средств диагностирования.

Машины разных марок значительно отличаются одна от другой конструкцией мест регулирования, смазки, подключения средств диагностирования, очистки и окраски при хранении и др. В связи с этим используют громоздкий комплект различных приспособлений и устройств. Масса такого комплекта в передвижной ремонтно-диагностической мастерской доходит до 200 кг. Использование этих устройств дополнительно увеличивает вспомогательное время. Для подключения некоторых перспективных средств диагностирования приходится в процессе эксплуатации проводить изменения конструкции машин (например, сверление дополнительных

отверстий для установки датчиков).

Цель повышения приспособленности техники к операциям технического сервиса заключается в первую очередь в снижении до минимума трудоемкости и издержек на операции ТО, диагностирования, хранения путем уменьшения продолжительности и числа вспомогательных операции.

Требования к приспособленности машин к ТО. Основными направлениями повышения приспособленности машин к ТО являются:

• использование в машине составных частей с высокими показателями безотказности, долговечности и сохраняемости;

• внедрение автоматически регулируемых механизмов для сокращения числа операций планового ТО;

• сокращение объема ТО;

• кратность периодичности операций ТО;

• увеличение периодичности выполнения операций ТО, уменьшение видов ТО.

Конструкция машины должна быть приспособлена к системе ТО, принятой в лесном хозяйстве, отвечать условиям эксплуатации, быть адаптирована к серийным средствам проведения ТО, обеспечивать без дополнительной заправки топливом непрерывную работу механизмов не менее 10 ч, не требовать проведения мероприятий по ТО, связанных с перерывами в работе в течение смены.

Следует обеспечивать увеличение периодичности операций и сокращение числа мест, требующих ТО, без снижения безотказности машины, доступность к точкам обслуживания, простоту и удобство выполнения операций ТО, снижение в технически обоснованных случаях числа точек смазывания.

На машинах с пневматическими системами управления должны обеспечиваться возможности подкачивания шин от пневматических систем, продувки и очистки сеток, сердцевин радиаторов

и машин в целом. Машина не должна иметь мест, в которых образуются скопления влаги, пыли, отходов и других загрязнении, вода не должна попадать в емкости через сапуны и в кабину, должна быть обеспечена возможность быстрой очистки и самоочистки рабочих органов.

Технологичность операций ТО машины оценивается контролепригодностью, доступностью, легкосъемностью, взаимозаменяемостью, стандартизацией и унификацией элементов машины

и инструмента, преемственностью технологических процессов ТО, эргономическими характеристиками машины, безопасностью выполнения операций ТО.

Для смазывания машины должны использоваться масла и смазочные материалы, применяемые в лесном хозяйстве. Допустимое число типов смазок должно быть минимальным (не более трех для одной машины) и технико-экономически обоснованным. Расположение контрольных и сливных пробок должно обеспечивать свободный доступ к ним, возможность слива жидкости без потерь, исключить попадание смазочного материала на поверхности прилегающих частей машины или на руки обслуживающего

персонала.

Наливные горловины емкостей машин должны располагаться в доступных и защищенных от загрязнений местах, обеспечивать механизированную заправку, исключать попадание пыли и грязи в емкости при заправке. Уплотнения в подшипниковых узлах должны обеспечивать надежную защиту полостей от проникновения пыли и грязи. Конструкция и расположение пресс-масленок должны обеспечивать возможность применения стандартного смазочного оборудования с одним типом смазочного наконечника, полную и быструю очистку от пыли и грязи. В смазочной и топливной системах целесообразно применять сменные фильтрующие элементы одноразового пользования, быстродействующие зажимы и соединения. Замена элементов должна выполняться от руки без применения инструмента.

Конструкция емкостей для рабочих жидкостей, масла и топлива должна предусматривать возможность визуального контроля уровня в пределах допустимого перепада.

Разъемные соединения масло и топливопроводов, шлангов должны быть унифицированными; разъемные соединения трубопроводов низкого давления должны быть запорными и исключать вытекание жидкости при разъединении.

В трансмиссиях, ходовых системах гусеничных тракторов целесообразно применять централизованное смазывание подшипников или использовать подшипники с одноразовым смазыванием.

Конструкция машины должна обеспечивать возможность регулирования соединений и механизмов с минимальными затратами, выполнения операций в удобных позах, доступность к местам регулирования, наименьшее число регулируемых параметров.

Проверка технического состояния элементов гидравлических систем, электрооборудования, фильтров и механизмов, требующих регулирования, должна по возможности проводиться без демонтажа их с машины.

Для регулирования клапанного механизма конструкция дизелей должна обеспечивать возможность вращения коленчатого вала в противоположном направлении без нарушения работоспособности механизмов.

На гусеничных машинах необходи мо устанавливать механизмы регулирования стрелы прогиба гусеничных цепей.

Регулирование механизмов поворота и замена тормозных элементов самоходных машин должны проводиться без демонтажа других узлов и агрегатов с использованием лючков , расположенных в зоне с удобным доступом.

 Резьбовые соединения, устанавливаемые в труднодоступных местах, должны, исключать возможность самоотворачивания крепежных деталей. В наиболее ответственных соединениях необходимо применять самоконтрящиеся крепежные детали, изготовленные из качественных сталей с термической обработкой и покрытием наружных поверхностей.

Конструкция машин должна обеспечивать свободный доступ стандартными ключами к граням болтов и гаек, требующих подтягивания. Необходимо исключить проворачивание болта при подтягивании гайки или наоборот.

Воздухоочистители должны устанавливаться в доступном месте и в зоне минимальной запыленности, оснащаться индикаторами засоренности воздуха и быстродействующими зажимами. Их конструкция должна обеспечивать надежную герметичность всех соединений.

Аккумуляторные батареи должны размещаться вне кабины в местах, обеспечивающих возможность контроля уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе непосредственно на машине. Крышки аккумуляторного отсека необходимо снабжать быстродействующими зажимами.

Конструкции узлов и агрегатов электрооборудования должны обеспечивать влагозащищенность при наружной мойке машин и легкосъемность путем применения штекерных разъемов и других конструктивных решений.

Брызговики, защищающие агрегаты самоходных машин, обеспечивающие их эстетический вид и требующие демонтажа при ТО, должны закрепляться  быстросъемными устройствами или барашковыми гайками от усилия руки.

Конструкции передних мостов, дисков и шин колес должны обеспечивать возможность монтажа и демонтажа, а также регулирования сходимости колес с наименьшими затратами путем применения средств механизации.

Конструкции навесных и полунавесных машин должны иметь регулируемые подставки, обеспечивающие удобство составления машинно-тракторного агрегата и хранения машины. Навешенные лесохозяйственные машины не должны ухудшать доступ к местам обслуживания.

Машины, требующие выполнения операций ежесменного ТО (ЕТО) на высоте более 1,5 м от уровня земли, должны быть оборудованы подножками, откидными и стационарными площадками, лестницами, переходами с рифленой и обрезиненной опорной поверхностью. Для безопасного выполнения операций ТО следует исключить возможность самопроизвольного включения движущихся частей, обеспечить возможность использования исполнителями ТО средств индивидуальной защиты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1071.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...