Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскрыть скобки, объяснить написание частицы НЕ. Перестроить предложения , заменив слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное.




1.С тех пор у меня на всю жизнь осталось (не) доверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоученым, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей ученостью, а в жизни остаются обывателями и пошляками (Пауст.). 2. Я ожидаю (не) успеха, чтобы не сказать более (Т.). 3. А все (не) правда, все гораздо проще (Бл.). 4. –Где ваша совесть, люди вы или (не) люди?! –кричал этот старик (Пауст.).5. Девочка была (не) большая, но умная. 6. Она слушала (не) знакомые песни и сердце ее сжималось от горя. 7. У сестер были (не) сердечные отношения. 8. Крайне (не) красивое поведение ребят вызывало возмущение окружающих. 9. Он человек (не) богатый, но честный и благоразумный (П.). 10. Матвей очень дивился тому, что у Димы оказался такой (не) постоянный характер (Кор.). 11. Ни на какую ногу описываемый не хромал и росту был (не) маленького и (не) громадного, а просто высокого (М.Б.). 12. И тут я понял, что пришло время задать писателю (не) легкий для него вопрос. 13. Никому он (не) знакомый, но о нем как будто речь (Твар.). 14. Он помолчал, потом, (не) смотря мне в глаза... спросил каким-то стертым голосом...(Герц.). 15. (Не) просохшую одежду спешно пялит на себя (Твар.). 16. Твой (не) досказанный упрек я разгадать вполне не смею (П.). 17. Телегин сложил (не) дочитанное письмо (А.Н.Т.). 18. В комнате стояли ширмы, (не) оклеенные обоями (Л.Т.). 19. Площадь ржаного поля оказалась совершенно (не) защищенной (Фад.). 20. (Не) трудно было догадаться, что это художник (Пауст.). 21. Да она и сама (не) плохо справлялась с хозяйством и могла бы легко обходиться без мужской помощи (Шол.).

 

9. Объяснить, как меняется смысл предложений в зависимости от слитного или раздельного написания частицы НЕ.

1. На симпозиуме присутствовали ученые лингвисты и не лингвисты. – На симпозиуме присутствовали ученые лингвисты и нелингвисты. 2. Сегодня в нашей поликлинике работают медики и не медики. – Сегодня в нашей поликлинике работают медики и немедики.3. Виноград невкусный. –Виноград не вкусный. 4. Иванов –вовсе неизвестный писатель. – Иванов – вовсе не известный писатель. 5. Чувствую я себя совсем недурно. – Чувствую я себя совсем не дурно. 6. Читаю я не много. –Читаю я немного.

 

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

Служебные слова БЫ, ЛИ, ЖЕ.

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты –осуществляться!

Были же... БЫ, ЛИ, ЖЕ... Три маленькие частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой.

Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ- или –НИБУДЬ, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов –это нужно всегда твердо помнить! У каждой из них свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному. БЫ – мечтает. ЛИ – сомневается. ЖЕ – утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из них! Не проживете! (Ф.Кривин).

 

Сочинение по аналогии. Прочитать текст, определить роль частиц в создании речевой характеристики героя. Составить по аналогии текст о частицах-«паразитах».

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того...» - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил... «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того...»                   (По Н.Гоголю)


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ




Занятие №2.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Самодиктант.

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ

-А, здравствуйте!

-Извините, я не А, я О.

-О, значит, тезка! А голос у тебя –совсем как у А.

-Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

-Что же у тебя за место такое?

-Периферия. Ты вот в центре, тебе – все внимание, а обо мне –кто помнит?

Разговор происходит в слове между двумя гласными: Ударным О и О Безударным.

-Конечно, -жалуется Безударный,- слог у меня не тот. В твоем положении легко звучать. Я бы на твоем месте еще не так зазвучал!

-Так ведь я – под ударением,- напоминает Ударный. –Стань под ударение и звучи. Кто тебе мешает?

Безударный произносит какой-то звук, больше напоминающий А, чем О, и умолкает.

-Ну, как, станешь?- продолжает Ударный.- Ты станешь ударным, я – безударным...

Молчит Безударный. Хмурится. Ему не хочется меняться. Кому охота ставить себя под удар? (Ф.Кривин)

2. Подчеркнуть непроверяемые гласные в словах. Написать сочинение-миниатюру, используя слова одной из тематических групп.

Город: архитектура, асфальт, газон, витрина, гостиница, карусель, киоск, квартира, консерватория, концерт, магистраль, поликлиника, постамент, почтальон, пьедестал, трамвай, троллейбус, университет, ярмарка.

Школа:аттестат, директор, дисциплина, конспект, микроскоп, молекула, образование, программа, профессия, ровесник, сверстник, свидетельство, секретарь, юннат.

Спорт:байдарка, бассейн, велосипед, волейбол, диплом, комплекс, комплект, маршрут, олимпиада, спартакиада, ориентир, популярный, преодолеть, пьедестал почета, рекорд, состязание, трамплин, чемпион.

 

 Занятие № 3-4.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ

Самодиктант.

ТУМАН

Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто это подстилка из облаков, окутавшая землю белым густым покровом.

Да ведь это так и есть! Потому что и облака в небе, и туман, простилающийся низко над землей, состоят из крохотных капелек воды.Поэтому попасть в туманное облачко – все равно что тебя обмакнули в воду!

Туманы бывают во все времена года: весной, летом, осенью и даже зимой. Но гуще всего бывает туман на заре, по утрам, когда земля сильно остынет.

Но вот зорька миновала, замерла природа, взошло солнце, загорелось все от его лучей – и туман тут же рассеялся, растаял.

Сочинение по аналогии. Вставить пропущенные буквы. Составить другой текст по аналогии, используя однокорневые слова с одним из типов чередующихся гласных.

Папирус – это болотное р...стение. Еще в древние времена оно р...сло в Египте по берегам Нила. Папирус выр...щивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус выр...стает, достигнув 3-5 метров и толщины с руку, проникнуть в его зар...сли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разр...стаясь, группа р...стений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.

Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произр...стает на озере Чад.

Занятие №5.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

ГЛАСНЫЕ О,Е,И,Ы ПОСЛЕ Ц.

Самодиктант.

ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ

Аист с нами прожил лето,                    Панцирь носит черепаха,

А зимой гостил он где-то.                    Прячет голову от страха.

Бегемот разинул рот:                            Роет землю серый крот-

Булки просит бегемот.                          Разоряет огород.

Воробей просил ворону                        Спит спокойно старый слон -

Вызвать волка к телефону.                   Стоя спать умеет он.

Гриб растет среди дорожки,-               Таракан живет за печкой -

Голова на тонкой ножке.             То-то теплое местечко!

Дятел жил в дупле пустом,           Ученик учил уроки -

Дуб долбил, как долотом.             У него в чернилах щеки.

Ель на ежика похожа:                   Флот плывет к родной земле.

Еж в иголках, елка – тоже.           Флаг на каждом корабле.

Жук упал и встать не может.        Ходит по лесу хорек,

Ждет он, кто ему поможет.            Хищный маленький зверек.

Звезды видели мы днем                 Цапля, важная, носатая,

За рекою, над Кремлем...               Целый день стоит, как статуя.

Иней лег на ветви ели,                   Часовщик, прищурив глаз,

Иглы за ночь побелели.                  Чинит часики для нас.

Кот ловил мышей и крыс.              Школьник, школьник, ты силач:

Кролик лист капустный грыз.       Шар земной несешь, как мяч!

Лодки по морю плывут,                  Щеткой чищу я щенка,

Люди веслами гребут.                      Щекочу ему бока.

Мед в лесу медведь нашел, -           Эта кнопка и шнурок -

Мало меду, много пчел.                   Электрический звонок.

Носорог бодает рогом.                      Юнга – будущий матрос -

Не шутите с носорогом!                   Южных рыбок нам привез.

Ослик был сегодня зол:                   Ягод нет кислее клюквы;

Он узнал, что он осел.                       Я на память знаю буквы.

                                                                         (С.Маршак)

 2. Составить сочинение-миниатюру «Случай в пути», употребив предложенные слова и словосочетания (расширить список слов и словосочетаний с гласным после шипящих и Ц).

Шофер, шоссе, шорох, шепот, мальчонка, товарищ, черная собачонка, желтые цветы, крыжовник, укрыться плащом.

Занятие №6.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...