Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объяснить различие или сходство в написании конечных согласных основ и суффиксов приводимых ниже попарно слов.




Кавказский – вязкий, узкий – русский, уэльский – таммерфорсский, киргизский – близкий, конский – тайваньский, сентябрьский – январский, тянь-шаньский – астраханский, кременецкий – ниццкий.

11. Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов:

а)ко…ый, конопля…ый, листве…ый, сторо…ий, дровя…ой, серебря…ый, песча…ый, мали…ый, ряби…ый, дружи…ый, родстве…ый, сезо…ый, пья…ый, рдя…ый, муравьи…ый, лебеди…ый, голуби…ый, полотня…ый, стекля…ый, оловя…ый, бара…ий, павли…ий, време…ой, име…ой, племе…ой, ю…ый, ю…ат, утре…ий, жизне…ый, операцио…ый, конституцио…ый, ветре…ый, безветре…ый, проветре…ый.

б) безым…ый герой, безым…ый палец, безым…ая высота; масл…ые краски, масл…ый блин, масл…ая каша, масл…ый взгляд, масл…истый; ветр…ый день, ветр…ой двигатель, ветр…ый юноша; сол…ый борщ, сол…ой пласт, сол…ая кислота.

12. Сопоставить приведенные ниже попарно примеры. Объяснить правописание использованных в них орфограмм:

а) золоче…ые изделия – позолоче…ые изделия, сея…ые травы – сея…ые весной травы, соле…ые огурцы – соле…ые осенью огурцы, ноше…ый пиджак – ноше…ый братом пиджак, правле…ые рукописи – правле…ые корректором рукописи, лома…ая линия – излома…ая изгородь;

б) поноше…ое пальто – немного поноше…ое мною пальто, да…ый момент – да…ая для передачи книга, наложе…ым платежом – с наложе…ым на перелом гипсом; стира…ое, но неглаже…ое белье – стира…ое и выглаже…ое белье; балова…ые дети – балова…ые родителями дети, кова…ый сундук – кова…ый железом сундук, корчева…ый участок – корчева…ый вручную участок, дела…ое восхищение – дела…ое неоднократно замечание;

в) 1. Мысли в ней рассея…ы, как тучи после бури (П.). – Екатерина Федоровна была в этот день необыкновенно рассея…а (Б. Пол.). 2. Все мысли их были сосредоточе…ы в это время в самих себя (Г.). – Выражение его [Павла Петровича] лица было сосредоточе…о и угрюмо (Т.).               3. Изыска…о новое месторождение нефти. – Описание лунного вечера длинно и изыска…о (Ч.). 4. Девушка воспита…а и обуче…а в детском доме. – Это неплохая девочка; она только невоспита…а (Дост.). 5. Время нашей поездки ничем не ограниче…о. – Неограниче…о и беспредельно счастье, которое человек почерпает из полноты своих растущих душевных сил    (А. Н. Т.).  6. Она намере…а изучить новые книги по геологии. – Его выходка была намере…а. 7. Братья были удивительно преда…ы друг другу. – Они всегда уважали друг друга, были внимательны и преда…ы.

Самодиктант.

СОЛОВЕЙ

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щелканье соловья.

Соловей – одна из самых распространенных у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие темные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в теплые страны. Весной соловьи прилетают на родину в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь.

Затем соловьи-родители принимаются вить гнезда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются по опушкам леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни. Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнездо, и соловей перестает петь. Всю остальную часть лета соловьи ведут скрытую жизнь и не поют. На свете не найти птички, которая пела бы лучше соловья. (По М. Богданову)

 

Написать сочинение-миниатюру «Осенний пейзаж», употребляя прилагательные разных разрядов.

Осень: багряная, ветреная, дождливая, золотая, нарядная, серая, пышная, слякотная, теплая, туманная, студеная, сухая, яркая; глубокая, запоздалая, поздняя, ранняя; грустная, задумчивая, печальная, чудесная, унылая, плодоносная.

Краски осени: желто-красная, оранжевая, золотая, огненно-красная, багряная, пурпурная, алая; волшебная, неповторимая, праздничная, пестрая.

Береза: белая, беззащитная, белоствольная, высокая, ветвистая, густая, кудрявая, нарядная, плакучая, прозрачная, пышная, развесистая, стройная, тонкая, тонкоствольная, золотая; веселая, милая, грустная, наивная, печальная.



Занятие № 13-14

Тема: ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1.Глагол как часть речи.

2.Типы спряжения глаголов.

3.Правописание глаголов.

    3.1.Употребление Ь в глаголах.

3.2.Правописание личных окончаний глаголов.

3.3.Правописание суффиксов глаголов.

3.4.Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения.

3.5.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 78-83.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 56-63.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 112-114.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

 

Выполнить упражнение 216 (Ковалев, Горяной. Современный...)

 

Определить тип спряжения глаголов. Записать глаголы в две колонки.

Слышать, рассеяться, дуть, задерживаться, таять (обращаться в жидкое состояние), таить (скрывать), развеяться, выздороветь, опротиветь, хотеть, налить, бежать, выпить, брезжить, посеять, обессилить, обессилеть.

 

Найти, в какой группе встречаются глаголы разных спряжений.

   1.Служу, учу, говорю, стою.

2.Купаюсь, читаю, несу, берегу.

3.Трещу, лежу, чищу, думаю.

4.Терплю, выхожу, смотрю.

 

Выписать слова с пропущенными буквами. Сделать вывод о правописании Ь в глаголах.

1.Не сиди...ся в хате тесной, не лежи...ся на печи (Н.). 2.Очень знать нам хоч...ся,звездная Медведица, как вам ночью ход...ся, как вам ночью езд...ся (В.М.). 3. Шатры разобраны, телеги готовы двинут...ся в поход (П.). 4.Люби ж, покуда люби...ся, встречай, пока встречае...ся (Исак.). 5. Хорошо бы, как ветками ива, опрокинут...ся в розовость вод (Ес.). 6. Легко обжеч...ся, когда тороп...ш...ся (погов.). 7. Беду скоро нажив...ш..., да не скоро выжив...ш...(посл.). 8.За ветром в поле не угон...ш...ся (посл.). 9. Не играй с огнем, мож...ш... обжеч...ся (посл.). 10. Голову спряч..., съеж...ся, милый ежик! (Марш.).

 

Употребить глаголы в будущем времени.

1.-Это, брат, такой человек! Не сдается и не (сдаваться) (Троф.). 2.Мне не (удаться) побывать у Вас в Царском... (Бл.). 3.Такую панораму вряд ли где еще (удаться) мне видеть (Л.). 4. После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец (поддаться) (Г.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...