Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, выделить союзы. Произвести орфографический разбор текста.




В 1854 году на неб...склоне ру(с,сс)кой поэзии появилось новое имя –Козьма Прутков. Некрасовский журнал «Совреме(н,нн)ик», открывший (к) тому времени (не)мало дарований, (не) просчитался и (на)этот раз. Особе(н,нн)о (по)душеновому автору были эпигра(м,мм)ы, комедии, а так(же) басни. Публикуются его «Плоды раздум...я» - свод чеканных аф...ризмов, при(чем) многие знамениты и ныне: Смотри в корень!; Никто (не)обним...т (не)объятного; Если хочеш... быть счас...ливым, буд... им! и другие. (За)тем читатели узнали, что К.Прутков стал действительным статским советником, при(том) создал правительственные про...кты. И(так), К.Прутков – яркое пор...ждение русской литературы. Придумали(же) его, его биографию, а так(же) басни, пьесы, песни

Алексей Толстой и его (двою)родные братья –Алексей и Владимир Жемчужниковы (По книге «Русские писатели Х1Х –начала ХХвека»).

 



Занятие № 17

Тема: СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ЧАСТИЦА) : ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1. Частица как часть речи.

2. Правописание частиц.

2.1. Раздельное написание частиц.

2.2. Дефисное написание частиц.

2.3. Различение частиц НЕ и НИ.

2.4. Слитное и раздельное написание частицы НЕ с разными частями речи.

2.5. Слитно и раздельное написание частицы НИ с разными частями речи.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 124-148.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 147-182.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 134-144.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение 274(Ковалев, Горяной.Современный...)

 

Переписать, раскрыв скобки. Подчеркнуть частицы и объяснить их правописание.

1. Петя был правдивый мальчик. Да (же) самая маленькая ложь приводила его в смущение (Кат.).2. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну. Что(ж), дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. (Вот) уж тогда делайте, что хотите (Остр). 3. Касьян потупился, откашлялся и как (будто) пришел в себя (Т.). 4. Очень сыро было и холодно в лесу, а то (бы) тут (же) вместе с глухарями блаженно уснул (Пришв.). 5. Если (бы) не тетерева и не куропатки, вероятно, я (бы) совершенно с ними раззнакомился (Т.). 6. Буланину достался очень широкий пиджак, достигавший ему чуть (ли) не до колен (Купр.). 7. Солнце только (что) село; на небе высоко стояли длинные красные облака (Т.). 8. Выглянувши, оба лица в ту (же) минуту спрятялись (Т.). 9.Тебе (ль) с слоном возиться? (Кр.). 10. У тетушки княжны Елены все тот (же) тюлевый чепец (П.).

 

3. Выяснить значение морфем –то, -либо, -нибудь, -кое, -ка, -де, --с, -тка(см. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем...).

Раскрыть скобки, выделить частицы, объяснить их правописание.

1. «А что (ж), -подумал про себя Чичиков,- заеду (ка) я в самом деле к Ноздреву» (Гог.). 2. –А что у отца (то), большая семья? (Некр). 3. Сережа, ты завтра принесешь (таки) двойку. Сию минуту садись заниматься! (Сераф). 4. Попробовал было еще зайти кое (к) кому... (Гог.). 5. Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства (Т.). 6. Наконец, судьба (таки) растащила нас: их увлекла домой, меня... в Швейцарию (С.-Щ.). 7. Ну (тка), покажи опять паспорт (С.-Щ.). 8. Давыдов как (то) сумел и в Разметнова вселить уверенность (Шел). 9. (Кое) где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками (Г.). 10.Не очень (то) весело одному в лесу черной осенней ночью (Бианки). 11. Леонтьев всегда испытывал необъяснимую грусть, когда становился свидетелем чего (либо) простого и прекрасного (Пауст). 12. Кому (ж) нибудь я должен сказать это! 13. (Кое) с чем мы уже согласились.

 

Объяснить постановку частиц НЕ и НИ.

1.Степан Михайлович н.. плакал, н.. сидел беспрестанно над больным, но едва ли н.. больше всех страдал душою (Акс.). 2. Н.. одной птицы н.. видно, и н..что н.. напоминает о близости живых существ (Федос). 3. Два десятка солдат в полчаса проложили бы сквозь вал прекрасную, ровную дорогу. Но н..кто этого н.. делал, распорядиться было н..кому (Верес). 4. Быстрыми шагами вернулся я к ограде, перескочил через нее на дорогу и чуть н.. бегом пустился домой (Тург.). 5.Есть род людей, известных под именем: люди так себе, н.. то н.. се, н.. в городе Богдан, н.. в селе Селифан, по словам пословицы (Гог.). 6. Красавица н.. могла н.. заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица (Гог.). 7. Из училища Сергей вышел младшим лейтенантом. И куда бы потом н.. бросала его война: под Курск, на Днепр, в каких бы горячих схватках он н.. участвовал, мысли о первых месяцах боев н.. выходили из головы (Рыб.). 8. Вдруг с живописцем поравнялся н..кто в плаще (Анток.). 9. Онежка н.. боялась до тех пор, пока н.. стало вдруг темно. Темнота наступила неожиданно и непонятно почему. Где-то далеко впереди вспыхнул яркий свет, который н.. то ослепил ее, н.. то сжал, сдавил тучи (Залыг.). 10. Ларисин избранник оказался так себе, н.. рыба н.. мясо – сразу н.. отгадать, что за человек (Пан.). 11. Миша, н..чего н..кому н.. сказав, исчез из деревни (Полев). 12. Как н.. грозна река весной, а вы отыщите поросшую густым, как шерсть, мохом каменную плиту и садитесь на нее (Бабаев).

 

Составить предложения с устойчивыми сочетаниями.

Не в духе, не под силу, как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало, ни то ни се, ни туда ни сюда, ни слуху ни духу, ни в какую, ни для чего, ни для кого, ни за что, не покладая рук, не на шутку, не в меру, далеко не, не под силу, не по сердцу, не в ладах, не с руки, куда ни шло, откуда ни возьмись.

 

Выписать из орфографического словаря все слова, которые не употребляются без НЕ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...