Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Написать сочинение-миниатюру «Нет на свете орудия сильнее слова» (К.Станиславский), уместно употребляя союзы разных разрядов.




 

Занятие № 17

Тема: СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (ЧАСТИЦА) : ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Самодиктант.

Служебные слова БЫ, ЛИ, ЖЕ.

Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеются, а мечты –осуществляться!

Были же... БЫ, ЛИ, ЖЕ... Три маленькие частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой.

Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ- или –НИБУДЬ, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов –это нужно всегда твердо помнить! У каждой из них свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному. БЫ – мечтает. ЛИ – сомневается. ЖЕ – утверждает.

И попробуйте прожить хоть без одной из них! Не проживете! (Ф.Кривин).

Сочинение по аналогии. Прочитать текст, определить роль частиц в создании речевой характеристики героя. Составить по аналогии текст о частицах-«паразитах».

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: «Это, право, совершенно того...» - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил... «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того...»                   (По Н.Гоголю).


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МОДУЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ





Содержательный модуль № 1

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

2. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, в русских и заимствованных словах.

3. Правописание чередующихся гласных Е-И, О-А в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня.

4. Правописание чередующихся гласных О-А в зависимости от места ударения в слове, в зависимости от конечной согласной корня, в зависимости от лексического значения корня.

5. Правописание гласных О и Е после шипящих вкорнях слов, в суффиксах и в окончаниях.

6. Правописание гласных О и Е после Ц.

7. Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах.

8. Правописание двойных и непроизносимых согласных.

9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных и в грамматических формах.

10. Употребление разделительного Ъ и Ь.

11. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Правописание приставок на З-, С-.

12. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

13. Употребление прописной буквы.

 

Содержательный модуль № 2

1. Имя существительное как часть речи.Типы склонения существительных. Правописание окончаний имен существительных.

2. Правописание суффиксов имен существительных.

3. Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных.

4. Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

5. Сложное слово. Слитные и дефисные написания сложных существительных и прилагательных.

6. Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

7. Склонение числительных. Правописание падежных окончаний числительных.

8. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению, их склонение.

9. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений.

10. Написание сочетаний НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК – НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ); НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ).

11. Глагол как часть речи. Типы спряжения глаголов. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.

12. Правописание омонимичных форм глаголов изъявительного и повелительного наклонения. Употребление буквы Ь.

13. Предлог как часть речи. Правописание предлогов.

14. Союз как часть речи. Правописание союзов.

15. Частица как часть речи. Правописание частиц.

16. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (МОДУЛЬ 1)




ВАРИАНТ 1

(модуль 1)

Задание: раскрыть скобки, выбрав правильное написание; объяснить наличие орфограммы.

В этот день мы (с,з)г(о,а)ворились с утра пойти на к(о,а)ток, и все нам что-то м(и,е)шало. То Катя о(т,д)кладывала, то я. Наконец, с(а,о)брались, п(о,а)шли, и катан(ь,ъ)е нач(я,а)лось неуда(чн,чьн)о. Во-первых, пришлось на м(о,а)розе прождать с полчаса: каток был з(о,а)вален снегом, закрыт, и снег уб(и,е)рали. Во-вторых, у Кати на первом же круге сл(а,о)мался к(а,о)блук, и пр(е,и)шлось пр(е,и)хватить конек кожаным рем(и,е)шком, который я взял с собой на всякий случ(а,я)й. Это бы ещ(о,ё) полбеды. Но ремеш(о,ё)к мой все время р(а,о)(с,сс)тегивался. Пришлось вернуться в раздевалку и отдать его сердитому краснощ(е,о)кому слесарю, который с ужасным скрежетом точил коньки на круглом грязном т(о,а)чиле. Только (чт,шт)о поч(и,е)нил он пря(ж,ш)ку, как самый ремеш(о,е)к оборвался - он был свиной, а попробуйте-ка скрюченный свиной ремеш(о,е)к завязать на морозе. Наконец все было в порядке. Снова пош(о,е)л снег, и мы долго катались, взявши(сь,с) за руки, больш(и,ы)ми полукругами то вправо, то влево. Эта ф(и,е)гура называется го(лл,л)андским шагом.

Снег мешает хорошим конькобежцам. Но как приятно, когда на к(а,о)тке вдруг начинает и(дт,тт)и снег! Никогда на к(о,а)тке сн(и,е)жинки не падают ровно на лед. Они начинают кружиться (потому что люди, кружащиеся на льду, подн(и,е)мают ветер) и долго взлетают то вверх, то вни(з,с), пока не л(о,а)жатся на светлый лед. Это очень красиво, и я почу(вст,ст)вовал, что все на свете хорошо. Я знал, что и Катя чу(ст,вст)вует это, несмотря на твердый, как железо, свиной ремеш(е,о)к, который уже натер ей ногу, и тоже радуется, что идет снег и что мы катаемся с ней просторным го(лл,л)андским шагом.

Потом я стоял у к(о,а)ната, которым была огорожена фигурная пло(сч,щ)адка, и смотрел, как Катя делает двойную во(см,сьм)ерку. Сперва у нее ничего не выходило, она сердилась и говорила, что во всем виноват к(а,о)блук, потом вдруг вышло, и так здорово, что какой-то толстяк, старательно выпис(о,ы)вавший круги, даже крякнул и крикнул ей: "Хорошо!"

Потом мы снова катались го(л,лл)андским шагом, а потом уселись под самым оркестром, и Катя вдруг пр(е,и)близила ко мне разгоряченное, р(о,а)скрасневшееся лицо с ч(о,е)рными ж(ы,и)выми глазами... (308 слов)

(В.Каверин)

 



ВАРИАНТ 2

(модуль 1)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...