Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.




За околицей деревеньки виднелся густой смешанный лес. Чтобы попасть в него, нужно было пройти через болотце. Оно небольшое, но коварное своими почти незаметными топями. Когда-то здесь протекала лесная речонка. Со временем она обмелела, заросла камышом, тиной, а затем почти исчезла. А тем временем шло заболачивание, и вот когда-то богатое пышное угодье превратилось в болото. Этому помогли и лесные пожарища. В сомом узком месте болотца до сих пор бережно сохраняют остатки дощатого мостика с бревенчатым перильцем с правой стороны. Мосточек соединяет один кусочек твердой земли с другим. Кое-где в болотце еще проглядывают черные зеркальца воды. К ним, словно гигантские щупальца, устремляется ярко-зеленая поросль березы и особого мха, называемого «кукушкиным льном». По-видимому, речонка каким-то образом до сих пор сохраняет совершенно незаметную для окружающих текучесть.

Благополучно перебравшись поближе к лесу, мы с благодарностью повернулись лицом в ту сторону, откуда вдруг дунул приятный легонький ветерок. Здесь, на опушке леса, как-то особенно звонко стрекочет кузнечик, перебираясь меж травинок, соломинок, взбираясь то на цветочек, то на листочек. Смешались запахи близлежащих пашен, рощ, лесной хвои, и приболотного травяного растеньица стебельника. Они словно одурманили нас, и мы в забытьи просидели более часа на земляной насыпи, которая чем-то напоминала завалинку деревенского домика. Наконец мы решили обследовать лес. Он был явно нестарый, но густой, с подлесками. Наше внимание привлек необычный значок на одной из сосен: он напоминал изображение стрелы, направленной вниз кончиком. Внизу, где положено быть наконечнику, был подвешен стаканчик, похожий на железный кулёчек. В нём находилась белая масса наподобие топлёного масла. Что это? На наше счастье мимо проходил лесной объездчик. Он рассказал нам, что эти знаки-отметинки делают люди особой профессии – «лесные вздымщики». Они занимаются добычей особого сока, который выделяют хвойные деревья, если им нанести раны. Сок этот называют живицей (им дерево как бы залепляет и тем самым заживляет нанесённые раны). По сделанной вздымщиком стреле сок стекает в железный колпачок – приёмник живицы. Добыча её – очень важная отрасль лесного хозяйства.

 

18. Написать сочинение миниатюру на тему « Почему я хочу быть хорошим журналистом», объяснить правописание имен существительных.

 



Занятие №12

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Склонение имен прилагательных.

3. Правописание окончаний прилагательных.

4.  Правописание суффиксов прилагательных.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 62, 63-64, 65-66, 67, 68, 70.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 69-78, 80-84.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 97, 98-100.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение 186 (Ковалев, Горяной. Современный…)

 

2. а) Прочитать отрывки из стихотворений;

 б) выписать имена прилагательные;

 в) определить, к какой разновидности склонения (твердой, мягкой, смешанной) они относятся;

 г) дописать пропущенные окончания прилагательных.

                        1. Вот тростник сухой и звонкий…

                        Добрый Пан, перевяжи

                        Осторожно нитью тонк…

                        И в свирель его сложи!

                                 (А. Майков)

                        2. Нет почётней властвовать над почвой,

                        В светлом мае, в августе сухом

                        Постигать таинственный и точн…

                        Урожаев будущих Закон.

                                 (Б. Чичибабин)

                        3. Мне грустно! Меня раздражает

                        И солнца осеннего блеск,

                        И лист, что с берёзы спадает,

                         И поздн… кузнечиков треск.

                                 (А. Майков)

                        4. Единое счастье – работа,

                        В полях, за станком, за столом, –

                        Работа до жарк… пота,

                        Работа без лишн… счёта, –

                        Часы за упорным трудом!

                                 (В. Брюсов)

5. Раскинулось поле волнист… тканью

И с небом слилось темно-син… гранью,

И в небе прозрачн…щитом золот…

Блестящее солнце сияет над ним.

                                 (Никитин)

 

Переписать, вставляя пропущенные буквы.

1. Убитых было трое: два казака и третий иногородн…й. (Перв.) 2.Черимов подумал, что междугородн…й хоккейный матч, объявленный за месяц вперед, наверняка состоится. (Леон.) 3. Мы видели простор бескрайн…й впереди. (Д. Бедн.) 4. Извозчик доставил меня к загородн…му вокзалу, светившему издалека своими огнями. (Корол.) 5. Через двадцать верст, под Большой Разводной, в роще увидели казаки загородн…е дома богачей. (Задорн.) 6. Прежде всего надо было выяснить, как влияют на жизнь города сады, парки и пригородн…е леса. (Паустов.) 7. Мы жили в большом подгородн…м дому. (Некрасов)

Просклонять (письменно) прилагательное ВОЛЧИЙ и ГОРЯЧИЙ, объяснить разницу в окончаниях.

 

Списать предложения, согласуя поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.

1. Круглолиц…й, с хорошим, очень ясным взглядом (девичий) глаз, он понравился мне (М. Г.). 2. Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи (Г.). 3. В песок косы, усеянный (рыбий) чешуей, были воткнуты деревянные колья (М. Г.). 4. Жил в соседнем (помещичий) лесу сторож Михайло Песков (Глад.). 5. В книге были прекрасные рассказы, – простые и тяжелые, как шаги (усталый) человека (К. Паустовский).

Образовать от следующих прилагательных краткую форму.

Случайный, скромный, широкоплечий, разумный, опасный, хороший, способный, беззлобный, свежий, целебный, наивный, горячий, невыгодный, необычный, жгучий, достойный, трескучий.

С помощью указанных суффиксов образовать имена прилагательные от следующих слов. Подчеркнуть те слова, где происходят изменения в производящей основе.

-ев-, -ов-:эмаль, грош, ёж, замша, ситец, свинец, плюш;

-ив-, -лив-,-чив-: милость, услуга, обида, удача, урод;

-ист-:обрыв, пена, морщина, навар;

-чат-,-ат-:бревно, гребень, коробка, брусок, доска, черепица, бороздка, бородавка, звезда, таблица, крупица.

8. Списать, вставляя пропущенные буквы:

a) развил…стый, ступенч…тый, беж…вый, холщ…вый, хорош…нький, низёх…нький, марганц…вый, проказл…вый, задумч…вый, пластинч…тый, размаш…стый, ялт…нский, грозн…нский, ровн…нский;

b) камыш…вый, песц…вый, окун…вый, еж…вый, зародыш…вый, топаз…вый, бензин…вый, лед…витый, плакс…вый, расчетл…вый, сол…вой, прожорл…вый.

9. Образовать прилагательные на –ЧИЙ от приводимых ниже слов.

Лягушка, индюшка, кошка, кукушка, старушка, чиновник, извозчик, разбойник, поросенок, собака.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 938.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...