Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вставить, если необходимо, пропущенные буквы. Произвести орфографический разбор текста.




ВРАГ И ДРУГ

Осужденный на вечное заточен(...)е узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился проч(...). За ним мчалась вскач(...) погоня. Но вот перед беглецом глубокий ручей. Что делат(...), когда не умееш(...) плавать? Между берегами перекинута гнилая дощеч(...)ка. Беглец(...) уже занес(...) на нее ногу.

Случилос(...) так, что здес(...) же, у реки, стояли и лучший приятел(...), и от(...)явленный враг. Друг закричал: «Что ты делаеш(...)? Опомнис(...), безумец(...)! Ты же видиш(...), что доска сломает(...)ся под твоей тяжест(...)ю и ты погибнеш(...)!» – «Но, видиш(...), другой переправы нет. А погоню слышиш(...)?» – в отчаян(...)и простоналбеглец(...) и ступил на жерд(...).«Проч(...)! Не допущу!» – возопил друг и выхватил спасител(...)ную доску. Бурные воды точь-в-точь ждали этого.

Враг самодовол(...)но усмехнулся и пошел проч(...), а друг начал гор(...)ко плакат(...) о своем горемыч(...)ном друге. «Вед(...) он должен был всю жизн(...) томит(...)ся в тюр(...)ме. А тепер(...)-то он не страдает, тепер(...) ему легче. Видно, такая ты достаеш(...)ся другим, участ(...).» И добрая душа продолжала безутешно рыдат(...) о своем друге.

                                 (И. Тургенев. Стихотворение в прозе)

 

14. Самодиктант. Подчеркнуть слова с Ь, объяснить их правописание. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.

МЯГКИЙ ЗНАК

Мягкий Знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, – но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения. Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкийхарактер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твердого Знака.

                                                                      (Ф.Кривин)



ЗАНЯТИЕ №8-9.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. ГЛАСНЫЕ И, Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК.

План

1. Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

2. Правописание приставок на З-, С-.

3. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

4. Правописание гласных после приставок.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 37, 38, 39-40.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991, гл. VIII.

3. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 40-41, 49-56.

4. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 75, 76-77, 78-79, 80.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

Выполнить упражнения 145,146 (Ковалев, Горяной ...)

Переписать предложения, раскрыв скобки и выбрав верное написание, а также вставить пропущенные буквы.

1. Мятежники (с,з)били караулы и рогатки и устремились по городским улицам. (Пушк.) 2. Марья Гавриловна п..дошла (с,з)дороваться с папенькой и с маменькой. (Пушк.) 3. Сын вместе с матерью приехал к нему сюда, в Ташкент, полгода назад, чтобы быть (с,з)десь подле него. (Сим.) 4. Серпилин хорошо пре..ставлял себе, чего могут ждать люди в окружении. (Сим.)     5. Фамилия забылась, остался в памяти только подвиг, в одну сентябрьскую ночь, когда дивизии до з..резу нужен был язык, этот невидный и немолодой уже солдат вызвался п..йти взять языка; и п..шел и взял. (Сим.)

 

Образуйте от данных слов с помощью приставок новые слова.

a) без- (бес-): бедный, крайний, сердечный, болезненный, форменный, жизненный, ценный;

b) вз- (вс-): думать, метнуть, пучить, ломать, карабкаться, дуть, кинуть, брыкнуть;

c) воз- (вос-): зрение, торжествовать, делать, кликнуть, вращать, соединить, звание;

d) из- (ис-): гадить, тратить, пытать, водить, резать, черпать, сушить, бежать, следовать, сечь;

e) низ- (нис-): вести, послать;

f) раз- (рас-): пускать, крыть, бить, пить, вести, говор, дуть, дать, четный, считывать;

g) чрез-, через- (чрес-, черес-): мерный, чур.

 

4. К следующим словам с ударяемыми приставками роз-(рос-) подобрать однокоренные слова так, чтобы приставка стала безударной, например: роспись – расписать. Значение незнакомых вам слов установить по словарю. Придумать предложения или словосочетания с этими словами.

Роспуск, россказни, россыпь, росчерк, розвальни, розданный, розжиг, розлив, розыгрыш, розыск.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...