Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самодиктант. Написать текст под диктовку, проверить, сделать анализ ошибок.




ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ

Буква Б – далеко не последняя буква в алфавите. Прислушайтесь, как она звучит. Не правда ли, звонко? Это потому, что буква Б хорошо знает свое место. Но не всегда она так звучит. И опять-таки все зависит от места. Когда позади нее вдруг окажется какая-нибудь тихая, глуховатая буква – Б сразу преображается. Куда девается ее бодрость, ее звонкая радость! Буква Б становится серьезной и задумчивой, и в голову ей приходят грустные, почти философские мысли. Вдруг ей начинает казаться, что буквы в алфавите все равны, и место еще ничего не решает. Что с таким же успехом она сама могла бы прозябать где-то в конце алфавита. И букве Б становится как-то совестно, что вот эта стоящая за ней глухая буква и в алфавите оттиснута в конец, и здесь, в тексте, не смогла получить ничего лучшего. Эти мысли так угнетают букву Б, что ей совсем уже не до звучания. Она окончательно теряет свою силу и сама начинает звучать глухо, – так глухо, что по голосу ее и не узнать. В этих случаях букву Б часто путают с ее дальней родственницей – буквой П.

Буква П – действительно дальняя родственница. Родственница, потому что у нее с буквой Б одинаковое губное происхождение, а дальняя – потому, что, в отличие от Б, стоит буква П где-то на задворках алфавита. Не очень-то зазвучишь в таком положении! Буква П стоит, согнувшись в три погибели, и накак не поймешь, кому она кланяется...

                                                                      (Ф.Кривин)



Занятие №7.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь В СЛОВАХ

План

1. Употребление разделительного Ъ.

2. Употребление разделительного Ь.

3. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

4. Употребление Ь в грамматических формах.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 36.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 42-45.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 54, 56, 58.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

Выполнить упражнение №98 (Ковалёв, Горяной ...).

2. Прочитать предложения. Выписать слова с пропущенными буквами. Объяснить, когда в качестве разделительного знака употребляется буква ъ и когда букваь.

        1. Поход был об(...)явлен к завтрашнему дню (А.Пушкин). 

    2. Подойдёт на стон к нему сестрица,

    Поднесёт родимому напиться.

    Даст воды, а ему не п(...)ётся,

    А вода из фляжки мимо л(...)ётся.

                                     (Д.Самойлов)

3. Естественное казалось в его случае сверх(...)естественным (Б.Пастернак). 4. Аркадий сделался р(...)яным хозяином (И.Тургенев). 5. Поезд долго стоял на раз(...)езде (К.Паустовский). 6. Всё об(...)яснилось, рана оказалась неопасной (Н.Гарин-Михайловский).    7. В(...)юга злится, в(...)юга плачет (А.Пушкин).

 

    3. Переписать, раскрыть скобки и образовать слова с приставками.

    Об-(яснить, явить, ехать, учить); от-(явленный, экзаменовать); из-(ездить, обиловать); без-(аварийный, емкостный, облачный); пред-(определение, явление); трех-(атомный, электродный, ярусный); транс-(атлантический, европейский); сверх-(естественный, аккуратный); из-(обильный, ездить).

 

    4. Словарный диктант. Вставить, где нужно, буквы и объяснить их написание.

    Пред(...)юбилейный, об(...)егорить, с(...)ехидничать, с(...)обезьянничать, меж(...)этажный, из(...)ян, сер(...)ёзный, п(...)еса, ад(...)юнкт, под(...)ячий, ин(...)екция, шампин(...)он, батал(...)он, кон(...)юнктурный, гил(...)отина, шин(...)он, контр(...)удар, трёх(...)язычный, двух(...)этажный, четырёх(...)ярусный, шести(...)ярусный, дву(...)язычный.

5. Прочитать стихотворение И.Бунина. Объяснить, в каких случаях буква ь:

а) обозначает мягкость предшествующего согласного;

б) не обозначает мягкости предшествующего согласного;

в) является разделительным знаком.

              Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

 

6. Объяснительный диктант:

кров(...), сем(...), восем(...), л(...)вёнок, анал(...)гин, вскол(...)зь, фал(...)шь, сел(...)дь, гул(...)ливый, ал(...)лея, вес(...)ма, ран(...)ше, тон(...)ше, подкуз(...)мить, воз(...)ми, воз(...)ня, в бан(...)ке, бин(...)тик, уяз(...)вим, камен(...)щик, нян(...)чить, мощ(...)ность.

 

Написать буквами следующие числительные.

5, 6, 8-ми, 11, 15, 18, 19-ти, 50, 60-ти, 80, 500, 700, 900-й, 1000000.

 

Списать предложения, вставляя, где нужно, мягкий знак. Устно объяснить его употребление или отсутствие.

1. Обиженный кем-то ковёрный

Несёт остроумную чуш(...).

И вдруг капельмейстер проворный

Оркестру командует туш(...).

                  (Д. Самойлов)

2. За краткий сон, что нынче снит(...)ся,

А завтра – нет,

Готов и смерти покорит(...)ся

Младой поэт.

                  (А. Блок)

3. Барин велел возмутителей сеч(...),

Сам же держал к ним суровую реч(...).

Прыгали псы, огрызались и выли

И разбежались, когда их пустили.

                      (Н. Некрасов)

4. Не буд(...) ко всем доверчив сплош(...),

От зоркости ты не умрёш(...),

Не то и стариком согбенным,

Где враг, где друг, не разберёш(...).

                  (А. Кунанбаев)

5. Ты сойдёш(...) с фонарём по скрипучим ступеням,

Двери настеж(...) – и прямо в ненастную тиш(...).

Но с каким сожален(...)ем, с каким иступлен(...)ем

Ты на этой земле напоследок гостиш(...).

                  (П. Антокольский)

 

6. Ветер, ветер! Ты могуч(...)

Ты гоняеш(...) стаи туч(...),

Ты волнуеш(...) сине море,

Всюду вееш(...) на просторе.

                  (А.Пушкин)

 

 9. Поставить существительные в форме именительного падежа единственного числа.

Бестолочи, ветоши, вещи, врачи, глуши, горечи, дрожи, залежи, картечи, ландыша, мелочи, молодежи, немощи, печи, плаща, полночи, пустоши, роскоши, смерча, суши, тиши, шалаша.

Образовать от существительных прилагательные с суффиксом -ск-. Сравнить их написание в украинском языке.

Богатырь, Казань, люди, монастырь, море, Рязань, село, Сибирь, Урал, декабрь, июнь, январь.

11. Данные ниже слова разместить по следующим колонкам: глагол, краткое прилагательное, наречие, имя существительное. Вместо (?) вставить, где нужно, Ь:

врач(?), доч(?), видиш(?), не плач(?), скрипуч(?), настеж(?), рож(?), еш(?), леч(?), луж(?), воткнеш(?), пляж(?), карандаш(?), навзнич(?), замуж(?)

 

Сочинение по аналогии. Прочитать текст, подчеркнуть «Ь» и «Ъ», объяснить их написание. По аналогии описать труд учителя.

ТРУД БИБЛИОТЕКАРЯ

Скромная, незаметная работа библиотекаря очень интересна. Каждый день библиотекарь встречается с книгами. В книгах собраны необъятные сокровища человеческого гения. Книга объединяет людей, рассказывает о далёком прошлом, указывает путь к счастью. Каждый день неутомимые руки достают нам с полки нужную книгу. Какой большой памятью надо обладать, чтобы быстро и безошибочно извлечь именно эту книгу из огромного леса томов. Каждый день нежные заботливые пальцы бережно подклеивают оторванные страницы у объёмного фолианта и тоненькой брошюры. Нужно беречь книги и уважать хранителей бесценного богатства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...