Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выписать из «Словаря иностранных слов» 10 слов с двойными согласными. Запомнить их значение.




7. Прочитать отрывки из стихотворений А. Блока и               В. Луговского. Выписать слова с двойными согласными и определить, в каких значимых частях слова (или на их стыках) они пишутся:

а) в корне;

б) на стыке приставки и корня;

в) на стыке приставки и суффикса или двух суффиксов.      

1. Неужто было так всегда и будет –

Бессмысленная гибель человека,

Бессмысленная прорва впереди?

                           (В.Луговской)

 

2. Квасами пахнет и печёным хлебом,

Великорусским, духовитым, жарким...

                           (В.Луговской)

 

3. Тяжёлый дух жужжит через поёмы.

                                (В.Луговской)

         4. Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зеленая вода,

Тогда кильватерной колонной

Вошли военные суда.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран...

                           (А.Блок)

 

5. И входит лето в рыжий храм сосновый,

Светлеет бор, и сосны расступились.

                      (В.Луговской)

6. Беззакатного дня, легковерные, нет.

                                (А.Блок)

8. Словарный диктант:

а(к,кк)редитив, а(л,лл)огизм, анте(н,нн)а, а(н,нн)улировать, а(п,пп)еритив, те(р,рр)аса, и(п,пп)одром, а(к,кк)орд, и(м,мм)итация, импре(с,сс)арио, ко(р,рр)озия, о(п,пп)онент, а(л,лл)ея, ба(р,рр)икада, а(к,кк)уратный, а(л,лл)егория, баци(л,лл)а, Агри(п,пп)ина, Жа(н,нн)а, Но(н,нн)а, Ри(м,мм)а, Та(л,лл)ин, Бе(с,сс)арабия.

 

9.Вставить пропущенные буквы на месте [ж] и объяснить правописание слов:

ви(...)ать, жу(...)ать, (...)ение, бре(...)ить, мо(...)евельник, дро(...)евой, (...)ёный (прил.), (...)ённый (прич.), размо(...)у, е(...)у,во(...)и, ви(...)ать, громо(...)у, прие(...)ать.

 

10. Придумать примеры со следующими парами слов. Обратить внимание на различия в их написании. Значения неизвестных вам слов определить по толковому словарю:

а) бизнесмен – конгрессмен;    джин – джинн;

эмигрант – иммигрант;        колос – колосс;

конфета – конфетти;             актриса – поэтесса;

пас – пасс;                             апатит – аппетит;

бал – балл;                            ватный – ваттный;

трупный – труппный;           кок – кокк;

б) поддать – подать;                 поддержать – подержать;

    поддувало – подувало;             оттопить – отопить;

    оттереть – отереть;           подделать – поделать;

    ссыпать – сыпать.

 

11. Объяснительный диктант:

а) Ро(...)ия, ро(...)иянин, белору(...), великоро(...), белору(...)ка, Белору(...)ия, ру(...)кий, белору(...)ы, белору(...)кий;

б) актри(...)а, стюарде(...)а, директри(...)а, бароне(...)а, принце(...)а, поэте(...)а, генерали(...)имус, опере(...)а;

в) И(н,нн)а – И(н,нн)ка – И(н,нн)очка; А(н,нн)а – А(н,нн)ечка – А(н,нн)очка; Кири(л,лл) – Кири(л,лл)ка; А(л,лл)а – А(л,лл)очка; Э(м,мм)а – Э(м,мм)ка – Э(м,мм)очка;

г) криста(...), криста(...)ик, криста(...)ьный, криста(...)ьность; анте(...)а, анте(...)щик, анте(...)ый; фи(...), фи(...)ский, фи(...)о-угорский,фи(...)ка; опере(...)а, опере(...)очный, опере(...)ка; ма(...)ка (крупа), ма(...)а (небесная); бри(...)иант, бри(...)ьянт; ми(...)ион, би(...)ион, три(...)ион, квадри(...)ьон, квинти(...)ьон.

 

12. Образовать от следующих слов:

а) имена прилагательные: Донбасс, Кузбасс, Одесса, Омск, Спасск, Тбилиси, финн, Эльбрус, Эльзас;

б) сложносокращенные слова: граммофонная запись, военный комиссар, коммунистическая партия, главный врач, Государственная санитарная инспекция, собственный корреспондент, специальный корреспондент.

 

13. Прочитать отрывки из стихотворений Б.Чичибана и предложений из произведений художественной литературы. Объяснить постановку знаков препинания. Выписать слова, в которых один из группы согласных не произносится, указать проверочные слова:

а) 1. Да здравствуют мир познавшие гении!

И всё ж я величием их не подавлен.

Ручаюсь, что Пушкин, Шевченко и Гейне

Не меньше, чем Ньютон, Эйнштейн или Дарвин.

 

     2. Наш день одет в спецовку и шинель,

  Он свеж и строг и всё ж похож на праздник.

 

3. Светлым-светло сверкала синева.

     Но в том сверканье не было отрады,

В нём привкус был предчувствий и потерь,

И было грустно с глиняной эстрады

Смотреть в блиставший холодом партер.

 

4.  Бывало тягостно и плохо,

Но, громовой и оберукий,

Я сам творил тебя, эпоха.

Прорабом, а не побирухой.

б) 1. Пётр сидел тут же с опущенной головой, всё такой же подавленный и безучастный. (В.Короленко) 2. Худой, высокий, чуть сгорбленный, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота. (К.Паустовский) 3. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. (А.Пушкин) 4. Камердинер постлал нам простыни, разложил подушки. (И.Тургенев) 5. Плодом этой поздней любви явилась единственная дочь, которая была почти ровесницей слепому мальчику. (В.Короленко) 6. Но по мере того как я знакомился с местностью, передо мной выступали тихие могилы и разрушенные кресты. (В.Короленко) 7. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали из виду, и степь опустела. (А.Пушкин) 8. Зимою я был в областном городе и посетил своего брата, студента, жившего в университетском общежитии. (А.Платонов)

 

Составить словосочетания или предложения со следующими парами слов. Обратить внимание на различия в их значениях и написании. Значения незнакомых вам слов определить по словарю.

Эскалатор – экскаватор;                 констатировать –константа;

свиснуть – свистнуть;                      местный – беспримесный;

яства – явствовать;                          искусный – искусственный;

блестеть – блеснуть;              шествовать – шефствовать;

слать – стлать.

 

Написать сочинение-миниатюру «8 Марта – международный женский день», используя следующие слова и словосочетания.

Праздничный день, радостное настроение, здравствуйте, поздно, ровесники, сверстницы, счастливые лица, чувство, участвовать.

 

Сочинение по аналогии. Прочитать текст. Запомнить правописание слов с удвоенным согласным, продолжить составление подобных «гнезд».

Вы знаете, что многие трудные написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Но вот беда: сразу все не запомнишь. Из этого положения есть два выхода. Первый – стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать их как можно больше. Второй – в случае затрудней смотреть в словарь. Один из трудных случаев, не объясняемых правилами, – это удвоенные согласные. Нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея – с двумя. Или почему в словах коридор и карикатура одно р, а в слове коррида два. Но писать их правильно все равно надо. Поэтому настроимся на запоминание. А чтобы легче запоминать, будем рассматривать слова не поодиночке, а «гнездами».

Вот «гнездо» слов с удвоенным л.

КОЛЛЕКТИВ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ

КОЛЛЕКЦИЯ

Вам знакомо слово коллектив. Оно пришло к нам из языка древних римлян – латыни. По-латыни оно обозначает «собирательный», а у нас – собранных вместе людей, объединенных общим делом. От этого слова происходят следующие: коллективизм, что обозначает «дух сотрудничества и взаимопомощи». Коллективный – общий, совместный. Коллекционировать – собирать какие-либо интересные однородные вещи. Коллекция –содержащееся в порядке собрание интересных вещей.

Теперь «гнездо» слов с удвоенным м.

ПРОГРАММА                    ПРОГРАММИРОВАНИЕ

ПРОГРАММНЫЙ                   ПРОГРАММИРОВАННЫЙ

ПРОГРАММИСТ                    ПРОГРАММИРОВАТЬ

У древних греков слово программа обозначало «объявление», «предписание».

В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программировать. Объясните значение этих слов, а если затрудняетесь, обратитесь к словарю.

 

Раскрыть скобки. Произвести орфографический разбор текста.

СЛОВО О РОДИНЕ

«С чего начинается Родина?» – задумчиво ра(с,сс)прашивает нас песня. Не сразу ответит на этот вопрос ру(с,сс)кий, белору(с,сс), фи(н,нн). Один вспомнит ра(с,сс)тилающуюся на ки(л,лл)ометры степь, другой, вероятно, представит и(с,сс)иня-си(н,нн)ее небо и ко(р,рр)а(л,лл)овый закат, третий, может быть, вспомнит пусты(н,нн)о-снеж(н,нн)ый, ветре(н,нн)ый край, иной увидит изящные кипари(с,сс)ы, благород(н,нн)ые пальмы. Для Тургенева Родина началась с парка в Спа(с,сс)ком-Лутовинове. Для Льва Толстого – с а(л,лл)ей Ясной Поляны, без которых он не мог представить себе Ро(с,сс)ию. Родной землей называют ми(л,лл)ионы людей тот край, где родились, даже если он покрыт болотами или песками. (По М.Ростовцеву)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...