Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вставить пропущенные буквы, произвести орфографический разбор.




1.Где правильный уч...т, там зерно не утеч...т. 2.Гладкая ш...рстка, да коготок остер. 3.Хорош садовник – хорош и крыж..вник. 4.Медвеж...нок с волч...нком подрались, а молоко мне досталось. 5.Правда хорош..., а счастье – лучш... 6.Долг платеж...м красен, а займы - отдач...ю. 7.На чуж...й стороне и весна не красна. 8.Не заслонишь солнышка рукавиц...ю, не убьеш молодца небылиц...ю. 9. Нет хороших доводов для глупц...в. (Пословицы)

 

Самодиктант.

ПРО ВСЕ НА СВЕТЕ

Аист с нами прожил лето,                    Панцирь носит черепаха,

А зимой гостил он где-то.                    Прячет голову от страха.

Бегемот разинул рот:                            Роет землю серый крот-

Булки просит бегемот.                          Разоряет огород.

Воробей просил ворону                        Спит спокойно старый слон -

Вызвать волка к телефону.                  Стоя спать умеет он.

Гриб растет среди дорожки,-               Таракан живет за печкой -

Голова на тонкой ножке.             То-то теплое местечко!

Дятел жил в дупле пустом,           Ученик учил уроки -

Дуб долбил, как долотом.             У него в чернилах щеки.

Ель на ежика похожа:                   Флот плывет к родной земле.

Еж в иголках, елка – тоже.           Флаг на каждом корабле.

Жук упал и встать не может.        Ходит по лесу хорек,

Ждет он, кто ему поможет.            Хищный маленький зверек.

Звезды видели мы днем                 Цапля, важная, носатая,

За рекою, над Кремлем...               Целый день стоит, как статуя.

Иней лег на ветви ели,                   Часовщик, прищурив глаз,

Иглы за ночь побелели.                  Чинит часики для нас.

Кот ловил мышей и крыс.              Школьник, школьник, ты силач:

Кролик лист капустный грыз.       Шар земной несешь, как мяч!

Лодки по морю плывут,                  Щеткой чищу я щенка,

Люди веслами гребут.                      Щекочу ему бока.

Мед в лесу медведь нашел, -           Эта кнопка и шнурок -

Мало меду, много пчел.                   Электрический звонок.

Носорог бодает рогом.                      Юнга – будущий матрос -

Не шутите с носорогом!                   Южных рыбок нам привез.

Ослик был сегодня зол:                   Ягод нет кислее клюквы;

Он узнал, что он осел.                       Я на память знаю буквы.

                                                                         (С.Маршак)

 

Составить сочинение-миниатюру «Случай в пути», употребив предложенные слова и словосочетания.

Шофер, шоссе, шорох, шепот, мальчонка, товарищ, черная собачонка, желтые цветы, крыжовник, укрыться плащом.



Занятие №6.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛУХИХ И ЗВОНКИХ, ДВОЙНЫХ И НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ.

План

1. Правописание глухих и звонких согласных в различных морфемах.

2. Правописание двойных согласных.

3. Правописание непроизносимых согласных.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 19, 21.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983, стр. 13-16, 20-27.

3. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 33, 34-35, 37, 48.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

Выполнить упражнение №62 (Ковалев, Горяной...)

Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить их написание. Прочитать отрывки из стихотворений А. Пушкина.

1. Какая ночь! Моро(...) трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый поло(...), синий сво(...)

Пестреет частыми звездами.

В домах (...)сё тёмно. У ворот

Затворы с тя(...)кими замками,

Везде покоится народ.

2. Пальбой о(...)битые (...)ружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен скво(...) теснины;

(...)даётся пылкий Шлиппенбах.

 

3. Два чувства дивно бли(...)ки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любо(...) к родному пепелищу

Любо(...) к отеческим гробам.

              

4. Увижу ль, о друзья!

Народ неугнетённый

И ра(...)ство, па(...)шее по манию царя...

           

5. У лукоморья ду(...) зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – ска(...)ку говорит.

                               Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых доро(...)ках

Следы невиданных зверей;

Избу(...)ка там на курьих но(...)ках

Стоит без окон, без дверей...

 

 3. Изменить слова так, чтобы звук, обозначенный выделенной буквой, оказался в сильной фонетической позиции: перед гласным, сонорным согласным или в. Например: мороз – морозы; кружка – кружечка:

а) воз, враг, выход, гвоздь, гнев, грудь, грязь, лавка, лёг, лоб, лов, ложка, маски, мазки, падший, молодёжь, редко,       

резкий, ряд, слободка, шаг, хлеб;

б) сноб – сноп, мог – мок, изморозь – изморось, вперемежку – вперемешку.

 

4. Вставить пропущенные буквы:

во(...)зал, ко(...)чик (птица), ко(...)чик (нижняя часть позвоночника), мун(...)штук, сва(...)ьба, диагно(...) – ср.: диагностика, транскри(...)ция – ср.: транскрибировать, зи(...)заг, ля(...)сус, при(...)ча, по(...)чевать.

 

5. Объяснить написание следующих слов:

а) заяц, пущу, защищать, ищу, пичужка, дощатый, песчаный, лоточник – лотошник;

б) бумажка – старикашка, бедняжка – стекляшка, интрижка – страстишка, лачужка-девчушка, ночлежка – головешка, серёжка – рыбёшка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...