Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переписать предложения, расставить запятые, объяснить их наличие или отсутствие на стыке двух союзов.




1.Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы (А.Н.Т.). 2.Приказав поправить окопы а в нескольких местах углубить их Пантелеев отпустил командира роты и оставшись вдвоем с комиссаром полка сурово сказал ему что если бы полчаса назад во время атаки он оказался не здесь в роте а там где остался Бабуров то пошел бы под трибунал вместе с командиром полка (Сим.). 3.Бабуров во время этой вспышки гнева вдруг собрал остатки самолюбия  и в ответ сказал громко с некоторой даже напыщенностью что раз есть приказ не пустить врага на крымскую землю то чего бы это ему ни стоило он приказ выполнит…(Сим.). 4.Отец был с ним учтив и почтителен и чтобы напомнить ему старину устроил охоту с борзыми внаездку (С.Л.Т.). 5.Все постороннее все прошлое исчезло из памяти а если и появлялось в ней временами то в виде бесформенных отрывков (Казак.). 6.Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение (Л.Т.). 7.Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться (Б.Полев.). 8.А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.). 9.Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса (Корол.). 10. Ноги женщины были обожжены и босы и когда она говорила то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням словно пробуя этим утишить боль (Сим.). 11.Надвигалась гроза и когда тучи заволокли все небо стало темно как в сумерки. 12.Надвигалась гроза и когда тучи заволокли все небо то стало темно как в сумерки.

 

Поставить тире, двоеточие или запятую и тире (как единый знак). Объяснить свой выбор.

1.Как он добрался сюда уж этого никак не мог он понять (Гог.). 2.Что она натура честная это мне ясно (Тург.). 3.Взгляну ли вдаль взгляну ли на тебя и в сердце свет какой-то загорится (Фет). 4.Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет! (Леб.-Кумач). 5.Кто виноват для них кто прав судить не нам (Кр.). 6.Делал ли что-нибудь для этого Штольц что делал и как делал мы этого не знаем (Добр.). 7.Теперь же судебным следователем Иван Ильич чувствовал что все без исключения самые важные самодовольные люди все у него в руках (Л.Т.). 8.На закате дня когда померкла степь и полольщицы пошли к своим станам когда уже не гудели комбайны и не блестели крылья хедера когда в таборах стояли шум и гам а в стороне ярко пылали костры и кухарки хлопотали вокруг котлов в которых доспевал картофель с бараниной к стану второй бригады стали съезжаться гости (Бабаевский). 9.Если один отпустит веревку другой упадет (Зерн.). 10.Медведь на дыбы встал как провел лапой палатка в ленты (Ванш.). 11.Одно страшит мой ум больной чтобы и смерть не разыграла подобной шутки надо мной (Л.). 12.И сделав это почувствовал что результат получился желаемый что он тронут и она тронута (Л.Т.). 13.Оставался еще не решенным вопрос начнет ли батальон Сабурова марш к Сталинграду… или же после ночевки утром сразу двинется весь полк (Сим.). 14.Они думали о том о чем до сих пор ни у одного из них не мелькнуло и мысли что они спасены что они не утонули что в этом громадном ночном море они не проскочат мимо крохотного катерка стоящего на якоре (Л.Соб.). 15.Она подумала что сказали бы ее подруги в Стокгольме если бы она там подала руку постовому полицейскому (Пауст.). 16.Ревет ли зверь в лесу глухом трубит ли рог гремит ли гром поет ли дева за холмом на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг (П.). 17.Решение вопроса о том будет ли сохранен номер за их дивизией останется ли она и будет пополнятся как таковая этот вопрос который уже поставил перед ним товарищ Шмаков решается не за один день и притом не им и даже не командованием армии (Сим.). 18.Когда я оказывалась в лоне моего одесского семейства когда слушала Микину скрипку когда плывя на спине смотрела в голубое небо все становилось на свое место (Зерн.).

 

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок. Подчеркнуть сложноподчиненные предложения, составить схемы.

Лев Николаевич Толстой в продолжение всей своей жизни страстно любил музыку и знал почти все, что было выдающегося в музыке в свою эпоху, кроме новейших композиторов.

Лев Николаевич не всегда считал лучшей ту музыку, которая ему больше всего нравилась; он говорил, что недостаточно сведущ во всех родах искусства … и может по старым усвоенным привычкам ошибаться, принимая за абсолютное достоинство то впечатление, которое произвела на него вещь в молодости.

По мнению Льва Николаевича, музыка хороша тем, что соединяет людей в одно чувство, в этом и заключается цель музыки. Отсюда его требование, чтобы музыка захватывала широкий круг людей, особенно рабочий народ. Поэтому он называл настоящим искусством прежде всего народное музыкальное творчество, а затем уже музыку композиторов. Поэтому он считал настоящим искусством разные народные песни и танцы, популярные мелодии, вальсы Штрауса и цыганские песни, игру на бабалайке, даже на гармонике; он считал, что если такое искусство заражает слушателей известным чувством, то оно достигает своей цели…

Будущность принадлежит тем музыкантам, которые проявят свое вдохновение в серьезном, ясном и понятном музыкальном языке.

                                                                                (По С.Толстому)

 

Написать сочинение-миниатюру по аналогии на тему «Музыка в моей жизни», используя сложноподчиненные предложения.



Тема 14-15.

СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1. Сложное бессоюзное предложение.

2. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

3. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

4. Тире в сложном бессоюзном предложении.

 

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 256-257, 258-259, 261-262.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 238, 240, 242, 244-245.

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнения 376,379 (Ковалев, Горяной. Современный…)

 

Подобрать из произведений художественной литературы примеры, иллюстрирующие разные случаи употребления знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...