Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выписать, расставляя недостающие знаки препинания, сначала сложные бессоюзные предложения, а затем – предложения с однородными членами.




1.Пришла пора цветов и трав земля работы нашей просит (Долм.). 2.По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют (Щ.). 3.Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лег (Бун.). 4.Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет (Щ.). 5.Зазвучали шорохи рассвета небо слабо начало светлеть (Ванш.). 6.Идет апрель с целебным духом почек худеет снег в ракитнике густом (С.См.). 7.Вспоминаем очи карие тихий говор звонкий смех (Ис.). 8.Скрипит земля морозная сияет небо звездное сверкают на сугробах огоньки (Фат.). 9.Иди в огонь за честь отчизны за убежденья за любовь (Н.). 10.Девчонка к речке шла не торопилась спокойно синие глаза в ней утопила (Щ.). 11.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну… (П.).

 

Распространить сложные бессоюзные предложения таким образом,чтобы возникла необходимость употребления точки с запятой.

1.Лень ослабляет тело, труд укрепляет его. 2.Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его. 3.Радость делает человека общительным, горе заставляет его уйти в себя. 4.Мысль – цветок, слово – завязь, деяние – плод. 5.Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.

                  (Афоризмы)

 

Преобразовать сложные бессоюзные предложения в союзные (устно). Объяснить употребление знаков препинания.

1.Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка. (Купр.) 2.Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось. (Горьк.) 3.Снова удивилась Дина своевольный и как о нем говорили вспыльчивый до бешенства Литвинов первый протянул председателю руку…(Полев.) 4.Утро вечера мудренее трава соломы зеленее. (Посл.) 5.Дома Фому встретили торжественно отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем а тетка шарф своего вязанья. (Горьк.) 6.Взял топор возьми и топорище. (Посл.) 7.Задерживаться нельзя ни на минуту холод пронизывает насквозь глаза смыкаются дышать становится все труднее. (Федос.) 8.Ночью по всей пустыне пастухи жгли костры исполняя «закон пустыни» увидел костер зажигай сам значит пропал человек. (Триф.)

 

Расставить знаки препинания, объяснить постановку двоеточий и тире.

I.1.Об одном прошу вас стреляйте скорее (Лерм.). 2.Иван Иванович подошел к воротам загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Гог.). 3.Посмотрит рублем подарит (Некр.). 4.Иногда мне думается надо убежать (Горьк.). 5.Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лерм.). 6.Вчера на соседнем зимовье рассказывали медведь человека задрал (Арбузов). 7.На стене ни одного образа дурной знак (Лерм.). 8.Он мучительно провел глазами по потолку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались (Гонч.). 9.Он видел вставала земля из пепла епокорная земля неистребимая жизнь (Горб.). 10.Косили версту выкосили грош (М.Г.). 11.Пашню пашут руками не машут (посл.). 12.Любишь кататься люби и саночки возить (посл.). 13.Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь… (Тург.). 14.Я умираю мне не к чему лгать (Тург.). 15.Осень и зиму Павел не любил они приносили ему много физических мучений (Н.Остр.). 16.Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (Пришв.). 17.Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (Чех.).

II.1.Тогда произошло на даче событие похожее на чудо куст шиповника угнетенный вышел на свет и зацвел в сентябре и цвел до морозов (Пришв.). 2.Дело есть к тебе вот и позвал (Сим.). 3.Сад этот вроде общественного входи и играй хоть целый день (Пан.). 4.А не устоишь так он ведь и лежачего бьет! (Сим.). 5.И я мучительно гадал кто же феникс и кто солнце и кто императрица и чье имя останется в веках? (Кат.). 6.В ворохе яблок насыпанных в углу отыскал зерновку и долго надкусив высасывал из нее кислющий сок это почему-то всегда успокаивало его (М.Алекс.). 7.Рыбак наклонился над водой и отпрянул рыбина плеснула ему в лицо холодными брызгами (В.Архангельский). 8.Погоди чуток найдем виновников (М.Алекс.). 9.В осеннюю пору хорошо в лесу воздух особенно свеж повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л.Т.). 10.Немудрено голову срубить мудрено приставить (посл.). 11.Я говорю тебе без лести мне без тебя ни жить ни петь (Дуд.). 12.Хвалы приманчивы как их не пожелать (Кр.). 13.У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают (Купр.). 14.Назвался груздем полезай в кузов. 15.А мой совет таков берись за то к чему ты сроден (Кр.).

 

Составить таблицу «Тире в сложном бессоюзном предложении».

Составить таблицу «Двоеточие в сложном бессоюзном предложении».

Определить,как в смысловом отношении различаются предложения.

1.Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно. 2.Лес не дорога – по птице, по зверю выпалить можно. Лес не дорога: по птице, по зверю выпалить можно. 3.Помни одно: упустишь время – не воротишь. Помни одно: упустишь время, не воротишь. 4.Я кричал во сне – меня будили. Меня будили: я кричал во сне. 5.Я говорю правду: мне не к чему лгать. Мне не к чему лгать – я говорю правду. Я говорю правду, мне не к чему лгать. 6.Взойдет солнце – поедем в поле. Взойдет солнце, поедем в поле.

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

«Юноша! – промолвил старец. – Сорви любой из этих плодов и знай: сорвешь и съешь белый – будешь умнее всех людей; сорвешь и съешь красный – будешь богат, как Ротшильд; сорвешь и съешь желтый – будешь нравиться женщинам. Решайся!... и не мешкай. Через час и плоды завянут, само дерево уйдет в немую глубь земли!» Джиаффар понурил голову – и задумался. «Как тут поступить? – произнес он вполголоса, как бы рассуждая сам с собой. – Сделаешься слишком умным – пожалуй, жить не захочется, сделаешься богаче всех людей – будут все завидовать; лучше же я сорву и съем третье, желтое яблоко».

 

Сочинение по аналогии. Составить другую притчу или продолжить эту, уместно используя сложные бессоюзные предложения.



Тема 16-17.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

1.Контрольный текст.

2.Контрольный диктант.

3.Анализ контрольной работы.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ




Тема 2.

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Самодиктант.

ЖИВОПИСЬ

Живопись –это искусство, создающее образ при помощи линий и красок. Надо уметь разбираться в основных его терминах.

Какая разница между рисунком и картиной?

Рисунок – это изображение предмета, сделанное одним цветом .Картина – произведение, написанное красками. Картины различают по тому, что на них изображено. Пейзаж, жанровая картина, портрет, натюрморт – вот главные типы картины. Пейзаж – изображение уголка природы. Натюрморт – картина, изображающая цветы, фрукты, вещи, ткани. Портрет – изображение отдельного человека во весь рост, до пояса или до плеч. Жанровая картина – картина, на которой показан какой-то момент из жизни людей.

Иногда на стене здания, на тканях, на вещах мы видим орнамент. Орнамент не картина. Это – живописное украшение, состоящее из комбинации линий, кругов, завитков и цветов. Разбираться в живописи –значит наслаждаться искусством (Т.Михайленко).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...