Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расставить знаки препинания, объяснив пунктуацию при несогласованных определениях.




1. В белом галстуке в щегольском пальто нараспашку с вереницей звездочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда один (Т.). 2. Афанасий Лукич без шапки с растрепанными волосами бежал впереди всех…(Т.). 3. Короткая борода немного темнее волос слегка оттеняла губы и подбородок (А.К.Т.). 4.А случалось что точно так же пошептавшись у окна он подходил ко мне с красными ушами говорил…(Ч.). 5.Но Генрих Гейне с его нежной страстной благоуханной лирикой с его живым юмором … Гейне пленил очаровал заворожил впечатлительное жадное сердце шестнадцатилетнего юноши (Купр.). 6. …Мы все одержими одной страстью сопротивляться (Кетл.).

 

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок. Подчеркнуть обособленные определения.

БЕСКОРЫСТНЫЙ ДРУГ

Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании, открывшей путь к появлению книгопечатного станка. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимается человек на свою нынешнюю высоту.

Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса. Словом, нет ничего дороже книги для мыслящего человека!

Книга – верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

Старшее поколение, вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на земле, оставляет ей единственное, наиболее полное завещание –книгу. Поэтому любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния (По Л.Леонову).

 

Написать сочинение-миниатюру «Моя любимая книга», используя обособленные определения.



Тема 6-7.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Приложение как особый вид определения.

2. Условия обособления приложений.

3. Употребление дефиса при одиночных приложениях.

 

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 194-195, 196-198.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 200-201, 202-203.

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

9.

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнение 332 (Ковалев, Горяной. Современный…)

Подобрать их произведений художественной литературы 7 предложений с приложениями, иллюстрирующими разные случаи употребления знаков препинания.

 

Переписать, расставляя знаки препинания. Найти приложения и слова, к которым они относятся. Сделать вывод о выделении запятыми обособленных приложений.

1. Прошло сто лет и юный град полнощных стран краса и диво из тьмы лесов из топи блат вознесся пышно горделиво (Пушк.). 2.Была у Ермолая легавая собака по прозванью Валетка (Т.). 3.Впереди Кронштадт родная земля которая перебинтует раны успокоит не даст в обиду (Год.). 4.Итак два почтенные мужа часть и украшение Миргорода поссорились между собою!.. (Гог.). 5.Люблю грешный человек пустословить на сытый желудок (Чех.). 6.Костя мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором (Тург.). 7.Мне часто снятся все ребята друзья моих военных лет (Матус.). 8.В доме напротив над книгой склонилась русская девушка песня моя (Фат.). 9.Пляшет ветер по равнинам рыжий ласковый осленок (Ес.). 10.Страж рыбаков и друг их неизменный маяк горит бессменно на посту (Рожд.). 11.Как много их друзей хороших лежать осталось в темноте (Матус.). 12.Мы дети были потрясены этой войной (Пауст.). 13.Пришвин происходил из старинного русского города Ельца (Пауст.). 14.Опытный следопыт Александр Александрович без труда прочитал недлинные страницы лесной драмы (В.Песков). 15.И шагнули в грозные бои чуть ли не со школьного урока славные ровесники мои рыцари без страха и упрека (Ванш.). 16.Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов учитель греческого языка (Ч.). 17.Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти (П.). 18.Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор (М.Г.). 19.Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости служил при графе Минихе (П.). 20.Он остановил коня поднял голову и увидал своего корреспондента дьякона (Тург.). 21.Отца пьяницу кормила с малых лет и сама себя (Горьк.). 22.Сергей Иванович глава семьи высокий сутулый бреющийся наголо мужчина был хороший столяр (Солоухин). 23.Прославленный разведчик Травкин остался тем же тихим и скромным юношей каким был при их первой встрече (Казакевич). 24.Дочь Дарьи Михайловны Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев). 25.Маленький чернявый лейтенант по фамилии Жук привел батальон к задним дворам той улицы…(Симонов). 26.Мы познакомились с немецким врачом по фамилии Шульц. 27.Все умнеет бес (Горький).

 

Расставить знаки препинания, объяснить постановку тире в приводимых ниже предложениях.

1.Рядом помещалась каморка хранилище каталогов (Гранин). 2.Используя специальное устройство для дыхания человека под водой акваланг можно погружаться на глубину в десятки метров. 3.Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктике (Горбатов). 4.Действующее лицо очерка молодой человек сказал…(Исаковский). 5.За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей жены двое незнакомых мне лиц моя жена и я. 6.Легкие судороги признак сильного чувства пробежали по его широким губам (Т.). 7.Я не слишком люблю это дерево осину(Т.). 8.Объехали какую-то старую плотину потонувшую в крапиве и давно высохший пруд глубокую ягугу заросшую бурьяном выше человеческого роста (Бун.). 9.Поручик царской армии Василий Данолович Дибич пробирался из немецкого плена на родину в уездный волжский городок Хвалынск (Фед.).10.Автор замечательных произведений для детей блестящий переводчик поэт и драматург Маршак занял видное место в советсткой литературе. 11.За столом сидели хозяйка дома ее сестра известная художница два начинающих писателя и какой-то молодой человек неопределенной профессии.

Поставить дефис (там, где это необходимо), объяснить его наличие или отсутствие.

Город герой, зима волшебница, Москва река, река Москва, Казбек гора, инженер конструктор, мороз воевода, озеро Байкал, матушка Русь, Аника воин, красавец мужчина, богатырь всадник, паны шляхтичи, пан гетман, сосед музыкант, цветок магнолия, птица зяблик, заяц русак, бабочка капустница, нитки мулине, мышь полевка, женщина врач хирург, Волга матушка река, контр адмирал инженер, студенты филологи и журналисты, студент отличник, товарищ преподаватель, гражданин судья.

Списать предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть приложения и объяснить их написание (дефисное или раздельное).

1.Ходил я на Оку кормилицу … и на Волгу матушку и много людей видал (Т.). 2.К ним если придет какой-нибудь гусь помещик так и валит медведь в гостиную (Г.). 3.Девушка француженка привезенная из-за границы вошла предложить ей одеваться (Л.Т.). 4.Попрыгунья стрекоза лето красное пропела (К.). 5.Вот север тучи нагоняя дохнул завыл и вот сама идет волшебница зима (П.). 6.Ходит Стенька Разин в Астрахань город торговать товаром (П.). 7.Я отвечал что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану (П.). 8.Встретить я хочу мой смертный час так как встретил смерть товарищ Нетте (Маяк.). 9.Возле них там недалеко огорожена усадьба писателя Тургенева а в парке есть стол на котором Тургенев сочинил роман «Рудин» (Анток.). 10.На любую клавишу отозвутся тончайшим резонансом сухие стропила двери и старушка люстра (Пауст.). 11.Чуть не триста лет назад астроном Галилей вычислил орбиту кометы которую он сам наблюдал всего один раз в жизни (Сарт.). 12.Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском (Кр.). 13.Стала рожь матушка в колос метаться …(Н.). 14.Высоко в небе парил ястреб стервятник. 15.За пустой околицей за Донец рекой вздрогнет и расколется полевой покой (Сурк.) 16.Голодная кума лиса залезла в сад(Кр.). 17.Я смотрю на его веселое лицо и вспоминаю бабушкины сказки про Ивана царевича про Иванушку дурачка (М.Г.).

Самодиктант. Подчеркнуть приложения. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

ОБЛЕПИХА

В народе ее называют чудо-ягодой. Называют так потому, что она обладает чудесными свойствами: способствует заживлению ран, ожогов, помогает при болезнях желудка, туберкулезе, невралгии, излечивает цингу …

Из ягод облепихи производят лекарственный препарат –облепиховое масло, так благотворно действующее на человеческий организм. А листья облепихи – хорошее дубильное сырье.

Облепиха – кустарник или деревце с колючими ветвями, растет по берегам рек, озер, в горах. Плоды –костянки с сочной мясистой и ароматной мякотью – как бы облепляют ветки, отсюда и название.

                                                                      (Б.Казанский)

Написать сочинение-миниатюру «Мое любимое дерево», используя приложения.



Тема 8-9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 510.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...