Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.




1. Деепричастие как часть речи.

2. Обстоятельства и их типы.

3. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

4. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями.

5. Обособление обстоятельств, выраженных именами существительными и наречиями.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 200-201, 202-203.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 203-204.

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнение 335 (Ковалев, Горяной. Современный…)

 

Подобрать из произведений русской художественной литературы примеры с обстоятельствами, иллюстрирующими разные случаи их обособления.

 

Составить таблицу «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах».

 

Расставить знаки препинания в приведенных ниже предложениях.

1.Встречая утро со всех сторон перекликались фазаны (Л.Т.). 2.Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М.Г.). 3.Жизнь устроена так дьявольски что не умея ненавидеть невозможно искренне любить (М.Г.). 4.Гусь сидел растопырив крылья и с разинутым клювом (Ч.). 5.Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя (М.Г.). 6.Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее (Фад.). 7.Это упражнение делают стоя на носках. 8.Вопреки предсказанию моего спутника погода прояснилась (Л.). 9.Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть (Т.). 10.Можно прожить и не хвастая умом (М.Г.). 11.Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки (Ч.). 12.Радость вступая в один дом вводила в другой неизбывное горе (Шол.). 13.Становилось слышно как отсчитывая секунды с точностью монометра капает из крана вода (Пауст.). 14.Я еще в комнатах услыхал что самовар гудит неестественно гневно а войдя в кухню с ужасом увидел что он весь посинел и трясется точно хочет подпрыгнуть с пола (Г.). 15.Александр Владимирович молча протиснулся вперед отстранив жену и спустившись на две ступени оглядел свысока поле боя (Фед.). 16.Огромного роста редкой силы волосатый он ходил по земле епокорн голову как бык (Г.). 17.Он работал не покладая рук (Г.). 18.Перед старыми заводами возникали десятки серьезных проблем не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей (Коч.). 19.К работе можно приступить начиная с будущей недели. 20.Всю неделю начиная с воскресенья шли дожди. 

 

Переписать предложения в таком порядке: 1)с деепричастиями в начале предложения; 2) с деепричастиями в середине предложения; 3) с деепричастиями в конце предложения. Расставить знаки препинания и объяснить наличие или отсутствие запятых.

1.Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы (Л.). 2.Ветер быстро гнал тучи свистя и взвизгивая (Т.). 3.Вздыхая ширится волна (Б.). 4.Говорил он задыхаясь (М.Г.). 5.Удара тяжкого далекие раскаты слабея замерли вдали (А.К.Т.). 6.Дома у себя Громов всегда читал лежа (Ч.). 7.Часы шипя двенадцать раз пробили в соседнем зале (Б.). 8.Не жалея силу тратили мы для счастья этих дней (Ош.). 9.Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.). 10.Ручей бурля бежит к ручью (А.Фет). 11.На тебя смотрю я не дыша (Фат.). 12.Неистовствуя мучаясь бушуя из-за заборов ломится сирень (Ванш.). 13.Засыпают стоя сосны на холме (Дуд.). 14.Обратно шли разувшись (Пауст.). 15.Бледнеют розы раскрываясь (Б.). 16.Красноармейцы согнувшись подбежали к полуразвалившейся каменной огороже (М.Ш.). 17.Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал (Л.).

Ввести в предложения следующие сочетания: работать засучив рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, мчаться высунув язык, работать не покладая рук, лежать уставясь в потолок, сидеть затаив дыхание, слушать раскрыв рот, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз.

Найти в приведенных ниже предложениях обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными в форме косвенных падежей и наречиями.

1.Кто в минуты гнева не требовал от них роковой книги…(П.). 2.Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин (Г.). 3.Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и епокорная немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.). 4.С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее но напротив еще легкомысленнее (Л.Т.). 5.Степочка по случаю отсутствия танцев тоже очень скучал (Писемск.). 6.В противоположность своей жене доктор принадлежал к числу натур которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении (Ч.). 7.Как-то вечером набрав белых грибов мы по дороге домой вышли на опушку леса (М.Г.). 8.Надежда сидела на заборе рядом с Колей и все спрашивала его о чем-то тихонько и пугливо (М.Г.). 9.Не без усилия над собой Фома продолжал конфузливо улыбаясь… (М.Г.). 10.Она выедет туда первого декабря я ж для приличия хоть неделей поздней (Бун.). 11.Петя после полученного им решительного отказа ушел в свою комнату и там запершись от всех горько плакал (Л.Т.). 12.К ней (могиле) из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка муж и жена (Т.).

 

Написать объяснительный (или предупредительный) диктант, комментируя постановку знаков препинания.

Порицая других, мы чаще всего просто косвенно хвалим себя.2.Видя чужие пороки, умный избавляется от своих.3.Следя за небом, не теряйте из виду землю.4.Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.5.Нельзя убивать время, не вредя этим вечности.6.Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.

                                                                                                (Афоризмы)

 

Переписать, исправив обнаруженные ошибки.

1.Берясь за перо, у тебя должна быть уверенность хорошего знания текста, его главных идей и образов.2. Готовясь к сочинению, каждому следует помнить следующее правило: к каждому тезису должны быть подобраны убедительные и яркие доказательства. 3.Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 4.Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 5.Возвращаясь домой, меня застиг дождь.6.Подходя к лесу, мне стало холодно. 7.Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 8.Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 

 

Заменить придаточные предложения деепричастными   оборотами; если этого сделать нельзя, указать причину невозможности замены.

1.Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2.Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3.Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4.После того как студенты закончили проверку диктанта, преподаватель собрал у них работы.  

 

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

ЯХТА

Однажды в середине путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога, положенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки. Одна из них была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. Отойдя в лес за мостик по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым отражением в прозрачной воде; свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. (По А.Грину).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...