Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Переписать, расставив знаки препинания. Подчеркнуть повторяющиеся союзы.




1. Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды (Крыл.). 2.Руки всегда были заняты то штопкой и вязаньем то глаженьем или стряпней (Серебр.). 3. Илья и так и эдак поворачивал руль, прицеливался и с той и с другой стороны а в воротца не попадал (Бабаев). 4. В нем (голосе) была и неподдельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и какая-то увлекательно-беспечная грустная скорбь (Т.). 5. Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает (Н.). 6.Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали (Л.Т.). 7. Наверху за потолком кто-то не то стонет не то смеется (Ч.). 8.Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Пришв.).9.Среди них (рек) есть и большие и малые и спокойные и буйные и быстрые и медленные (М.Ильин). 10.Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума … радость и страдания людские смех и слезы любовь и гнев вера и безверие правда и кривда честность и обман трудолюбие и лень красота истин и уродство предрассудков (Шол.). 11.Радостно молодо было на небе и на земле и в сердце человека (Тург.).

Составить 5 предложений с однородными членами, соединенными парными ( двойными, сопоставительными) союзами. Объяснить постановку знаков препинания.

12. Подобрать из художественной литературы предложения, соответствующие следующим схемам:

a) обобщающее слово + однородные члены предложения;

b) обобщающее слово + слова КАК-ТО, НАПРИМЕР, А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ и т.п. + однородные члены предложения;

c) однородные члены предложения + обобщающее слово;

d) однородные члены предложения + вводные слова или словосочетания СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ и т.п. + обобщающее слово;

e) обобщающее слово + однородные члены предложения + продолжение предложения.

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

СЛОВАРЬ

Прежде чем на книжной полке появится новый Словарь, через руки лексикографов пройдут тысячи книг, журналов, газет, ранее изданных словарей. Будут составлены картотеки на словарные статьи, проверены факты употребления тех или иных слов и выражений. Кроме лексикографов, с материалами Словаря поработают научные редакторы, ученые-рецензенты, корректоры, полиграфисты, транспортники, продавцы книжных магазинов. Поистине большой труд многих людей необходим, чтобы в нашу домашнюю библиотеку пришла книга с названием Словарь. Словари – это самые верные друзья и самые надежные помощники тех, кто стремится постичь глубины и тонкости великого и могучего русского языка.

 

Сочинение на заданную тему . Написать сочинение на тему : «Осень в нашем городе», используя однородные члены предложения с разными случаями употребления знаков препинания.



Тема 5.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

1. Пунктуация при обособленных определениях, выраженных причастиями и причастными оборотами.

2. Пунктуация при обособленных определениях, выраженных

a. прилагательными.

3. Пунктуация при несогласованных определениях.

 

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 187-190, 192-193.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 197-198

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнения 329 (Ковалев, Горяной. Современный…)

Переписать, расставляя нужные знаки препинания. Объяснить их постановку или отсутствие.

1. Полк Пашенцова измотанный в наступательных боях и потерявший почти две трети своего состава отходил к Северному Донцу (Ан.).2. Сраженный изуродованный осколками гранаты Нагульнов умер мгновенно а ринувшийся в горницу Давыдов все же успевший два раза выстрелить в темнотупопал под пулеметную очередь (Шол.). 3. Я видел работу Бориса Шпаковского и завороженный ею испытывал такое же благоговейное восхищение (Кож.). 4. Струившаяся мимо вода вся в солнечных искрах и бликах бросала на его лицо трепетные отсветы (Мальц.). 5. Искалеченный пришел он сюда после войны агрономом в колхоз (Коч.). 6. Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.). 7. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. 8. Любимые лица мертвые и живые приходят на память (Т.). 9. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались (Т.). 10. Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный (Т.). 11. Чернышевский создал произведение в высшей степени оригинальное и чрезвычайно замечательное (Писар.). 12. Длинные облака красные и лиловые сторожили его (солнца) покой (Ч.). 13. Фата Любочки опять цепляется и две барышни взволнованные подбегают к ней …(Ч.). 14. …И никто уже испуганный смертью не боялся рабской жизни (М.Г.). 15. Оттененное снежно-белой материей ее платья лицо у нее горело пышным румянцем (М.Г.). 16. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась (М.Г.). 17.За шумом они не сразу расслышали стук в окошко настойчивый солидный (Фед.). 18. Небо раскрылось в вышине прозрачно- льдистое и голубое (Фад.). 19. А театр осаждало людское море буйное напористое (Н.Остр.).

 

Составить и записать в тетрадь примеры на те случаи обособления согласованных определений, которые не нашли отражения в упражнении №2.

 

Перестроить предложения таким образом, чтобы обособленные определения стали необособленными и наоборот.

1. На вид она оставалась все той же веселой, легкомысленной и немного озорной девочкой. 2. Равнина, похожая на застывшее море, дремала во мгле. 3. С деревьев, окутанных легким туманом, сыпались крупные брызги. 4. Гости отправились в отведенные для них любезным хозяином комнаты. 5. Ее глаза, синие и глубокие, глядели живо, умно и несколько мечтательно. 6. Перед нами желтело овсяное поле, кое-где поросшее полынью. 7.Небо, высокое, необъятное, горящее звездами, распростерлось над нами. 8.Утреннее солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. 9. Уходила в бескрайнюю даль полоса поблескивавшего в болоте лунного света.

 

Переписать предложения таким образом, чтобы данные в скобках определения выступали то обособленными, то необособленными.

1. Ничего больше не росло на этой земле (выжженной солнцем). 2. Перед нами раскрывалась широкая панорама (поражавшая своим необычным видом). 3.Гулко раздавались шаги пешеходов по улицам (погруженным уже в ночную тишину). 4.Сухо звенела под ногами трава (скошенная этим утром). 5.Небольшая настольная лампа освещала комнату тусклым светом (покрытая желтым абажуром) (погруженную в полумрак). 6.Дорожка вела к давно не чищенному пруду (усыпанная гравием) (заросшему по краям травой). 7. Лохматый щенок издавал какие-то звуки (тершийся у ног хозяина) (тихие и жалобные). 8. Река бесшумно катила вдаль свои воды (затененная рощей) (прохладные и прозрачные). 9.Ветер ударил с новой силой, поднимая с дороги желтую пыль ( затихший ненадолго) (едкую и удушливую).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...