Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IX. УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1070.

2. Кайдалова А.И., Калинина И.К.Современная русская орфография. –М.: Высшая школа, 1983.

3. КовалевВ.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987.

4. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

5. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

6. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

8. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

9. Шевелев В.М. Русская орфография: Учебное пособие. – Харьков: Издательство «Ранок»: Веста, 2003.

10. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003

2. Балалыхина Т.М., Маерова К.В., Шаклеин В.М. Практикум по современной русской орфографии. –М.: Изд.-во Российского университета дружбы народов, 1999.

3. Барышникова Т.П. Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. – М.: Континент-Пресс, 2002.

4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.: Просвещение, 1983.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., «Русский язык», 1990.

6. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации. – М.: Высшая школа, 1982.

7. Гейдельберг Л.И., Микулинская М.Я. Проверяй себя сам! – М.: Просвещение, 1969.

8. Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация: Упражнения с выборочным ответом. – М.: Просвещение, 1975.

9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

10. Кабанец Г.А. Русский язык: Обобщающие таблицы. – К.: Вища школа, 1992.

11. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1996.

12. Ковалев В.П.Практикум по современному русскому языку. –М.: Просвещение, 1974.

13. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. – М.: Аквариум, 1997.

14. Михайленко Т.Н., Раевская Н.Ф. Русский язык. – Харьков: Веста, 2001.

15. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. – Минск: Вышэйшая школа, 1983.

16. Панов М.В. И все-таки она хорошая! :Рассказы о русской орфографии, еедостоинствах и недостатках. – М.: Наука, 1964.

17. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. – Л.: Просвещение, 1971.

18. Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. –М.: Изд-во Московского ун-та, 1970.

19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

20. Русское правописание / Сост. В.А.Савенкова. – Донецк: БАО, 1998.

21. Русская орфография в сопоставлении с украинской. – К.: Вища школа, 1974.

22. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003.

23. Филатов И.С.Русский язык, - Харьков: Веста, 2001.

24. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.:Просвещение, 1974.

25. Штильман С.Л. Как научить писать грамотно. – М.: Скрипторий,2002.

 

СЛОВАРИ

Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Оникс, 1999.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: Опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1988.

Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1990.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфрграфический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

Розенталь Д.Э. Прописная или строчная?: Словарь-справочник. –М.: Русский язык, 1987.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. –М.: Просвещение, 1976.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986.

Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.:Радянська школа, 1982.

 


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 




Тема 1.

ВВЕДЕНИЕ.

1.Диагностический текст.

2.Диктант с грамматическим заданием.

3.Содержание курса «Русский язык в средствах массовой информации».

4.Обзор литературы к курсу.



Тема 2.

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Тире между подлежащим и сказуемым.

2. Тире в неполном предложении.

3. Интонацонное тире.

4. Соединительное тире.

 

Литература

9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 168-172.

10. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 177-180.

11. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

12. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

13. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

14. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

15. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

16. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1. Выполнить упражнение 309(Ковалев, Горяной. Современный…)

 

Переписать, поставив, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым. Найти предложения, в которых допустимы разные варианты. Обосновать свой ответ.

1.Кровь людская не водица (М.Стельмах). 2.Слава этих людей это подлинная слава (Фад.). 3. Страх смерти животный страх (Ч.). 4. Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа (Г.). 5. Вы, сударь, камень, сударь, лед (Гр.). 6. Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (Кр.). 7. Я слуга царя, царя грозного (Л.). 8. Нравиться это дело юношей (Т.). 9.За пятьдесят метров лезть на пулемет верная смерть (В.Некр.). 10. Чай пить не дрова рубить (посл.). 11. Большая Медведица семь ярких звезд.

 

Поставить, где надо, тире. Перестроить предложения таким образом, чтобы там, где тире не было, оно появилось, а там, где тире было, оно исчезло.

1.Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями ( Гонч.). 2. Хорошая сторона Сибирь! (М.Г.). 3. Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел словно сигнал (Фурм.). 4. Дубава, кажется, друг Корчагина (Н.Остр.). 5. Наша задача завтра не отразить атаку, а уничтожить ядро армии (А.Н.Т.). 6. Готовиться к экзаменам не так просто (Фед.).

Придумать примеры, иллюстрирующие такие правила употребления тире между подлежащим и сказуемым, которые не были использованы в заданиях 2 и 3.

 

Переписать, вставляя пропущенные знаки препинания; объяснить постановку или отсутствие тире.

1. Мы села в пепел грады в прах в мечи серпы и плуги (Жук.). 2. Они смотрели друг на друга Райский с холодным любопытством она с дерзким торжеством сверкая смеющимися глазами (Гонч.). 3. Вместо хлеба камень вместо поучения колотушка (С.-Щ.). 4.Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку (Ч.). 5. Мужики за топоры… (А.Н.Т.). 6.Офицер из пистолета Теркин в мягкое штыком (Твард.). 7. Оба ранены легко; один в руку другой в голову (В.Некр.).

 

Составить несколько примеров употребления соединительного тире в разных его значениях.

 

Подобрать из периодической печати или художественной литературы несколько примеров на употребление интонационного тире.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...