Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные административные реформы




Условно современными административными реформами можно считать преобразования, которые были осуществлены в системах государственного управления зарубежных стран в конце XX - начале XXI вв. Но вряд ли только этот отрезок времени и следует считать периодом административных реформ.

&!
Реформаторских идей и практических проектов было немало и в XIX в., и на протяжении всего века XX. В связи с этим Р. Драго отмечал: «В некотором смысле административная реформа - это миф. Администрация находится в состоянии постоянной реформы, что является признаком ее здоровья»[317].

&!
Системы государственного управления в зарубежных странах постоянно адаптировались к неустойчивым условиям развития, глобализации протекающих экономических и социальных процессов, росту информационных потоков и технологий. Необходимость преобразований связывалась и с недовольством публичным управлением, падением доверия населения к государственному аппарату. В литературе говорится о кризисе административного государства, основанного на принципах веберовской классической бюрократии, который выражался в потере управляемости общественными делами, неэффективном использовании денег налогоплательщиков, понижении качества предоставляемых населению услуг, резком падении доверия к органам государственной власти и государственной службе и т.д.[318].

У каждого государства накоплен собственный опыт в сфере административных реформ. Этот опыт имеет существенные особенности, обусловленные политическими, историческими, правовыми и культурными особенностями данного государства.

Вместе с тем вектор административных реформ можно считать общим. Это и позволяет выделить цели реформ, основные направления и виды современных административных реформ. Что касается радикализма проводимых изменений, то некоторые страны ориентировалась на всесторонние преобразования, другие стремились сохранить сложившийся порядок и считали для себя приемлемым только небольшие его модификации.

Цели административной реформы во многом предопределяются особенностями функционирования публичного управления в той или иной стране. Так, в англосаксонских странах важнейшей задачей в сфере публичного управления традиционно было создание системы защиты интересов частных лиц от произвола в системе административного управления. Правовые механизмы в этой сфере были призваны создать жесткие рамки, в которых может действовать публичная администрация. Главное внимание в связи с этим уделялось ответственности публичной администрации и судебному контролю, а, следовательно, процессуальным нормам. Для романо-германских стран важное значение имеет обеспечение эффективности деятельности публичной администрации и участия структур гражданского общества о процессе принятия управленческих решений. В странах Восточной Европы и странах, возникших на постсоветском пространстве, до конца не изжиты черты административно-командного управления, сложившего на базе огосударствленной экономики; избыточность прямого государственного управления в экономической и социальной сферах.

Поэтому реформы преследовали цели, характерные для данной группы стран. В первом случае основное внимание уделялось транспарентности системы публичного управления, совершенствованию административных и судебных процедур. Во втором случае, в первую очередь, решались задачи совершенствованию управленческих структур и организации их деятельности, повышения эффективности государственного управления. В странах третьей группы были актуальными проблемы демократизации и децентрализации государственного управления.

В литературе предлагаются несколько классификаций административных реформ. Так, Р. Драго различает реформы по способам их проведения. Он выделяет реформы при помощи комиссий; реформы, проводимые на базе эксперимента; реформы, проводимые с помощью частных организаций[319]. В зависимости от их основного содержания можно выделить функциональные, процедурные и структурные реформы[320]. Между этими реформами нет четких границ, и вряд ли следует утверждать, что где-нибудь эти реформы проводились «в чистом виде» обособленно друг от друга. Напротив их идеи переплетаются и смешиваются. Тем не менее, функциональные и процедурные реформы как более простые в идеале должны предшествовать структурным - наиболее сложным реформам.

Функциональные административные реформы. Основное содержание этого вида реформ - оптимизация задач и полномочий государственных органов, отказ от избыточных и дублирующих функций. Можно выделить несколько основных направлений изменений систем государственного управления, которые условно можно отнести к функциональным реформам:

1. Передача ряда функций децентрализованным учреждениям - независимым агентствам, публичным корпорациям, публичным учреждениям.

Децентрализованные учреждения впервые они были образованы на рубеже ХIХ в. и ХХ в. в Великобритании и государствах Британского Содружества наций. Создание децентрализованных учреждений связывается с малой эффективностью традиционных органов управления, низким качеством оказываемых ими услуг или завышенными ценами на них. Среди других причин можно назвать необходимость избежать последствий некоторых политических обычаев, которые противоречат требованиям рационального управления.

Децентрализованные учреждения напрямую не входят в систему какого-либо министерства или иного государственного органа и, напротив, организационно обособлены от них. Вместе с тем эти учреждения подотчетны одновременно органам законодательной власти и министрам, а в некоторых случаях и главе государства.

В процессе административной реформы децентрализованные учреждения были созданы для помощи министерствам. Они сочетают методы деятельности, характерные для государственных органов и хозяйствующих субъектов. Независимые агентства, государственные корпорации, публичные корпорации лучше приспособлены к работе в условиях рынка, и поэтому весьма успешно оказывают гражданам и юридическим лицам публичные услуги.

2. Перераспределение функций внутри министерской (ведомственной) системы, создание надведомственных структур, изменение в связи с этим функций министерств (ведомств).

В государственном управлении министерства традиционно выражают отраслевое начало. Отраслевой принцип управления имеет несомненные достоинства: возможность концентрировать ресурсы на ключевых для экономики и социального развития направлениях, строить классические исполнительные вертикали с четким механизмом принятия и реализации управленческих решений.

Вместе с тем при отраслевом принципе возникает необходимость согласования, координации деятельности отдельных министерств. В наиболее общем виде такую функцию осуществляет правительство. Однако с развитием государственного управления, т.е. с возрастанием его объема, усложнением задач и функций, координация деятельности отраслей как таковых со стороны правительства оказывается недостаточной. Возникает необходимость координации по отдельным «горизонтальным» функциям. Таким образом, постепенно отраслевой принцип построения системы центральных органов государственного управления меняется на функциональный. Такой переход четко обозначился уже в середине XX века.

Меняются и функции самих министерств (ведомств). В их деятельности управление и руководство сменяются на регулирование, координацию и контроль. Государство стремится оставить за собой вопросы стратегического управления и избавиться от всех избыточных функций, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты и саморегулируемые организации. Кроме того, центральные органы управления устраняют дублирующие функции, с тем, чтобы избежать неэкономной и неэффективной траты управленческого труда.

На протяжении всего XX в. прослеживалась тенденции к росту числа министерств. В процессе административных реформ проявляется иная тенденция - создание так называемых суперминистерств. Суперминистерства образуются на основе объединения ряда отраслевых министерств или министерств и служб, действующих в смежных областях. Например, в результате объединения отдельных транспортных министерств образуется единое министерство транспорта, объединение министерств в экономической сфере приводит к образованию министерства экономики и т.д.

3. Перераспределение функций между органами централизованной государственной администрации и местным самоуправлением.

К ведению органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такое делегирование бывает разовым, на определенный срок или бессрочным. Государство может передавать свои полномочия в сфере жилищного хозяйства, здравоохранения, образования, охраны памятников истории и культуры, охраны животного мира, санитарного контроля, пожарной охраны и т.д.

Процедурные реформы. В ходе процедурных реформ меняется порядок принятия управленческих решений и, соответственно, место и роль государственных служащих в этом механизме. Административная процедура представляет собой нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях реализации их компетенции и оказания публичных услуг[321].

Административные процедуры характеризуют динамику публичного управления. Они органично связаны с материальными нормами, закрепляющими статус и компетенцию соответствующих звеньев публичной администрации.

Можно выделить следующие виды процедур: распорядительные; организационные; контрольные; координационные; юрисдикционные. Разнообразие административных процедур очень велико, поэтому в литературе называют и многие иные виды таких процедур: поощрительные, разрешительные, согласительные, коллизионные, регистрационные и др.

Процедурные реформы, как и функциональные, затрагивают деятельность министерств, но уже не с точки зрения министерской структуры и выполняемых каждым министерством функций, а точки зрения процедуры рассмотрения вопросов и порядка принятия решений.

В процессе процедурных реформ:

1. Совершенствуется правовая регламентация административных процедур.

Приблизительно до 1950-х годов специального регулирования административных процедур не существовало. Сначала такой закон появляется в США (1946 г.). В 1960-х годах один за другим были приняты законы об административных процедурах в западноевропейских странах. Сейчас такие законы есть и во многих странах Восточной Европы и странах, образованных в результате преобразований на территории бывшего СССР. Законы об административных процедурах регламентируют взаимоотношения гражданина с государственным аппаратом.

2. Устраняются громоздкие бюрократические процедуры.

Важное направление административных реформ - упрощение административных процедур. В процессе реформы проводится анализ существующих процедур с целью устранения ненужных согласований, отказа от представления излишних документов, заполнения многочисленных бланков и форм. В результате ненужными, экономится время госслужащих и посетителей при решении административных дел, становятся ненужными сотни видов бланков иных бумаг. Для облегчения административных процедур вводится упрощенный порядок платежей.

3. Усиливается прозрачность административных процедур.

Прозрачность административных процедур, как и их простота, служит одной из гарантий защиты гражданина от ведомственного произвола. Прозрачность административных процедур частично достигается через их нормативное регулирование. Кроме того, в этой сфере большое значение имеет участие структур гражданского общества в процессе обсуждения и принятия управленческих решений, а также контроле за их реализацией, доступность для граждан официальной информации о деятельности публичной администрации, а также информатизация управленческой деятельности.

Страны, проводящие реформы, стремятся к созданию «информационного государства», которое должно максимально использовать информационные технологии для повышения эффективности работы государственных учреждений. Использование компьютеров и Интернета позволяет предоставлять услуги населению непосредственно на дому. Благодаря современным информационным технологиям ведомства могут быстро обмениваться информацией, что значительно усиливает межведомственную координацию, синхронность и оперативность исполнения решений. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям, - как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и пр.). На сайтах государственных органов размещаются нормативные правовые акты, электронные бланки, списки вакансий и условия конкурсов на их замещение и иная официальная информация.

Структурные реформы. Термин «структурная реформа» в научном обороте и средствах массовой информации используются в различных значениях.

Под структурными реформами в стабилизационных программах международных финансовых организаций обычно понимаются экономические преобразования, связанные с изменением институционального базиса и правил регулирования экономики. В узком смысле структурные реформы включают направления, определяющие динамику институциональной среды развития бизнеса: приватизацию и корпоративное управление, процедуры банкротства, рынок земли и недвижимости, рынок труда, конструкцию налоговой системы, развитие финансовых институтов, внешнеэкономическую политику и политику в сфере иностранных инвестиций, регулирование специфических отраслей (естественные монополии, сельское хозяйство). Понимаемые в широком смысле, структурные реформы включают дополнительно комплекс вопросов, связанных с «расходной» частью бюджета: бюджетный процесс, реформы в образовании, здравоохранении и жилищно-коммунальной сфере.

Этот термин используют и в отношении реформ, затрагивающих какую-либо одну: структурная реформа железнодорожного транспорта, электроэнергетики, образования и т.д., а также применительно в реформе отдельного государственного органа.

В российской науке административного права понятие структурной административной реформы не определено. Под структурными административными реформами можно понимать комплексные реформы, в результате которых устанавливаются структура публичного управления, разграничиваются функции стратегического руководства, текущего государственного управления и функции по оказанию публичных услуг, перераспределяются роли государственных и частных учреждений в единой системе публичного управления.

Таким образом, структурные реформы - это наиболее сложные реформы. В процессе этих реформ проводятся системные изменения в государственном управлении. Эффективность реформ во многом зависит оттого, были ли подготовлены для них соответствующие условия в процессе функциональных и процедурных реформ.

АдминистративныереформывстранахЗападав 1970-егг. быливызваныкризисомтрадиционнойиерархическойсистемыгосударственногоуправления, произошедшимпопричинамкакэкономического, такиполитическогохарактера: соднойстороны, своюрольсыгралзатратныйхарактергосударствавсеобщегоблагосостояниянафоневызреванияпостиндустриальногообществаипостоянногоростаобщественныхпотребностей, атакжепоявлениеконкуренциисосторонычастногосекторапочастиоказаниясоциальныхуслугнаселению; сдругой–жесткоцентрализованныеинеповоротливыебюрократическиеучреждения, перенасыщенныечиновниками, нетолькосамипосебепогрузилисьвкризис, ноипересталисправлятьсясновымизадачами.

Решениевышеуказанныхпроблембылонайденовсистемномреформированииаппаратовгосударственногоуправленияиихпереводенафункционированиепопринципамрынка, включаяпередачучастигосударственныхфункцийвчастныйсектор, введениефинансовоймотивациидеятельностиуправленцевпорезультатам, ослаблениеиерархическихсвязейиперемещениерядафункцийнанижниеэтажиуправления, сокращениеобщей численностиипереобучениебюрократическогоаппарата. Составнойчастьюреформыдолженбылстатьпереходксистемемотивацииуправленческойдеятельностиаппаратацелевымиустановками, анеинструкциями. Данныйпринципсодержитвсебереакцию«Новогогосударственногоменеджмента»наклассическуюдисфункциювеберовскойрациональнойбюрократии, заключающуюсявподменецелей: посколькусистемапредписываетчиновникустрогособлюдатьформальноустановленныеправилаипроцедуры, всвоейработепоследнийзачастуюпереноситакцентысцелейорганизациинадеталисоблюденияинструкций. Врезультатепервоначальнаяцель, связаннаясэффективнойорганизациейуправлениягосударством, всознаниичиновникаподменяетсявторостепенными«инструментальными»ориентирами, чтовслучае, еслиизменяющиесяобстоятельстваделаютсуществующиеправилаустаревшими, ведеткпотересвязибюрократическогоаппаратасреальнымипроблемамигосударстваиобществаиснижениюэффективностиегоработы.

Стоитотметить, что, посколькурезковозросшиеожиданияобществаотносительнокачествагосударственныхуслугиобщегоуровняблагосостоянияисоциальнойзащищенностисталиоднойизважнейшихпредпосылок«новогогосударственногоменеджмента», постолькуэтообстоятельствовомногомпредопределилоегонаправленностьпреждевсегонасоциальнуюэффективностьуправления. «Новыйгосударственныйменеджмент»несталединовременнымрешениемвсехпроблемгосударственногоуправленияпостиндустриальнойэпохиинеоднократноподвергалсякритике. Однаизглавныхпроблемконцепта, призванногосделатьсовременныесоциальныегосударстваболее«дешевыми»иодновременноболееэффективными, заключаетсявтом, чтовбизнесе, откуда«новыйгосударственныйменеджмент»заимствуетуправленческиетехнологии, эффективностьтрактуетсяисключительнокаксоотношениезатраченныхресурсовиполученногорезультата, чтонесоотноситсяссоциальнойэффективностью. Однаковомногихстранахданнаяпроблемабыларешенанаболеепозднихэтапахадминистративныхреформ, в 1990-е– 2000-егг., когдаособоевниманиебылообращенонаповышениекачествагосударственныхуслуг, втомчислеприпомощивнедренияновыхинформационныхтехнологий.

Административную реформу нельзя считать завершенной ни в одной стране. Напротив, есть все основания полагать, что административные реформы превращаются в постоянный элемент государственного управления. Реформы носят непрерывный характер, и задачи, решаемые на одном этапе, так или иначе, возникают и на другом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...