Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организациявниманиянаэкскурсии.Кризисывниманиянаэкскурсиипутиихпреодоления.Видывнимания.
Подвниманиемпонимаетсянаправленностьпсихическойдеятельностичеловекаисосредоточенностьеенаобъектеимеющемдляличностиопределеннуюзначимость.Чтобывниманиеэкскурсантовбылообращенотольконаматериалэкскурсии,экскурсоводдолженправильноорганизоватьихмыслительнуюдеятельность.Ноустойчивоевниманиеуэкскурсантоввозникаетлишьтогда,когдаобъектыпоказаирассказ,связанныйсними,обладаюткакой-либоновизной,содержательностью,доступностью,атемаэкскурсии—актуальностью.Большоеколичестводажеинтереснойинформацииприводиткослаблениювнимания,кпоявлениютакназываемыхкризисоввнимания,скоторымиэкскурсоводдолженнаучитьсябороться. Нокогда,скакойпериодичностью,черезсколькоминутпосленачаларассказаэкскурсоводанаступаюткризисывнимания?Подобныхнаучныхисследований,связанныхспрведениемэкскурсий,неизвестно.Нокаждыйэкскурсоводвсвоейпрактикесталкиваетсяспроблемойпреодолениякризисоввнимания.Ихпериодичностьидлительностьмогутзависетьотмножествапричин:устаревшихсведений,сообщяемыхэкскурсоводом,которыеувсехуже«наслуху»;недостаточнойобразностиречиилиэмоциональностиэкскурсовода,отсутствияярковыраженногопоказа,плохойсвязиегособъектом;особенностейгруппы,нераспознанныхэкскурсоводом,идр. Ориентировочныесведенияовременинаступлениякризисоввниманияможнопочерпнутьизработпометодикеагитационнойпропаганды.Исследователиособенностейвыступленияораторовпередаудиториейопределили,чтопервыйкризисвниманияслушателейнаступаетна14—18минуте,второй—через11—14минутпослепервого,третий—через9—11минут,четвертый—через8—9минут,идалееинтервалымеждукризисамивниманияследуюткаждые4—5минут.Первыецифрыпоказываютвремянаступлениякризисоввниманияумолодежнойаудитории,вторые—увзрослыхслушателей.Этисведениявкачествеприближенныхможноиспользоватьиэкскурсоводам,безсомнения,относящимсяккатегорииораторов.Ноихработарезкоусложненавнешнимираздражителямивсравнении,например,свыступлениемлекторавпомещении. Вэкскурсиименяютсяэкскурсионныеобъекты,внешнийфон,чтоположительносказываетсянавниманииэкскурсантов.Ноеслиизложениематериалапроисходитнепрерывноболее10-15минутоколоодногоэкскурсионногообъектаилипоходудвиженияавтобусабезсущественныхизмененийокружающейобстановки,когдаотсутствуетзрительныйряд,тонаступлениекризисоввнимания—процессобъективный.Иследуетожидатьпервыепроявлениякризисавниманияужечерез4—5минутпосленачаларассказауобъекта,начтобудутуказыватьучастившиесяобращенияэкскурсантовдругкдругусвопросами,постепеннотеряющеесявниманиекрассказу,чтоможнозаметитьповыражениюглаз;некоторыеэкскурсантымогутдажеотойтиотгруппыдлясамостоятельногознакомствасобъектом. Длятогочтобыпреодолетькризисывниманияиудержатьегоуэкскурсантовнадостаточновысокомуровне,экскурсоводунеобходимозаранеепродуматьпсихолого-педагогическиеприемыактивизациидеятельностигруппы.Рекомендуютсяследующиеметодическиеспособыподдержаниявниманияуэкскурсантов. Согласнометодическимуказаниямпопроведениюгородскойобзорнойавтобуснойтрехчасовойэкскурсии,внееможетбытьвключенодо30основныхобъектовпоказа.Этозначит,чтовсреднемодномуобъектубудетсоответствоватьрассказ,подлительностиравный4минутам.Сучетомвышеприведенныхрассужденийокризисахвнимания,4—5минутрассказа,соответствующиходномупоказу,следуетпринятьзасреднийориентировочныйнормативприработенадэкскурсией. Нонапомним:чтобыпоказигралрольэффективногосредстваактивизациивниманияэкскурсантов,ондолженотличатьсяконкретностью,точностью,образностью,бытьактивным,логическипоследовательным,являтьсяочереднойступенькойвраскрытиисодержаниятемы.Инельзязабывать;обопережающейролипоказа,чтопредставляетсобойстерженьэкскурсионнойметодики,выражающийсявсловах«отпоказа—крассказу». Другимизрекомендуемыхсредствпреодолениякризисоввниманияуэкскурсантовявляетсяиспользованиенаглядныхпособийиз«портфеляэкскурсовода».Ихприменениособенноважнонаучасткахмаршрута,гдеобъектовпоканедостаточноиэкскурсоводговоритнепрерывноболее10-15минут.Вэтовремяиследуетиспользоватьнаглядныепособия.Онимогутприсутствоватьпрактическинавсехтипэкскурсий. Появлениенаглядногообразаприковываетвниманиеэкскурсантовиповышаетинтерескрассказу.Происходитпереключениеслуховоговосприятияназрительное,создаетсяопределеннаяразгрузканапряжения,чтотакжеположительносказываетсянаактивномвосприятииматериалаэкскурсии. Хорошийэффектдаетвключениеврассказразличногоцифровогоматериала,поданноговсравнении.А.А.Малышев(1980)описываетвкачествеположительногопримераследующийобразецпреподнесенияцифровогоматериалавобзорнойэкскурсиипоНовосибирску:«Отмечая,чтоНовосибирск—город-миллионер,экскурсоводсказала:«Киевудлятого,чтобыдостичьнаселенияводинмиллиончеловек,понадобилось900лет,Москве—750,Нью-Йорку—200,Чикаго—85,аНовосибирску—лишь69лет»».Подобноесравнениезвучитвыразительноихорошовоспринимаетсяэкскурсантами». Используемыедляудержаниявниманияэкскурсантовяркиефакты,конкретныепримерыдолжнылогичновписыватьсявструктуруэкскурсии,небытьоторваннымиоттемыилиоднойизееподтем.Еслижефактыизбыточны,атемболееслабосвязаныстемойэкскурсии,несоответствуютеезадачам,онимогутдажепогаситьинтерескней.Этообязательноследуетучитыватьприработенадтекстомэкскурсии. Хорошийрезультатвборьбескризисамивниманиядаютшутки,юморврассказе.Юморснимаетумственноеифизическоенапряжениеуэкскурсантов,даетразрядку,отдых,всегдавызываетположительныеэмоцииуслушателей.Ценностьюмора,заключаетсяещеивтом,чтоонсоздаетатмосферудушевнойблизостиивзаимногодовериямеждуэкскурсоводомигруппой,аэтодаетвозможностьвызватьжелаемуюреакциюэкскурсантовнаутверждаемыеэкскурсоводомположения. Однакоследуетпомнить,чтоэкскурсоводнедолженстремитьсяспециальнорассмешитьаудиторию,используядляэтогоразличногородашутки,никакнесоприкасающиесястемойисовсемходомэкскурсии.Недопустимошутитьпримитивно,невпопад.Применяяюмордляактивизациивниманиягруппы,экскурсоводдолженвсегдаучитыватьтакиеважныетребованиякнему,какстрогоечувствомеры,тактивысокийхудожественныйвкус. Удачнымиприемамиорганизациивниманияэкскурсантовявляютсявопросно-ответныйметодизложенияматериалаириторическиевопросы.Онидаютвозможностьподдерживатьвниманиеаудиториинадолжномуровне. Новсежеосновнымсредствомборьбыскризисамивниманиянаэкскурсияхявляетсяхорошопродуманныйпоказ,точный,конкретный,достаточный.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |