Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приемырассказаможноразделитьнадвебольшиегруппы.




Перваягруппаобъединяетприемы,связанныесформойрассказа(справка,описание,репортаж,цитирование).Приемыэтойгруппывыполняютзадачудонестидоэкскурсантовсодержаниерассказа,способствуютформированиюинформации,ееупорядочению,запоминанию,хранениюивоспроизведениювпамятиэкскурсантов.

Втораягруппаобъединяетприемыхарактеристики,объяснения,вопросов-ответов,ссылкинаочевидцев,заданий,словесногомонтажа,соучастия,индукцииидедукции.Приемыэтойгруппырисуютвнешнююкартинусобытий,действияконкретныхперсонажей.

Приемэкскурсионнойсправкииспользуетсявсочетаниисприемамизрительнойреконструкции,локализации,абстрагирования.Экскурсоводсообщаеткраткиеданныеонаблюдаемомобъекте:датупостройки(реставрации),авторовпроекта,размеры,назначениеидр.Приосмотредополнительныхобъектовэтотприемиспользуетсясамостоятельно,когдаизложивсправочныйматериал,экскурсоводзаканчиваетзнакомствогруппысобъектом.Посвоемусодержаниюипостроениюданныйприемнапоминаетпутевуюэкскурсионнуюинформацию.

Приемописанияставитсвоейзадачейоказатьпомощьвправильномотображенииобъектавсознанииэкскурсантов(форма,объем,изкакогоматериалаизготовлен,расположениеотносительноокружающихобъектов).Дляописанияобъектахарактерныточность,конкретность.Этотприемпредполагаетизложениеэкскурсоводомхарактерныхчерт,примет,особенностейвнешнеговидаобъектавопределеннойпоследовательности.

Приемописанияотноситсянетолькокобъектам(архитектурнымпамятникам),ноикисторическимсобытиям.Вотличиеотописанияобъектовописаниеисторическихсобытийноситобразныйхарактер.Оновызываетуэкскурсантовзрительныеобразы,позволяетиммысленнопредставить,какпроисходилособытие.Такимобразом,приемописаниясобытийноситподчиненныйхарактер,смыкаясьсметодическимприемомзрительнойреконструкции.

Вавтобуснойэкскурсииприемописанияиспользуетсяпривсехвидахпоказа,каксвыходомэкскурсантовизавтобуса,такибезвыхода(наблюдениеобъектовизокнаивовремядвиженияавтобусанамаршруте).

Приемхарактеристикипостроеннаопределенииотличительныхсвойствикачествпредмета,явления,человека.Вэкскурсиидаетсяречеваяхарактеристикаобъектови"действующих"вэкскурсиилиц.

Вотличиеотприемаописанияприемхарактеристикипредставляетсобойперечислениесвойствиособенностей,совокупностькоторыхдаетнаиболееполноепредставлениеоданномобъекте,позволяетлучшепонятьегосущность.Приэтомобъектзайметсвоеместоврядудругих,сходныхпохарактеристикеобъектов,илинаоборот,характеристикаегосвойствпокажетотличиеодругихобъектов.Словеснаяхарактеристикапредшествуетэкскурсионномуанализуобъекта,представляетсобойначальныйэтапанализа.Приемописаниякасаетсялишьвнешнихсторонобъекта,недаваяхарактеристикеговнутренних,невидимыхдляглазасвойствикачеств.Прииспользованиижеприемахарактеристикидаетсяоценкакачественныхсторонобъекта,такихкакпознавательнаяценность,художественныедостоинства,оригинальностьавторскогорешения,выразительность,сохранность,идр.Вотпримерхарактеристикипамятника"Легендарнаятачанка",сооруженноговстепи,неподалекуотКаховки(Херсонскаяобласть),вкоторойсочетаетсязрительновоспринимаемоеописаниеобъектасегооценкой:"...Встремительномпорывемчиттачанкучетверкаразгоряченныхбешенойскачкойконей.Подавшисьвперед,подгоняетихкрасноармеец-ездовой.Извергаяогонь,неистовотрясется"максим"врукахмолодогопулеметчика.Налетящейнавстречуврагутачанкеразвеваетсяпобедныйстяг.Всездесьпронизанобезудержнойдинамикой,романтическимпафосомгероическихлетгражданскойвойны.Напор,сила,удаль,вихреваястремительностькомпозиционновыявленывыразительным,чеканнымсилуэтом,увереннойэкспрессивнойлепкой.Памятникоченьвпечатляет.Стоитразувидетьего,чтобызапомнитьнавсюжизнь".

Приемобъяснения-формаизложенияматериала,когдаврассказе,помимосправкиобисторическомсобытии,раскрываютсясущностьипричины,еговызвавшие.Наиболеечастоэтотприемиспользуетсявпроизводственно-экономическихиприродоведческихэкскурсиях,гдеврассказеобъясняютсявнутренниесвязипроцессовиявлений.

Приемобъясненияхарактерендляэкскурсийспоказомпроизведенийизобразительногоискусства.Экскурсоводпоясняетсмыслизображенногохудожникомвкартине,содержаниепамятникамонументальнойскульптуры.Вархитектурнойэкскурсииспомощьюэтогоприемавыявляютсяособенностиконструкцииздания,характерныечертыцелогоансамбля.Особенностьприемаобъяснениясостоитвтом,чторассказобобъектеноситдоказательныйхарактер.Этовиднонаследующемпримереизэкскурсиинавоенно-историческуютему.Подтема"ВоимямиранаЗемле":"...Танквзошелнапьедестал,чтобыберечьвечныйпокойнеизвестногосолдата,чейпрахнаходитсявэтойземле,чтобыпостоянновоздаватьславумужествурусскихвоинов.Сегодня,стоянаэтойгосподствующейнадокружающейместностьювысоте,танкохраняеттеряющиесязакромкойгоризонтавиноградныеплантации,пшеничныеполя,процветающиенадмирнымнебомисолнцемпоселения,счастьеирадостьлюдей".

Приемкомментирования.Комментарийвпериодическойпечатииспользуетсявдвухвидах-кактолкованиесобытий,явлений,текстов,атакжевкачестверассужденийиликритическихзамечанийочем-нибудь,вызывающеминтересучитателей.

Вэкскурсииметодическийприемкомментированияиспользуетсяэкскурсоводомприизложенииматериала,разъясняющегосмыслсобытияилизамыселавторапамятникаисторииикультуры,которыйвданныймоментнаблюдаетсяэкскурсантами.

Иногдакомментарийиспользуетсявэкскурсияхнаархитектурныетемыввидекритическихзамечанийовнешнемвидездания,егоконструкции,особенностяхинженерныхсооруженийит.п.Приемкомментированияширокоиспользуетсяприпоказеэкспозициймузеевивыставоквкачествепоясненийкэкспонатам.

Приемрепортажа.Репортажявляетсяжанромжурналистики,которыйоперативносообщаетокаком-либособытии,представляетсобойинформациюотом,чтовданныймоментпроисходитпередглазамирепортера.Журналист,использующийданныйжанр,всегдаявляетсяочевидцемилиучастникомотмечаемогособытия.Вэкскурсии-этократкоесообщениеэкскурсоводаособытии,явлении,процессе,очевидцамикоторыхявляютсяэкскурсанты.Рассказприэтомидетобобъекте,попавшемвполеихзрения(например,одвижущемсяконвейере,гдепроисходитсборкаавтомобилей).Этотприемэффективенлишьтогда,когдаобъектпоказываетсявразвитии,онпомогаетувидеть,какизменяетсяобъектвходенаблюденияирождаетсянечтоновое.

Сложностьиспользованиятакогоприемасостоитвтом,чторассказвзначительнойсвоейчастинеготовитсязаранее,онневходитцеликомвиндивидуальныйтекстэкскурсовода,аноситхарактеримпровизации,т.е.составляетсяэкскурсоводомнаходу,вовремянаблюденияпроисходящего.

Приемцитирования.Цитата-дословнаявыдержкаизкакого-либотекстаиливточностиприводимыечьи-либослова(прямаяречь).Кцитированиюприбегаютвследующихслучаях:дляподтверждения,яркогоиубедительноговыражениясвоеймысли,сохраненияособенностейязыкаиколоритаопределенногоисторическогопериодавремени,воспроизведениякартинысобытияиознакомлениясчьим-тоавторитетныммнением(приемссылкинаавторитет).

Цитатавэкскурсиинаправленанато,чтобывызватьвсознанииэкскурсантовзрительныйобраз,т.е.выступаетвролизрительновоспринимаемойинформации.Втекстеэкскурсииввидецитатиспользуютсяотрывкиизхудожественныхпроизведений(проза,стихи).Особенноэффективноцитированиевтехслучаях,когданеобходимовоссоздатькартиныжизнивдалекиевремена,бытидеятельностьнашихпредков.

Врядеслучаевцитатыиспользуютсявдругихприемах,например,зрительнойреконструкции,литературногомонтажа,ссылкинаочевидцевидр.Внекоторыхэкскурсияхнаосновеприемацитированияиспользуетсяпрямаяречь.Приэтомставитсязадача-сделатьэкскурсантовучастникамиразговорамеждуисторическимиличностями,очевидцамиисторическихсобытий.Делаетсяэтоспомощьюнебольшихвыдержекизмемуаров.

Приемвопросов-ответов.Сутьэтогоприемасостоитвтом,чтовходерассказаэкскурсоводзадаетразличныевопросыэкскурсантамсцельюихактивизации.Большаячастьтакихвопросовнерассчитананато,чтобыполучитьнанихкакие-либоответыотучастниковэкскурсии.Онивыполняютфункциюметодическогоприема.Ихможноразделитьнанескольковидов:

а)вопросы,накоторыеэкскурсоводсразужеилипоистечениинекотороговременисамдаетответ,продолжаясвойрассказпотеме;

б)вопросыисторическогохарактера,представляющиесобойутверждениечего-либовформевопроса.Такиевопросывлекционнойпропагандерассматриваютсякакприемораторскойречи;

в)вопросыэкскурсовода,накоторыеотвечаютэкскурсанты,заостряютвниманиеэкскурсантовксодержаниюэкскурсии,вносятнекоторуюразрядкуипомогаютлучшеуяснитьподтему.Например,раскрываяподтемуогероизмесоветскихлетчиковвгодыВеликойОтечественнойвойныихарактеризуяэпизод,когдаодинизнашихсамолетов,подбитыйврагами,горящимфакеломврезалсявтанковуюколоннуфашистов,экскурсоводзадаетвопрос:"Былливыходусоветскоголетчика?-издесьжеотвечаетнанего.-Да,был.Летчикмогпокинутьгорящуюмашинуи,использовавпарашют,спастисвоюжизнь.Ноонрешилценойсвоейжизниодержатьещеоднупобедунадврагами".

Приемссылкинаочевидцев.Использованиеэтогоприемаврассказедаетвозможностьдляобразноговоссозданиясобытий.Вэкскурсиинатему"Валаам-жемчужинаЛадоги"экскурсоводрассказываетотом,что"видели"наэтомместерастущиевалаамскиесосны,которымболеечемподвестилет.

ВэкскурсиипоМосковскомуКремлюиКраснойплощадиэкскурсоводссылаетсянадревниеКремлевскиебашни,стены,которые"видели"многиеисторическиесобытия.Этотприемпомогаетэкскурсоводусоздатькартинусобытия.Например,припоказеКирилло-Белозерскогомонастыряэкскурсоводделаетссылкунастарыемонастырскиестены,которыебылиочевидцамив1612-1613гг.штурмаобителиполякамиилитовцами.Врассказеособытияхболееблизкихэкскурсоводможетсослатьсянатакихочевидцев,какместныежители.

Приемзаданий,используемыйврассказеэкскурсовода,находитвыражениевегообращениикэкскурсантам:"Подумайте,почемуэтотпамятниктакназван?Вспомните,начтопохожеэтоздание(этабашня)?Какиеприметынаместностиговорятопрошлом?Постарайтесьобъяснить,почемуздесьсделанатакаянадпись"идр.Когдаэкскурсоводдаетподобныезадания,оннепредполагает,чтоучастникиихтутжевыполнят.Приемнаправляетвниманиеэкскурсантовнаконкретноездание,определеннуючастьздания,натедетали,пониманиекоторыхважнодляусвоениярассматриваемыхвопросов.Задачаэтогоприема-заинтересоватьэкскурсантов,заставитьихзадуматься,активизироватьсвоюмыслительнуюдеятельность,возбудитьвоображение.Чтожекасаетсяответовнаэтивопросы,экскурсоводдаетихсамвдальнейшемрассказе,какбысуммируямненияэкскурсантов.

Приемновизныматериаласостоитвтом,чтовходерассказапотемесообщаютсяфактыипримеры,неизвестныеэкскурсантам.Этотприемиспользуетсяэкскурсоводомвтотмомент,когданеобходимопривлечьвниманиегруппыкобъекту,сделатьвосприятиенаблюдаемогоболееэффективным.

Приемсловесного(литературного)монтажа.Используяего,экскурсоводсвойрассказстроитнанабореотрывковизразличныхлитературныхпроизведений,документальныхматериалов,опубликованныхвпериодическойпечати.Содержаниеэтихотрывковраскрываетподтемуэкскурсииилиодинизосновныхеевопросов.Этотприемдаетвозможностьвоссоздатькартинусобытий.

Использованиеэкскурсоводомлитературногомонтажаоснованона"преобразовании"одноговидаискусства(словесного)вдругойвид(изобразительный).Поэтомудлялитературногомонтажанужноподбиратьтакиеотрывкиизхудожественныхпроизведений,которыепозволятэкскурсантам"увидеть"картинусобытий,почувствоватьихдинамику.

Приемсоучастия.Задачаэтогоприема-помочьэкскурсантамстатьучастникамитогособытия,которомупосвященаэкскурсия.Делаетсяэтоспомощью,например,обращениякгруппе:"Представьтесебе,чтомысваминаходимсянаэтомполевовремянаступлениявражескихвойск".Затемспомощьюприемазрительнойреконструкциивосстанавливаетсякартинатогобоя.

Приемдискуссионнойситуации.Экскурсовод,используяэтотприем,выдвигаетвсвоемрассказетакоеположение,котороевызываетдискуссионнуюситуацию.Этотприемдаетвозможностьвчастиэкскурсиизаменитьмонологическуюформуматериалаоткрытымдиалогом.Своюточкузренияповыдвинутомуположениювысказываютдва-триэкскурсанта.Затемэкскурсовод,подводяитоги,делаетвыводы.

Приемсталкиванияпротиворечивыхверсийиспользуетсяврассказеэкскурсовода,например,приоценкеопределенногоисторическогособытия,утверждениядатывозникновенияконкретногогородаилипроисхожденияназваниягорода(реки,озера,местности).

Приемперсонификациииспользуетсядлямысленногосозданияобразаконкретногочеловека(писателя,государственногодеятеля,военачальника).Рекомендуетсяделатьэтоспомощьюяркогорассказаоботдельныхэпизодахизжизнитехлюдей,скоторымисвязанатемаэкскурсии,илинаосновеописаниякакого-либоисторическогособытия,вкоторомэтилюдиучаствовали.

Приемпроблемнойситуациисостоитвтом,чтоврассказеэкскурсоводаставитсяпроблема,связаннаястемойэкскурсии.Постановкапроблемыпередэкскурсантамизаставляетихзадуматьсяипонуждаетнайтиправильныйответнапоставленныеэкскурсоводомвопросы.Врядеслучаевэкскурсантампредлагаетсянайтиальтернативупредложенномурешениювопроса.

Проблемныйвопрос,умелопоставленныйпередэкскурсантами,вызываетинтерескподтеме.Например,подъезжаякг.Покрову,экскурсоводговорит:"СейчаснанашемпутибудетпоследнийгородВладимирскойобластиПокров.Покров...Вдумайтесьвегоназвание.Ведьэтоодинизхристианскихпраздников,установленныйздесь,насеверо-востокеРуси,ещеАндреемБоголюбским.Почемужегородназываетсятак.."?Экскурсантызадумываются.Послеминутногомолчанияотвечаетсамэкскурсовод.

Приемотступлениясостоитвтом,чтовходерассказаэкскурсоводуходитоттемы:читаетстихотворение,приводитпримерыизсвоейжизни,рассказываетсодержаниекинофильма,художественногопроизведения.Этотприемнапрямуюнесвязанссодержаниемэкскурсии,поэтомунекоторыеметодистыназываютего"приемомосвежающегоотступления".Егозадачаснятьусталость.Однако,применяяданныйприем,неследуеткомкатьэкскурсию,сокращаяматериалпотеме.Нельзясводитьделокшуткам,анекдотам,разбрасыванию"юмористическихштрихов"средисерьезногоизложенияматериала,чтобыпридатьсложнойинформациинепринужденныйхарактер.

Имеетсвоиособенностиметодикапроведенияэкскурсийвмузеях.Номенклатураметодическихприемовздесьнамногоуже,чемвэкскурсияхпогороду.Втожевремявмузеяхиспользуютсясвоиспецифическиеприемы.Вмузейнойпрактикеимеетместоиприем,выходящийзаграницыэкскурсионногометода.Егоможноназватьлекционно-иллюстративным.Приэтомпревалируетречьведущего,экспонатыжеиспользуютсялишьвкачествеиллюстраций.

Приеминдукцииприменяетсяврассказе,когданеобходимосовершитьпереходотчастных,единичныхслучаевифактовкобщейкартине,общимвыводам,ивпоказе,когдаэкскурсоводотхарактеристикиодногопамятникапереходиткхарактеристикецелогоансамбляилисистемыинженерныхсооружений.Например,охарактеризоваводнуизскульптур(юноша,сдерживающийконя),украшающихАничковмостчерезрекуФонтанкувСанкт-Петербурге,экскурсоводпереходиткхарактеристикеукрашениймоставцелом.Рассматриваетсявесьхудожественныйансамбль.

Врассказеиспользуетсятакжеметодическийприемдедукциикакспособрассужденияприпереходеотобщегокчастному.Врядеслучаевобаэтиприемаиспользуютсяприпоказеодногообъекта.Каждыйизнихприменяетсякаквзаимноедополнение.

Климактерическийприемпредполагаеттакоеизложениеэкскурсионногоматериала,когдавначалесообщаютсяменееинтересныеималозначительныефактыиаргументы,затем-болеезначительныеи,наконец,самыеинтересные.Такаяпоследовательность,помнениюсторонниковэтогоприема,способствуетнарастаниюинтересаэкскурсантовкрассказу.

Антиклимактерическийприемсостоитвтом,чтоизложениематериалаврассказеначинаетсяснаиболееинтересныхфактовипримеров,впоказе-сболеезначительныхпосвоемусодержаниюиархитектуреобъектов.Интересктеме,разбуженныйуэкскурсантоввначалемероприятия,позволяетвдальнейшемуспешноознакомитьихсменееинтереснымматериалом.

Вэкскурсияхклимактерическийиантиклимактерическийприемыследуетрассматриватькакформыизложенияматериала,какструктурныеособенностипостроениярассказа.Кпоказупредлагаемыеприемынеимеютотношения,таккакпоследовательностьдемонстрацииобъектовопределяетсянестепеньюихзначимости,атемместомнамаршруте,котороекаждомуизнихвыделяетсясцельюполногоилогическогоосвещениятемы.

Вметодическихпособияхпоэкскурсионномуделуназываютсяидругиеприемы:использованияцифрифактов;логическогодоказательства;взаимодействияинтересов;ретроспективы;использованияпословиципоговорок,художественнойлитературы.Всеонинемогутбытьназваныметодическимиприемамиведенияэкскурсиииз-заотсутствиянеобходимыхдляэтогопризнаков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...