Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методикапроведенияэкскурсиикакчастьэкскурсионнойметодики




Методикавширокомсмыслеслова—совокупностьспособовцелесообразногопроведениятойилиинойработы,решениякакой-либозадачи,достиженияпоставленнойце­ли,авболееузкомсмыслепредставляетсобойсовокупностьконкретныхметодическихприемовпроведениялекций,бесед,экскурсийнаопределеннуютемуидляопределеннойгруппы.

Методикуразделяютнаобщуюичастную.

Экскурсия–этометодическипродуманныйпоказдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры,показ,восновекотороголежитанализнаходящихсяпередглазамиэкскурсантовобъектов,атакжесобытий,снимисвязанных.

Экскурсоводунебезразлично,чтоувидитэкскурсант,каконпойметивосприметувиденноеиуслышанное.

Экскурсоводсвоимиобъяснениямиподводитэкскурсантовкнеобходимымвыводам,отэтогозависитэффективностьэкскурсии.

Изэтогоследует,чтосущностьэкскурсииможноопределитьтак:наглядныйпроцесспознанияокружающегомира,процесс,построенныйназаранееподобранныхобъектах,находящихсявестественныхусловияхилирасположенныхвзалахмузеев,выставок,мастерскихскульптора,художникаидр.

Экскурсионнаяметодикаявляетсячастнойметодикой,таккаконасвязанаспроцессомраспространениязнанийнаосновеоднойформыработы.Экскурсионнаяметодикапредставляетсобойсовокупностьтребованийиправил,предъявляемыхкэкскурсии,атакжесуммуметодическихприемовподготовкиипроведенияэкскурсийразныхвидов,наразличныетемыидляразличныхгрупплюдей.

Методикаэкскурсионнойработыотвечаетнаследующиевопросы:

1.Длячегоподготовленаипроводитсяэкскурсия(цель,задачи)?

2.Какиевопросыосвещаютсянаэкскурсии(чемупо­священоеесодержание)?

3.Какпроводитьэкскурсию(методическиеприемы)?

4.Каксохранитьвниманиеэкскурсантов?

Экскурсионнаяметодикасостоитизнесколькихсамостоятельных,связанныхдругсдругомчастей:

—методикиразработкиновойдляданногобюротемы;

—методикиразработкиэкскурсоводомновойдлянеготемы,ноужеразработаннойвданномбюро;

—методикиподготовкиэкскурсоводакпроведениюочереднойэкскурсии;

-методикипроведенияэкскурсии;

—методикипослеэкскурсионнойработы.

Предметомэкскурсионнойметодикиявляетсяцеленаправленноеизучение,систематизация,формулирование,разъяснениеиприменениенапрактикесредствиметодоввоспитанияиобучения,атакжеметодическихприёмов,припомощикоторыхработникиэкскурсионныхучрежденийосуществляютсвоюдеятельность.Экскурсионнаяметодикаобобщаетопытпроведенияэкскурсий,разрабатываетипредлагаеттакиеметодическиеприёмы,которыеоправдалисебянапрактикеиобеспечиваютнаивысшуюэффективностьраскрытияивосприятиятемы.

1.Предметивидыэкскурсионныхметодик.

1.1Предметивидыэкскурсионныхметодик.

Методикапроведенияэкскурсии–этосовокупность,какзаведено,используемыхприведенииэкскурсииприемов,которыепризваныотыскатьпутьболееобычногоисовместностем,каквсемизвестно,действенногозаслугицелиэкскурсии,посодействоватьэкскурсантамлегчеипрочнеенаконец-тоусвоитьсодержаниеэкскурсии.

Методическиеприемыпроведенияэкскурсииразделяютсянаобщие,личныеиединичные.Вообразитесебеодинфактотом,чтообщиеприемыявляются,какзаведено,основойпроведения,каквсемизвестно,хотькакойэкскурсиинезависимоотеетемы,состава,какзаведено,экскурсионнойгруппы.Надосказатьто,чтоличными,вконцеконцов,числятсятеприемы,которыеупотребляютсявэкскурсиях,какбольшинствоизнаспривыклоговорить,определенноговида(производственных,музейных,природоведческих,транспортных,пешеходных),либовэкскурсиях,проводимыхдляопределенной,каклюдипривыкливыражаться,экскурсионнойаудитории(малышей,молодежи,взрослых).Недлякогонесекретто,чтоличныеметодики,делаяупорнаглавныетребованияэкскурсионнойметодики,развиваютиконкретизируютболее,какмногиевыражаются,действенныеприемыпроведенияэкскурсийданноговида.Всезнаютто,чтовконцеконцов,единичныеприемыявляются,какмысвамипостоянноговорим,неповторимымиметодаминаблюдениякакого-нибудь,какмногиевыражаются,1-гообъекталиборассказаонем,кпримерупоказстроения,стоящегонаберегуводоема,котороевлетнийпогожийдень,наконец,отражаетсянаегоповерхности.Идажененадоиговоритьотом,чтотакиеприемы,обычно,являютсяинтеллектуальнойсобственностью1-гоэкскурсоводане,наконец,используютсявсеми,кто,сталобыть,проводитподобныеэкскурсии.Идействительно,кединичнымприемамотносятсяите,внедрениекоторыхограничено,какмывыражаемся,определеннымвременемгодалибодня.

Экскурсионнаяметодикарассматриваетсявнесколькихаспектах:какосновапрофессиональногомастерстваэкскурсоводов;какмеханизм,совершенствующий«подачу»материала;какпроцессупорядочениядеятельностиэкскурсовода.Методикапомогаетэкскурсантамувидеть,запомнитьипонятьзначительнобольше,чемналекции,раскрывающейтужетему.Такпроисходитпотому,чтометодикалекторавзначительнойсвоейчастиосновананаразногородасообщенияхиописаниях,лекционныйрассказведётсявотрывеотобъектовописания.Экскурсионнаяметодикасостоитизнесколькихсамостоятельных,связанныхдругсдругомчастей:-методикиразработкиновойдляданногобюротемы;-методикиразработкиэкскурсоводомновойдлянеготемы,ноужеразработаннойвданномбюро;-методикиподготовкиэкскурсоводакпроведениюочереднойэкскурсии;-методикипроведенияэкскурсии;-методикипослеэкскурсионнойработы.

Аспектыэкскурсионнойметодики:основапрофессиональногомастерстваэкскурсовода,механизмподачиматериала,процессупорядочениядеятельностиэкскурсоводавходеподготовкиипроведенияэкскурсии.

Экскурсионнаяметодикасвязанастакимипонятиямикакрассказипоказ.Навопрососоотношениипоказаирассказавэкскурсииметодикадаетоднозначныйответ:отпоказакрассказу.Начинатьследуетспоказа,созрительныхилииных(осязательных,обонятельных)впечатлений,азатемужевводитьрассказ.Методикаучитываетспособностьобъектапривлекатьвнимание,используетразличныесредстваусилениявниманияэкскурсантов.

Ещеодназадачаметодики–подсказатьнаиболееэффективноеиспользованиеметодическихприемовведенияэкскурсии.Экскурсионнаяметодикаучитываетвопросыэмоциональноговоздействиянаэкскурсантов.

Предметомэкскурсионнойметодикиявляетсяцеленаправленноеизучение,систематизация,формулирование,разъяснениеиприменениенапрактикесредствиметодоввоспитанияиобучения,атакжеметодическихприёмов,припомощикоторыхработникиэкскурсионныхучрежденийосуществляютсвоюдеятельность.Экскурсионнаяметодикаобобщаетопытпроведенияэкскурсий,разрабатываетипредлагаеттакиеметодическиеприёмы,которыеоправдалисебянапрактикеиобеспечиваютнаивысшуюэффективностьраскрытияивосприятиятемы.

Методикаподготовкиэкскурсий.

Разработкуэкскурсииосуществляеттворческаягруппа,состоящаявзависимостиотсложноститемыиз3-10человек.Каждыйизучастниковработаетнадоднимизраз­деловилиоднойизподтемэкскурсии.Объединяетиредактируетподготовленныйматериаларуководительтворческойгруппы.

Подготовкаделитсянадваэтапа:

-предварительный-подбориизучениефактическихматериалов(т.е.процесспервоначальногонакоплениязнанийподаннойтеме),осуществляемыйтворческойгруппой,выборобъектов,накоторыхбудетпостроенаэкскурсия;

-непосредственный-составлениеэкскурсионногомаршрута,обработкафактическогоматериала.

Крометого,проводитсяработанадструктуройметодическойразработки:вступление,основнаячасть,за­ключение;составляетсяконтрольныйтекст,анализируетсяметодическоеведениеэкскурсии(определениенаиболеецелесообразныхметодическихприемовпоказаирассказакон­кретнодлятойилиинойчастиэкскурсии),формируется"портфельэкскурсовода",подготавливаетсяиндивидуаль­ныйтекст.Методическаяразработкапредставляетсобойсжатыйплан,документ,которыйопределяет,какпровестиданнуюэкскурсию,вкакойпоследовательностиорганизоватьпоказпамятников,какуюметодикуцелесообразноприменятьдляэффективногопроведенияэкскурсии.Здесьжеэкскурсоводдолженнайтисоветы,вкакойпоследовательностивестипоказирассказ,какиематериалыиз"портфеляэкскурсово­да"икогдалучшепродемонстрировать.Методическаяраз­работкасоставляетсянакаждуютемуэкскурсии.

Неотъемлемаячастьразработок-рекомендациипотех­никепроведенияэкскурсии(расположениеэкскурсионнойгруппыоколообъектов,схемадвиженияэкскурсантовпомаршрутуит.д.).

Методическаяразработкаявляетсяобязательнымдокументом,безкоторогоэкскурсиянаданнуютемунеможетпроводиться.

Обязательнымдокументомявляетсяииндивидуальныйтекст,которыйдаетэкскурсоводуправопроведенияэкскур­сииподаннойтеме.Правильносоставленнаяметодическаяразработкапомогаетэкскурсоводуболееполнораскрытьтему.

 

Классификацияэкскурсий.

Классификацияпредставляетсобойраспределениепредметов,явлений,понятийпоклассам,отделам,разрядамвзависимостиотихобщихпризнаков.

Экскурсионноеобслуживаниеявляетсякаксамостоятельнойдеятельностью(например,вдомахотдыха,клубах,школах),такичастьюкомплексатуристскихуслуг(втуристскихфирмах).Внастоящеевремяэкскурсииклассифицируются:

а)посодержанию;

б)посоставуиколичествуучастников;

в)поместупроведения;

г)поспособупередвижения;

д)попродолжительности;

е)поформепроведения1.

Каждаягруппаимеетприсущиеейкомпоненты,спецификуиособенности.

Посодержаниюэкскурсииподразделяютсянаобзорные(многоплановые)итематические.

Обзорныеэкскурсии,какправило,многотемные.Неслучайноихназываютмногоплановыми.Внихиспользуетсяисторическийисовременныйматериал.Строитсятакаяэкскурсиянапоказесамыхразличныхобъектов(памятниковисторииикультуры,зданийисооружений,природныхобъектов,местзнаменитыхсобытий,элементовблагоустройствагорода,промышленныхисельскохозяйственныхпредприятийит.д.).

Вобзорныхэкскурсияхсобытияизлагаютсякрупнымпланом.Этодаетобщеепредставлениеогороде,крае,области,республике,государствевцелом.Хронологическиерамкитакойэкскурсии-времясуществованиягородаспервогоупоминанияонемдосегодняшнегодняиперспективыразвития.

Обзорныеэкскурсииимеютсвоиособенности.Вотличиеоттематических,внихформулировкатемыпредставляетопределеннуюсложность.Независимоотместа,т&€ихготовятипроводят,онипрактическисхожимеждусобойпреждевсегопосвоейструктуре.Вкаждойизнихосвещаетсянесколькоподтем(историягорода,краткаяхарактеристикапромышленности,науки,культуры,народногообразованияидр.).Втожевремяуобзорныхэкскурсийимеютсясвоиотличительныечерты.Онидиктуютсятемиособенностямивисторическомразвитии,которыеприсущиопределенномугороду,области,краю.Например,военно-историческуюподтемувключаютвобзорныеэкскурсиитегорода,натерриторииобластейкоторыхпроисходиливоенныесражения.Литературныеподтемывключаютсявобзорныеэкскурсиигородов,связанныхсжизньюидеятельностьюписателей,поэтовит.д.

Тематическаяэкскурсияпосвященараскрытиюоднойтемы,еслиэтоисторическаяэкскурсия,товееосновуможетбытьположеноодноилинесколькособытий,объединенныходнойтемой,аиногдаболеепродолжительныйпериодвремени.Еслиэтоэкскурсиянаархитектурнуютему,топредметомизучениямогутстатьнаиболееинтересныепроизведениязодчества,расположенныенаулицахиплощадяхгорода,авбольшомгороде-архитектурныеансамблиминувшихвеков.

Тематическиеэкскурсииподразделяютсянаисторические,производственные,природоведческие(экологические),искусствоведческие,литературные,архитектурно-градостроительные.

Посвоемусодержаниюисторическиеэкскурсииподразделяютсянаследующиеподгруппы:

-историко-краеведческие(например,"Историявозникновенияг.Перми","ИзисторииСадовогокольца"идр.);

-археологические(например,вг.Херсонесеспоказомвещественныхисторическихисточников-раскопок);

-этнографические,рассказывающиеонравахиобычаяхразныхнацийинародностей;

-военно-исторические,которыепроводятсяпоместамбоевойславы(например,"Бородино"идр.);

-историко-биографические(поместамжизниидеятельностиизвестныхлюдей);

-экскурсиивисторическиемузеи.

Производственныеэкскурсииделятсянаподгруппы:

-производственно-исторические;

-производственно-экономические(например,банковская,биржеваядеятельность,рынокнедвижимостиидр.);

-производственно-технические;

-профессионально-ориентационныедляучащихся.Искусствоведческиеэкскурсииимеютподгруппы:

-историко-театральные(например,"Изисториирусскоготеатра","ЦыганскийтеатрвМоскве"идр.);

-историко-музыкальные(например,"Москвамузыкальная"идр.);

-понароднымхудожественнымпромыслам(например,Гжель,Палех,Федоскиноидр.);

-поместамжизниидеятельностидеятелейкультуры(например,"П.И.ЧайковскийвКлину","Ф.ШаляпинвМоскве","Абрамцево"идр.);

-вкартинныегалереиивыставочныезалы,музеи,вмастерскиехудожниковискульпторов.

Литературныеэкскурсииобычногруппируютсяследующимобразом:

-литературно-биографические.Проводятсяпоместам,которыехранятпамятьожизниитворчествеписателя,поэта,драматургаит.д.(например,"А.С.ПушкинвМосквеиПодмосковье","КупринвСанкт-Петербурге"ит.д.);

-историко-литературные,раскрывающиеопределенныепериодыразвитиярусскойнациональнойлитературы(например,"ЛитературнаяМосква20-хгодовXXвека","ЛитературныйОрел"ит.д.);

-литературно-художественные-этопоэтико-текстовыеэкскурсии(например,"БелыеночивСанкт-Петербурге")илиэкскурсиипоместам,которыенашлиотражениевпроизведенияхтогоилииногописателя(например,"ПоследамгероевМ.Шолохова","МосквавпроизведенииЛ.Н.Толстого"Войнаимир""идр.).

Классификацияэкскурсийнаархитектурно-градостроительныетемы:

-экскурсииспоказомархитектурныхпостроекданногогорода;

-экскурсии,связанныеспоказомпамятниковархитектурыопределенногоисторическогопериода;

-экскурсии,дающиепредставлениеотворчествеодногоархитектора;

-экскурсии,знакомящиеспланировкойизастройкойгородовпогенеральнымпланам;

-экскурсиисдемонстрациейобразцовсовременнойархитектуры;

-экскурсиипоновостройкам.

Следуетотметить,чтотематическиеэкскурсиитогоилииноговидаредкосуществуютизолированнодруготдруга.Например,историческийматериалиспользуетсявэкскурсияхнаархитектурно-градостроительныетемы;элементыприродоведческихэкскурсийнаходятсвоеместовэкскурсияхпочтикаждойгруппытематическихэкскурсий.Всезависитотконкретныхусловийпроведенияэкскурсии,отресурсовпознавательногопланатогоилииногогородаилирегиона.

Посоставуиколичествуучастниковэкскурсииподразделяютсянаиндивидуальные,дляместногонаселения,приезжихтуристов,взрослыхишкольниковит.д.

Особенностивосприятияэкскурсионногоматериалакаждойизуказанныхгрупптребуютвнесенияизмененийвсодержаниемероприятий,методикуитехникуихпроведения,атакжевихпродолжительность.

Поместупроведенияэкскурсиибывают:городские,загородные,производственные,музейные,комплексные(сочетающиеэлементынескольких).

Поспособупередвижения-пешеходныеисиспользованиемразличныхвидовтранспорта.

Преимуществопешеходныхэкскурсийсостоитвтом,что,создаваянеобходимыйтемпдвижения,ониобеспечиваютблагоприятныеусловиядляпоказаирассказа.

Транспортныеэкскурсии(вподавляющембольшинствеавтобусные)состоятиздвухчастей:анализаэкскурсионныхобъектов(например,памятниковисторииикультуры)наостановкахирассказавпутимеждуобъектами,связанногосхарактеристикойпамятниковипамятныхмест,мимокоторыхследуетгруппа.

Некоторыеэкскурсионныеучрежденияиспользуютдляпроведенияэкскурсийтроллейбусы,трамваи,речныеиморскиетеплоходы,вертолетыит.д.

Продолжительностьэкскурсиисоставляетот1акад.часа(45мин)досуток

Краткосрочныетуры(от1до3-4дней)называютмаршрутомвыходногодня,внихможетбытьпредусмотренонесколькоэкскурсийразнойпродолжительности.

Поформепроведенияэкскурсиимогутбытьразличными:

-экскурсия-массовка.Ееучастникипередвигаютсяпомаршрутуодновременнона10-20автобусах,вкаждомизкоторыхработаетэкскурсовод.Такиеэкскурсиимогутвключатьвсебямассовыетеатрализованныепредставления,фольклорныепраздникиит.д.;

-экскурсия-прогулка,совмещающаявсебеэлементыпознаниясэлементамиотдыха,проводитсявлесу,впарке,поморю,рекеипр.;

-экскурсия-лекция(рассказпреобладаетнадпоказом);

-экскурсия-концертпосвящаетсямузыкальнойтемеспрослушиваниеммузыкальныхпроизведенийвсалонеавтобуса;

-экскурсия-спектакль-этоформапроведениялитературно-художественнойэкскурсии,подготовленнойнаосновеконкретныхпроизведенийхудожественнойлитературыидр.

Экскурсияможетрассматриватьсякакформаучебнойработыдляразличныхгруппэкскурсантов.Этоможетбыть:

-экскурсия-консультация,котораядаетнаглядныеответынавопросыэкскурсантов,служитоднимизвидовповышенияквалификации;

-экскурсия-демонстрация-этонаиболеенагляднаяформаознакомлениягруппысприроднымиявлениями,производственнымипроцессамиит.д.;

-экскурсия-урокпредставляетсобойформусообщениязнанийвсоответствиисучебнойпрограммойтогоилииногоучебногозаведения;

-учебнаяэкскурсия(дляспециальнойаудитории)являетсяформойобученияиповышенияквалификацииэкскурсионныхработников;

-пробнаяэкскурсияпредставляетсобойзавершающийэтапиндивидуальнойработыпоподготовкеипроведениюэкскурсий,формупроверкизнанийустудентовилиработающихэкскурсоводовприподготовкеиминовойэкскурсионнойтемы;

-показательнаяэкскурсия-этоформаучебнойэкскурсии,ставящаяцельюпоказатьобразецтогоилииногометодологическогоприеманаконкретномобъекте,раскрытьопределеннуюподтемуит.д.;

-рекламнаяэкскурсия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...