Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методикапроведенияэкскурсиикакчастьэкскурсионнойметодики
Методикавширокомсмыслеслова—совокупностьспособовцелесообразногопроведениятойилиинойработы,решениякакой-либозадачи,достиженияпоставленнойцели,авболееузкомсмыслепредставляетсобойсовокупностьконкретныхметодическихприемовпроведениялекций,бесед,экскурсийнаопределеннуютемуидляопределеннойгруппы. Методикуразделяютнаобщуюичастную. Экскурсия–этометодическипродуманныйпоказдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры,показ,восновекотороголежитанализнаходящихсяпередглазамиэкскурсантовобъектов,атакжесобытий,снимисвязанных. Экскурсоводунебезразлично,чтоувидитэкскурсант,каконпойметивосприметувиденноеиуслышанное. Экскурсоводсвоимиобъяснениямиподводитэкскурсантовкнеобходимымвыводам,отэтогозависитэффективностьэкскурсии. Изэтогоследует,чтосущностьэкскурсииможноопределитьтак:наглядныйпроцесспознанияокружающегомира,процесс,построенныйназаранееподобранныхобъектах,находящихсявестественныхусловияхилирасположенныхвзалахмузеев,выставок,мастерскихскульптора,художникаидр. Экскурсионнаяметодикаявляетсячастнойметодикой,таккаконасвязанаспроцессомраспространениязнанийнаосновеоднойформыработы.Экскурсионнаяметодикапредставляетсобойсовокупностьтребованийиправил,предъявляемыхкэкскурсии,атакжесуммуметодическихприемовподготовкиипроведенияэкскурсийразныхвидов,наразличныетемыидляразличныхгрупплюдей. Методикаэкскурсионнойработыотвечаетнаследующиевопросы: 1.Длячегоподготовленаипроводитсяэкскурсия(цель,задачи)? 2.Какиевопросыосвещаютсянаэкскурсии(чемупосвященоеесодержание)? 3.Какпроводитьэкскурсию(методическиеприемы)? 4.Каксохранитьвниманиеэкскурсантов? Экскурсионнаяметодикасостоитизнесколькихсамостоятельных,связанныхдругсдругомчастей: —методикиразработкиновойдляданногобюротемы; —методикиразработкиэкскурсоводомновойдлянеготемы,ноужеразработаннойвданномбюро; —методикиподготовкиэкскурсоводакпроведениюочереднойэкскурсии; -методикипроведенияэкскурсии; —методикипослеэкскурсионнойработы. Предметомэкскурсионнойметодикиявляетсяцеленаправленноеизучение,систематизация,формулирование,разъяснениеиприменениенапрактикесредствиметодоввоспитанияиобучения,атакжеметодическихприёмов,припомощикоторыхработникиэкскурсионныхучрежденийосуществляютсвоюдеятельность.Экскурсионнаяметодикаобобщаетопытпроведенияэкскурсий,разрабатываетипредлагаеттакиеметодическиеприёмы,которыеоправдалисебянапрактикеиобеспечиваютнаивысшуюэффективностьраскрытияивосприятиятемы. 1.Предметивидыэкскурсионныхметодик. 1.1Предметивидыэкскурсионныхметодик. Методикапроведенияэкскурсии–этосовокупность,какзаведено,используемыхприведенииэкскурсииприемов,которыепризваныотыскатьпутьболееобычногоисовместностем,каквсемизвестно,действенногозаслугицелиэкскурсии,посодействоватьэкскурсантамлегчеипрочнеенаконец-тоусвоитьсодержаниеэкскурсии. Методическиеприемыпроведенияэкскурсииразделяютсянаобщие,личныеиединичные.Вообразитесебеодинфактотом,чтообщиеприемыявляются,какзаведено,основойпроведения,каквсемизвестно,хотькакойэкскурсиинезависимоотеетемы,состава,какзаведено,экскурсионнойгруппы.Надосказатьто,чтоличными,вконцеконцов,числятсятеприемы,которыеупотребляютсявэкскурсиях,какбольшинствоизнаспривыклоговорить,определенноговида(производственных,музейных,природоведческих,транспортных,пешеходных),либовэкскурсиях,проводимыхдляопределенной,каклюдипривыкливыражаться,экскурсионнойаудитории(малышей,молодежи,взрослых).Недлякогонесекретто,чтоличныеметодики,делаяупорнаглавныетребованияэкскурсионнойметодики,развиваютиконкретизируютболее,какмногиевыражаются,действенныеприемыпроведенияэкскурсийданноговида.Всезнаютто,чтовконцеконцов,единичныеприемыявляются,какмысвамипостоянноговорим,неповторимымиметодаминаблюдениякакого-нибудь,какмногиевыражаются,1-гообъекталиборассказаонем,кпримерупоказстроения,стоящегонаберегуводоема,котороевлетнийпогожийдень,наконец,отражаетсянаегоповерхности.Идажененадоиговоритьотом,чтотакиеприемы,обычно,являютсяинтеллектуальнойсобственностью1-гоэкскурсоводане,наконец,используютсявсеми,кто,сталобыть,проводитподобныеэкскурсии.Идействительно,кединичнымприемамотносятсяите,внедрениекоторыхограничено,какмывыражаемся,определеннымвременемгодалибодня. Экскурсионнаяметодикарассматриваетсявнесколькихаспектах:какосновапрофессиональногомастерстваэкскурсоводов;какмеханизм,совершенствующий«подачу»материала;какпроцессупорядочениядеятельностиэкскурсовода.Методикапомогаетэкскурсантамувидеть,запомнитьипонятьзначительнобольше,чемналекции,раскрывающейтужетему.Такпроисходитпотому,чтометодикалекторавзначительнойсвоейчастиосновананаразногородасообщенияхиописаниях,лекционныйрассказведётсявотрывеотобъектовописания.Экскурсионнаяметодикасостоитизнесколькихсамостоятельных,связанныхдругсдругомчастей:-методикиразработкиновойдляданногобюротемы;-методикиразработкиэкскурсоводомновойдлянеготемы,ноужеразработаннойвданномбюро;-методикиподготовкиэкскурсоводакпроведениюочереднойэкскурсии;-методикипроведенияэкскурсии;-методикипослеэкскурсионнойработы. Аспектыэкскурсионнойметодики:основапрофессиональногомастерстваэкскурсовода,механизмподачиматериала,процессупорядочениядеятельностиэкскурсоводавходеподготовкиипроведенияэкскурсии. Экскурсионнаяметодикасвязанастакимипонятиямикакрассказипоказ.Навопрососоотношениипоказаирассказавэкскурсииметодикадаетоднозначныйответ:отпоказакрассказу.Начинатьследуетспоказа,созрительныхилииных(осязательных,обонятельных)впечатлений,азатемужевводитьрассказ.Методикаучитываетспособностьобъектапривлекатьвнимание,используетразличныесредстваусилениявниманияэкскурсантов. Ещеодназадачаметодики–подсказатьнаиболееэффективноеиспользованиеметодическихприемовведенияэкскурсии.Экскурсионнаяметодикаучитываетвопросыэмоциональноговоздействиянаэкскурсантов. Предметомэкскурсионнойметодикиявляетсяцеленаправленноеизучение,систематизация,формулирование,разъяснениеиприменениенапрактикесредствиметодоввоспитанияиобучения,атакжеметодическихприёмов,припомощикоторыхработникиэкскурсионныхучрежденийосуществляютсвоюдеятельность.Экскурсионнаяметодикаобобщаетопытпроведенияэкскурсий,разрабатываетипредлагаеттакиеметодическиеприёмы,которыеоправдалисебянапрактикеиобеспечиваютнаивысшуюэффективностьраскрытияивосприятиятемы. Методикаподготовкиэкскурсий. Разработкуэкскурсииосуществляеттворческаягруппа,состоящаявзависимостиотсложноститемыиз3-10человек.Каждыйизучастниковработаетнадоднимизразделовилиоднойизподтемэкскурсии.Объединяетиредактируетподготовленныйматериаларуководительтворческойгруппы. Подготовкаделитсянадваэтапа: -предварительный-подбориизучениефактическихматериалов(т.е.процесспервоначальногонакоплениязнанийподаннойтеме),осуществляемыйтворческойгруппой,выборобъектов,накоторыхбудетпостроенаэкскурсия; -непосредственный-составлениеэкскурсионногомаршрута,обработкафактическогоматериала. Крометого,проводитсяработанадструктуройметодическойразработки:вступление,основнаячасть,заключение;составляетсяконтрольныйтекст,анализируетсяметодическоеведениеэкскурсии(определениенаиболеецелесообразныхметодическихприемовпоказаирассказаконкретнодлятойилиинойчастиэкскурсии),формируется"портфельэкскурсовода",подготавливаетсяиндивидуальныйтекст.Методическаяразработкапредставляетсобойсжатыйплан,документ,которыйопределяет,какпровестиданнуюэкскурсию,вкакойпоследовательностиорганизоватьпоказпамятников,какуюметодикуцелесообразноприменятьдляэффективногопроведенияэкскурсии.Здесьжеэкскурсоводдолженнайтисоветы,вкакойпоследовательностивестипоказирассказ,какиематериалыиз"портфеляэкскурсовода"икогдалучшепродемонстрировать.Методическаяразработкасоставляетсянакаждуютемуэкскурсии. Неотъемлемаячастьразработок-рекомендациипотехникепроведенияэкскурсии(расположениеэкскурсионнойгруппыоколообъектов,схемадвиженияэкскурсантовпомаршрутуит.д.). Методическаяразработкаявляетсяобязательнымдокументом,безкоторогоэкскурсиянаданнуютемунеможетпроводиться. Обязательнымдокументомявляетсяииндивидуальныйтекст,которыйдаетэкскурсоводуправопроведенияэкскурсииподаннойтеме.Правильносоставленнаяметодическаяразработкапомогаетэкскурсоводуболееполнораскрытьтему.
Классификацияэкскурсий. Классификацияпредставляетсобойраспределениепредметов,явлений,понятийпоклассам,отделам,разрядамвзависимостиотихобщихпризнаков. Экскурсионноеобслуживаниеявляетсякаксамостоятельнойдеятельностью(например,вдомахотдыха,клубах,школах),такичастьюкомплексатуристскихуслуг(втуристскихфирмах).Внастоящеевремяэкскурсииклассифицируются: а)посодержанию; б)посоставуиколичествуучастников; в)поместупроведения; г)поспособупередвижения; д)попродолжительности; е)поформепроведения1. Каждаягруппаимеетприсущиеейкомпоненты,спецификуиособенности. Посодержаниюэкскурсииподразделяютсянаобзорные(многоплановые)итематические. Обзорныеэкскурсии,какправило,многотемные.Неслучайноихназываютмногоплановыми.Внихиспользуетсяисторическийисовременныйматериал.Строитсятакаяэкскурсиянапоказесамыхразличныхобъектов(памятниковисторииикультуры,зданийисооружений,природныхобъектов,местзнаменитыхсобытий,элементовблагоустройствагорода,промышленныхисельскохозяйственныхпредприятийит.д.). Вобзорныхэкскурсияхсобытияизлагаютсякрупнымпланом.Этодаетобщеепредставлениеогороде,крае,области,республике,государствевцелом.Хронологическиерамкитакойэкскурсии-времясуществованиягородаспервогоупоминанияонемдосегодняшнегодняиперспективыразвития. Обзорныеэкскурсииимеютсвоиособенности.Вотличиеоттематических,внихформулировкатемыпредставляетопределеннуюсложность.Независимоотместа,т&€ихготовятипроводят,онипрактическисхожимеждусобойпреждевсегопосвоейструктуре.Вкаждойизнихосвещаетсянесколькоподтем(историягорода,краткаяхарактеристикапромышленности,науки,культуры,народногообразованияидр.).Втожевремяуобзорныхэкскурсийимеютсясвоиотличительныечерты.Онидиктуютсятемиособенностямивисторическомразвитии,которыеприсущиопределенномугороду,области,краю.Например,военно-историческуюподтемувключаютвобзорныеэкскурсиитегорода,натерриторииобластейкоторыхпроисходиливоенныесражения.Литературныеподтемывключаютсявобзорныеэкскурсиигородов,связанныхсжизньюидеятельностьюписателей,поэтовит.д. Тематическаяэкскурсияпосвященараскрытиюоднойтемы,еслиэтоисторическаяэкскурсия,товееосновуможетбытьположеноодноилинесколькособытий,объединенныходнойтемой,аиногдаболеепродолжительныйпериодвремени.Еслиэтоэкскурсиянаархитектурнуютему,топредметомизучениямогутстатьнаиболееинтересныепроизведениязодчества,расположенныенаулицахиплощадяхгорода,авбольшомгороде-архитектурныеансамблиминувшихвеков. Тематическиеэкскурсииподразделяютсянаисторические,производственные,природоведческие(экологические),искусствоведческие,литературные,архитектурно-градостроительные. Посвоемусодержаниюисторическиеэкскурсииподразделяютсянаследующиеподгруппы: -историко-краеведческие(например,"Историявозникновенияг.Перми","ИзисторииСадовогокольца"идр.); -археологические(например,вг.Херсонесеспоказомвещественныхисторическихисточников-раскопок); -этнографические,рассказывающиеонравахиобычаяхразныхнацийинародностей; -военно-исторические,которыепроводятсяпоместамбоевойславы(например,"Бородино"идр.); -историко-биографические(поместамжизниидеятельностиизвестныхлюдей); -экскурсиивисторическиемузеи. Производственныеэкскурсииделятсянаподгруппы: -производственно-исторические; -производственно-экономические(например,банковская,биржеваядеятельность,рынокнедвижимостиидр.); -производственно-технические; -профессионально-ориентационныедляучащихся.Искусствоведческиеэкскурсииимеютподгруппы: -историко-театральные(например,"Изисториирусскоготеатра","ЦыганскийтеатрвМоскве"идр.); -историко-музыкальные(например,"Москвамузыкальная"идр.); -понароднымхудожественнымпромыслам(например,Гжель,Палех,Федоскиноидр.); -поместамжизниидеятельностидеятелейкультуры(например,"П.И.ЧайковскийвКлину","Ф.ШаляпинвМоскве","Абрамцево"идр.); -вкартинныегалереиивыставочныезалы,музеи,вмастерскиехудожниковискульпторов. Литературныеэкскурсииобычногруппируютсяследующимобразом: -литературно-биографические.Проводятсяпоместам,которыехранятпамятьожизниитворчествеписателя,поэта,драматургаит.д.(например,"А.С.ПушкинвМосквеиПодмосковье","КупринвСанкт-Петербурге"ит.д.); -историко-литературные,раскрывающиеопределенныепериодыразвитиярусскойнациональнойлитературы(например,"ЛитературнаяМосква20-хгодовXXвека","ЛитературныйОрел"ит.д.); -литературно-художественные-этопоэтико-текстовыеэкскурсии(например,"БелыеночивСанкт-Петербурге")илиэкскурсиипоместам,которыенашлиотражениевпроизведенияхтогоилииногописателя(например,"ПоследамгероевМ.Шолохова","МосквавпроизведенииЛ.Н.Толстого"Войнаимир""идр.). Классификацияэкскурсийнаархитектурно-градостроительныетемы: -экскурсииспоказомархитектурныхпостроекданногогорода; -экскурсии,связанныеспоказомпамятниковархитектурыопределенногоисторическогопериода; -экскурсии,дающиепредставлениеотворчествеодногоархитектора; -экскурсии,знакомящиеспланировкойизастройкойгородовпогенеральнымпланам; -экскурсиисдемонстрациейобразцовсовременнойархитектуры; -экскурсиипоновостройкам. Следуетотметить,чтотематическиеэкскурсиитогоилииноговидаредкосуществуютизолированнодруготдруга.Например,историческийматериалиспользуетсявэкскурсияхнаархитектурно-градостроительныетемы;элементыприродоведческихэкскурсийнаходятсвоеместовэкскурсияхпочтикаждойгруппытематическихэкскурсий.Всезависитотконкретныхусловийпроведенияэкскурсии,отресурсовпознавательногопланатогоилииногогородаилирегиона. Посоставуиколичествуучастниковэкскурсииподразделяютсянаиндивидуальные,дляместногонаселения,приезжихтуристов,взрослыхишкольниковит.д. Особенностивосприятияэкскурсионногоматериалакаждойизуказанныхгрупптребуютвнесенияизмененийвсодержаниемероприятий,методикуитехникуихпроведения,атакжевихпродолжительность. Поместупроведенияэкскурсиибывают:городские,загородные,производственные,музейные,комплексные(сочетающиеэлементынескольких). Поспособупередвижения-пешеходныеисиспользованиемразличныхвидовтранспорта. Преимуществопешеходныхэкскурсийсостоитвтом,что,создаваянеобходимыйтемпдвижения,ониобеспечиваютблагоприятныеусловиядляпоказаирассказа. Транспортныеэкскурсии(вподавляющембольшинствеавтобусные)состоятиздвухчастей:анализаэкскурсионныхобъектов(например,памятниковисторииикультуры)наостановкахирассказавпутимеждуобъектами,связанногосхарактеристикойпамятниковипамятныхмест,мимокоторыхследуетгруппа. Некоторыеэкскурсионныеучрежденияиспользуютдляпроведенияэкскурсийтроллейбусы,трамваи,речныеиморскиетеплоходы,вертолетыит.д. Продолжительностьэкскурсиисоставляетот1акад.часа(45мин)досуток Краткосрочныетуры(от1до3-4дней)называютмаршрутомвыходногодня,внихможетбытьпредусмотренонесколькоэкскурсийразнойпродолжительности. Поформепроведенияэкскурсиимогутбытьразличными: -экскурсия-массовка.Ееучастникипередвигаютсяпомаршрутуодновременнона10-20автобусах,вкаждомизкоторыхработаетэкскурсовод.Такиеэкскурсиимогутвключатьвсебямассовыетеатрализованныепредставления,фольклорныепраздникиит.д.; -экскурсия-прогулка,совмещающаявсебеэлементыпознаниясэлементамиотдыха,проводитсявлесу,впарке,поморю,рекеипр.; -экскурсия-лекция(рассказпреобладаетнадпоказом); -экскурсия-концертпосвящаетсямузыкальнойтемеспрослушиваниеммузыкальныхпроизведенийвсалонеавтобуса; -экскурсия-спектакль-этоформапроведениялитературно-художественнойэкскурсии,подготовленнойнаосновеконкретныхпроизведенийхудожественнойлитературыидр. Экскурсияможетрассматриватьсякакформаучебнойработыдляразличныхгруппэкскурсантов.Этоможетбыть: -экскурсия-консультация,котораядаетнаглядныеответынавопросыэкскурсантов,служитоднимизвидовповышенияквалификации; -экскурсия-демонстрация-этонаиболеенагляднаяформаознакомлениягруппысприроднымиявлениями,производственнымипроцессамиит.д.; -экскурсия-урокпредставляетсобойформусообщениязнанийвсоответствиисучебнойпрограммойтогоилииногоучебногозаведения; -учебнаяэкскурсия(дляспециальнойаудитории)являетсяформойобученияиповышенияквалификацииэкскурсионныхработников; -пробнаяэкскурсияпредставляетсобойзавершающийэтапиндивидуальнойработыпоподготовкеипроведениюэкскурсий,формупроверкизнанийустудентовилиработающихэкскурсоводовприподготовкеиминовойэкскурсионнойтемы; -показательнаяэкскурсия-этоформаучебнойэкскурсии,ставящаяцельюпоказатьобразецтогоилииногометодологическогоприеманаконкретномобъекте,раскрытьопределеннуюподтемуит.д.; -рекламнаяэкскурсия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |