Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработкамаршрутаэкскурсииипринципыегосоставления.




Маршрутэкскурсиипредставляетсобойнаиболееудобныйпутьследованияэкскурсионнойгруппы,способствующийраскрытиютемы.Онстроитсявзависимостиотнаиболееправильнойдляданнойэкскурсиипоследовательностиосмотраобъектов,наличияплощадокдлярасположениягруппы,необходимостиобеспечениябезопасностиэкскурсантов.Однаиззадачмаршрута-способствоватьнаиболееполномураскрытиютемы.

Основныетребования,которыедолжныбытьучтенысоставителямимаршрута,-этоорганизацияпоказаобъектоввлогическойпоследовательностииобеспечениезрительнойосновыдляраскрытиятемы.

Впрактикеэкскурсионныхучрежденийсуществуюттривариантапостроениямаршрутов:хронологический,тематическийитематико-хронологический.

Примеромхронологическогопостроениямаршрутамогутслужитьэкскурсии,посвященныежизниидеятельностивыдающихсялюдей.

Потематическомупринципупостроеныэкскурсии,связанныесраскрытиемопределеннойтемывжизнигорода(например,"Архангельскстроится","ЛитературноеПодмосковье"идр.).

Всеобзорныегородскиеэкскурсиипостроеныпотематико-хронологическомупринципу.Последовательностьизложенияматериалапохронологиивтакихэкскурсияхсоблюдается,какправило,толькоприраскрытиикаждойподтемы.

Разработкамаршрута-сложнаямногоступенчатаяпроцедура,требующаядостаточновысокойквалификациииявляющаясяоднимизосновныхэлементовтехнологиисозданияновойэкскурсии.Приразработкеавтобусногомаршрутаследуетруководствоваться"Правиламидорожногодвижения","Уставомавтомобильноготранспорта","Правиламиперевозкипассажиров"идругимиведомственныминормативами.

Объектывзависимостиотсвоейроливэкскурсиимогутбытьиспользованыкакосновныеидополнительные.

Основныеобъектыподвергаютсяболееглубокомуанализу,нанихраскрываютсяподтемыэкскурсии.

Показдополнительныхобъектов,какправило,осуществляетсяприпереездах(переходах)экскурсионнойгруппыионнезанимаетглавенствующегоположения.

Маршрутстроитсяпопринципунаиболееправильнойпоследовательностиосмотраобъектовинамечаетсясучетомследующихтребований:

-показобъектовследуетпроводитьвопределеннойлогическойпоследовательности,недопускаяненужныхповторныхпроездовпоодномуитомужеучасткумаршрута(улице,площади,мосту,шоссе),т.е.такназываемых"петель";

наличиедоступностиобъекта(площадкидляегоосмотра);

-переездилипереходмеждуобъектаминедолжензанимать10-15минут,чтобынебылослишкомдлительныхпаузвпоказеирассказе;

-наличиеблагоустроенныхостановок,втомчислесанитарныхиместпарковкитранспортныхсредств.

Рекомендуетсякмоментупроведенияэкскурсиииметьнескольковариантовдвижениягруппы.Необходимостьизменениямаршрутаврядеслучаеввызываетсятранспортными"пробками",ремонтнымиработаминагородскихмагистралях.Всеэтодолжнобытьучтеноприсозданииразличныхвариантовмаршрута.

Разработкаавтобусногомаршрутазавершаетсясогласованиемиутверждениемпаспортаисхемымаршрута,расчетакилометражаивременииспользованияавтотранспорта.

 

Принципыифункцииэкскурсии.

Функция(какпонятие)впереводеслатинскогоозначаетисполнение,осуществление,выполнение,кругдеятельности,назначение,обязанность,роль.Функция-этовнешнеепроявлениекакого-либообъекта,формаработыучреждения,предприятия.Функционировать-этоозначаетдействовать,работать.Функцииэкскурсиирассматриваютсякакееглавныесвойства.


Рис.1.3.Основныефункцииэкскурсии

Функциянаучнойпропаганды.Экскурсияспособствуетраспространениюполитических,философских,научных,художественныхидругихвзглядов,идейитеорий.Выполняяфункциюпропаганды,каждаяэкскурсиядолжнаиметьчеткуюнаправленность.Восновуэкскурсииположеныпринципыпропаганды,научность,идейность,связьсжизнью,доходчивостьиубедительность.Этипринципывыражаютсуществопропаганды,позволяютвыделитьвнейглавное.Ихследуетрассматриватьвсовокупности,т.е.вовзаимнойсвязидругсдругом.

Принципнаучности.Важнымкачествомэкскурсиикакформывоспитанияиобученияявляетсяеенаучныйхарактер.Задачаэкскурсии-способствоватьраспространениюнаучныхзнаний.Содержаниеэкскурсиидолжноизлагатьсявсоответствиисданнымиопределенногоразделасовременнойнауки,оказыватьсодействиеформированиюмировоззрения.Факты,события,теоретическиеположениядаютсявнаучнойтрактовке,получаютосвещениесучетомдостиженийтехотраслейсовременнойнауки,ккоторымониимеютотношение.Фактыисобытиядолжныполучитьобъективнуюнаучнуюоценку.

Принципидейности.Идея-эточеткийпландействийдлядостиженияпоставленнойцели.В.Дальрассматривалидею"какпонятиеовещи,умопонятие,представление,воображениепредмета,умственноевоображенье".

Идейностьнеобходиморассматриватькаксознательнуюприверженностькопределеннойсистемеидей.Принципыидейностиозначаютобъективныйподходксодержаниюфактическогоматериалаприподготовкеэкскурсиииубежденностьэкскурсовода,излагающегоэтотматериалэкскурсантам.Важно,чтобыкаждаяэкскурсиябылаподготовленасучетомэтоготребования,чтобывсоответствииснимбылисоставленыдокументыдляэкскурсии-текстыиметодическаяразработка.

Неменееважно,чтобыэкскурсоводстроилсвойрассказнанаучнойтеории,последовательнопроявляясвоюличнуюидейнуюубежденность.Врассказеэкскурсовода,ванализеобъектовнаходитсвоевыражениенетолькоэрудицияэкскурсовода,ноитенденциозностькакобъективноепроявлениеегоактивнойжизненнойпозиции.Идейныйэкскурсовод-этоспециалист,которыйвсвоейдеятельностиивовсехсвоихпоступкахруководствуетсячеткимипринципами.

Связьтеориисжизнью.Материалэкскурсийдолженбытьувязансжизнью,действительностью,практикойхозяйственногоикультурногостроительства,стемипеременами,которыепроисходятвРоссии.Изложениефактическогоматериаладолжносопровождатьсяобобщениямиивыводамисучетомзаконов,которыележатвосновеисторическихидругихпроцессов.

Определенныетрудностипоявляютсяприпопыткеувязатьизлагаемыйматериалссовременностью.Нужноиметьввиду,чтопрошлоеинастоящеевэкскурсии,независимоотосвещаемойтемы,такилииначеувязываютсямеждусобой.

Материал,характеризующийсовременностьвэкскурсиях,находитотражениевтрехаспектах:первыйаспект-всятемаэкскурсиицеликомпосвященасобытиямсовременности;второйаспект-современностипосвященачастьэкскурсии,однаилинесколькоподтем.Этаформахарактернадляобзорнойэкскурсиипогороду,району;третийаспект-экскурсияполностьюпосвященапоказуисторическихсобытий,памятниковистории.Связьссегодняшнимднемнаходитвыражениевтом,чтособытияпрошлого(пороймноговековойдавности)оцениваютсяспозициисовременности,наосноведостиженийнауки.Комментарииивыводыучитываютдоминирующиеточкизрениясегодняшнегодня.

Эффективностьэкскурсиизависитоттого,насколькопонятноизлагаетсяматериал,насколькоонпосвоемусодержаниюдоступендляданнойаудитории.Материалдолженизлагатьсясучетомподготовленностиаудитории,ееобщеобразовательногоуровня,жизненногоопыта.

Убедительностьэкскурсионногоматериалаобеспечиваетсятакже:отборомнаиболееважныхфактов,раскрывающихтему;использованиемубедительныхсравнений;умелымподборомдоказательств;ссылкаминаавторитетныеисточники,воспоминанияучастниковиочевидцевсобытий;демонстрациейфотографий,копийподлинныхдокументов,карт,схем.

Длякаждойэкскурсиихарактерендоверительныйтонсообщениязнаний.Предположения,версии,вариантынедолжныподменятьглавного-раскрытиятемынаосновенаучныхданных.Полемическиетенденциинаносятвредвосприятиюэкскурсионногоматериала.ИсторикискусствА.В.Бакушинский,разрабатываяметодикумузейныхэкскурсий,высказываетсяпротиввнесениявэкскурсиикритико-полемическихтенденций.Такойприемоченьредкодостигаетцели,распыляясилыивниманиеэкскурсантов.Главноетребованиекэкскурсии-истинность,достоверностьфактов,сообщаемыхэкскурсантам.Именноэтоприковываетвниманиектеме,служитосновойдляеевосприятия.

Функцияинформации.Экскурсиявсоответствиисосвоейтемойсодержитинформациюпоконкретномуразделузнаний:одостиженияхисторическойнауки,медицины,биологии;оботкрытияхархеологов;изобретениях,достиженияхвхозяйственномикультурномстроительстве.Оттакихважныхсредствинформации,какгазета,радио,телевидение,лекция,экскурсиюотличаетболеевысокаянаглядность.Значительнаячастьинформациинаэкскурсииподтверждаетсяпоказомобъектов.Наличиеинформациивэкскурсияхнеозначает,чтоэкскурсоводдолжен,отступаяоттемы,делатьсообщенияопоследнихсобытияхмеждународнойжизни.Основойдляпроведенияэкскурсииявляетсяутвержденныйтекст.Неследуетдополнятьсодержаниетематическойэкскурсииматериаламиизутреннихрадиопередачилисвежихномеровгазет,еслиречьнеидетосообщенияхчрезвычайнойважности.

Функцияорганизациикультурногодосуга.Поддосугомподразумеваетсятачастьнерабочеговремени,котораяостаетсявраспоряжениичеловекапослерабочегодня.Этосвободноевремявпределахсуток,недели,годачеловекзатрачиваетпосвоемуусмотрениюнаактивнуютворческуюилиобщественнуюдеятельность,учебубезотрываотпроизводства,любительскиезанятия,общениесдрузьями.

Экскурсиюотносятктойгруппезанятий,котораяопределяетсятермином"учебаисамообразование".Являясьформойкультурногодосуга,экскурсияобеспечиваетудовлетворениеиформированиедуховныхпотребностейчеловека.Ужев20-егодыученые-экскурсионистыприходяткмыслиотом,чтоэкскурсиянеотдых,аумственныйтруд,требующийотэкскурсантовбольшегонапряжения,чемобычнаяпрогулкапогороду.Системностьзнаний,сообщаемыхвэкскурсии,еепривлекательностьвсвязисналичиемэлемента"путешественности",возможностьвыборавсоответствиисосвоимиинтересами-всеэтоделаетэкскурсиюпопулярнымзанятиемдлялюдей.

Экскурсиязанимаетважноеместоврядуформучебыбезотрываотработы.Заметновозрастаетрольэкскурсииворганизациикультурногодосугатам,гдеэкскурсионныеучрежденияимузеиперешлиотэпизодическихмероприятийкмероприятиямпоциклам.Экскурсионныйциклставитзадачейдатьэкскурсантамсистемузнаний(например,поисторииродногогорода,опамятникахкультурыиистории,расположенныхнаеготерритории).Вкрупныхкультурныхцентрахэтазадачаможетбытьсужена.Здесьциклиз5-6экскурсийпосвящаетсяпоказу,например,историческихпамятников.

Экскурсиявфункциирасширениякультурно-техническогокругозора.Каждаяэкскурсияспособствуетрасширениюкругозорачеловека.Ееучастникиполучаютзнанияпоистории,вобластиискусства,архитектуры,литературы,экономики.Нередкоэкскурсияконкретизируетзнанияэкскурсантов,помогаетимувидетьто,чтоонизналипописьменнымисточникам,изшкольныхпрограмм,излекций.

Экскурсия-этосинтезнесколькихформкультурно-воспитательнойработы.Внеевкачестветематическивстроенныхиметодическиоправданныхчастеймогутбытьвключены:

а)фрагментыизхудожественныхфильмов,научно-популярныйилихроникально-документальныйфильмцеликом;

б)выступленияучастниковилиочевидцевсобытий,ветерановвойны(1941-1945гг.)вэкскурсияхнавоенно-патриотическиетемы;

в)встречасруководителямипромышленныхилисельскохозяйственныхпредприятий,инженерно-техническимиработниками,передовымирабочимивэкскурсияхнапроизводственныетемы;

г)прослушиваниемузыкальныхпроизведений,посвященныхжизниитворчествукомпозиторов,артистов,музыкантов;

д)прослушиваниевыступленийгосударственныхиобщественныхдеятелейвзвукозаписи,вэкскурсияхнаисторическиеиисторико-революционныетемы.

Функцияформированияинтересовчеловека.Задачаэкскурсии-сообщитьзнанияаудиторииивызватьинтересулюдейкконкретнойотраслизнаний.Побывавналитературнойэкскурсии,ееучастникипроявляютвдальнейшеминтерескконкретномуписателю.Участникитакихэкскурсийвдальнейшемчитаютлитературупоизобразительномуискусству,литературномутворчеству,посещаютмузеи,другиеэкскурсии.Экскурсиядлямногихстановитсяначаломработыпосамообразованию.

Каждаяконкретнаяэкскурсияможетвыполнятьодновременнонесколькофункций.Этозависитоттого,скакойгруппойэкскурсантовонапроводится.Длядетейимолодежиэкскурсия-этофункциярасширениякультурно-техническогокругозора;дляподростков,выбирающихпрофессию,-функцияформированияинтересов;дляиностранныхтуристов-функцияинформацииит.д.

Признакиэкскурсии

Признакомназываютто,чтоделаетсходныммеждусобойилиотличаетдруготдругапредметыиявления.Имеютсяввидусущественныепризнаки,т.е.те,безкоторыхпредмет,явления,формакультурно-просветительнойработынемогутсуществовать.

Экскурсия,какидругиеформыкультурно-просветительнойработы(лекция,тематическийвечер,устныйжурнал,читательскаяконференция),имеетсвоиособенностиворганизациииметодикепроведения.Еепризнакиговорятосходствесдругимиформамиилижеподчеркиваютеекоренноеотличиеотних.

Общимипризнакамидлявсехэкскурсийявляются:

1.Протяженностьповременипроведенияотодногоакадемическогочаса(45мин)дооднихсуток.

2.Наличиеэкскурсантов(группыилииндивидуалов).

3.Наличиеэкскурсовода,проводящегоэкскурсию.

4.Наглядность,зрительноевосприятие,показэкскурсионныхобъектовнаместеихрасположения.

5.Передвижениеучастниковэкскурсиипозаранеесоставленномумаршруту.

6.Целенаправленностьпоказаобъектов,наличиеопределеннойтемы.

7.Активнаядеятельностьучастников(наблюдение,изучение,исследованиеобъектов).

Отсутствиехотябыодногоизназванныхвышесемипризнаковлишаетправаназыватьпроводимоемероприятиеэкскурсией.

Помимоэтихобщихпризнаковукаждоговидаэкскурсийестьсвоиспецифическиепризнаки:

-уавтобусных-обязательныйвыходизавтобусадляосмотрапамятников;

-умузейных-знакомствосматериалами,расположенныминастендах;

-упроизводственных-демонстрациядействующихобъектов(станков,агрегатов,механизмов).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...