Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разработкамаршрутаэкскурсииипринципыегосоставления.
Маршрутэкскурсиипредставляетсобойнаиболееудобныйпутьследованияэкскурсионнойгруппы,способствующийраскрытиютемы.Онстроитсявзависимостиотнаиболееправильнойдляданнойэкскурсиипоследовательностиосмотраобъектов,наличияплощадокдлярасположениягруппы,необходимостиобеспечениябезопасностиэкскурсантов.Однаиззадачмаршрута-способствоватьнаиболееполномураскрытиютемы. Основныетребования,которыедолжныбытьучтенысоставителямимаршрута,-этоорганизацияпоказаобъектоввлогическойпоследовательностииобеспечениезрительнойосновыдляраскрытиятемы. Впрактикеэкскурсионныхучрежденийсуществуюттривариантапостроениямаршрутов:хронологический,тематическийитематико-хронологический. Примеромхронологическогопостроениямаршрутамогутслужитьэкскурсии,посвященныежизниидеятельностивыдающихсялюдей. Потематическомупринципупостроеныэкскурсии,связанныесраскрытиемопределеннойтемывжизнигорода(например,"Архангельскстроится","ЛитературноеПодмосковье"идр.). Всеобзорныегородскиеэкскурсиипостроеныпотематико-хронологическомупринципу.Последовательностьизложенияматериалапохронологиивтакихэкскурсияхсоблюдается,какправило,толькоприраскрытиикаждойподтемы. Разработкамаршрута-сложнаямногоступенчатаяпроцедура,требующаядостаточновысокойквалификациииявляющаясяоднимизосновныхэлементовтехнологиисозданияновойэкскурсии.Приразработкеавтобусногомаршрутаследуетруководствоваться"Правиламидорожногодвижения","Уставомавтомобильноготранспорта","Правиламиперевозкипассажиров"идругимиведомственныминормативами. Объектывзависимостиотсвоейроливэкскурсиимогутбытьиспользованыкакосновныеидополнительные. Основныеобъектыподвергаютсяболееглубокомуанализу,нанихраскрываютсяподтемыэкскурсии. Показдополнительныхобъектов,какправило,осуществляетсяприпереездах(переходах)экскурсионнойгруппыионнезанимаетглавенствующегоположения. Маршрутстроитсяпопринципунаиболееправильнойпоследовательностиосмотраобъектовинамечаетсясучетомследующихтребований: -показобъектовследуетпроводитьвопределеннойлогическойпоследовательности,недопускаяненужныхповторныхпроездовпоодномуитомужеучасткумаршрута(улице,площади,мосту,шоссе),т.е.такназываемых"петель"; наличиедоступностиобъекта(площадкидляегоосмотра); -переездилипереходмеждуобъектаминедолжензанимать10-15минут,чтобынебылослишкомдлительныхпаузвпоказеирассказе; -наличиеблагоустроенныхостановок,втомчислесанитарныхиместпарковкитранспортныхсредств. Рекомендуетсякмоментупроведенияэкскурсиииметьнескольковариантовдвижениягруппы.Необходимостьизменениямаршрутаврядеслучаеввызываетсятранспортными"пробками",ремонтнымиработаминагородскихмагистралях.Всеэтодолжнобытьучтеноприсозданииразличныхвариантовмаршрута. Разработкаавтобусногомаршрутазавершаетсясогласованиемиутверждениемпаспортаисхемымаршрута,расчетакилометражаивременииспользованияавтотранспорта.
Принципыифункцииэкскурсии. Функция(какпонятие)впереводеслатинскогоозначаетисполнение,осуществление,выполнение,кругдеятельности,назначение,обязанность,роль.Функция-этовнешнеепроявлениекакого-либообъекта,формаработыучреждения,предприятия.Функционировать-этоозначаетдействовать,работать.Функцииэкскурсиирассматриваютсякакееглавныесвойства. Функциянаучнойпропаганды.Экскурсияспособствуетраспространениюполитических,философских,научных,художественныхидругихвзглядов,идейитеорий.Выполняяфункциюпропаганды,каждаяэкскурсиядолжнаиметьчеткуюнаправленность.Восновуэкскурсииположеныпринципыпропаганды,научность,идейность,связьсжизнью,доходчивостьиубедительность.Этипринципывыражаютсуществопропаганды,позволяютвыделитьвнейглавное.Ихследуетрассматриватьвсовокупности,т.е.вовзаимнойсвязидругсдругом. Принципнаучности.Важнымкачествомэкскурсиикакформывоспитанияиобученияявляетсяеенаучныйхарактер.Задачаэкскурсии-способствоватьраспространениюнаучныхзнаний.Содержаниеэкскурсиидолжноизлагатьсявсоответствиисданнымиопределенногоразделасовременнойнауки,оказыватьсодействиеформированиюмировоззрения.Факты,события,теоретическиеположениядаютсявнаучнойтрактовке,получаютосвещениесучетомдостиженийтехотраслейсовременнойнауки,ккоторымониимеютотношение.Фактыисобытиядолжныполучитьобъективнуюнаучнуюоценку. Принципидейности.Идея-эточеткийпландействийдлядостиженияпоставленнойцели.В.Дальрассматривалидею"какпонятиеовещи,умопонятие,представление,воображениепредмета,умственноевоображенье". Идейностьнеобходиморассматриватькаксознательнуюприверженностькопределеннойсистемеидей.Принципыидейностиозначаютобъективныйподходксодержаниюфактическогоматериалаприподготовкеэкскурсиииубежденностьэкскурсовода,излагающегоэтотматериалэкскурсантам.Важно,чтобыкаждаяэкскурсиябылаподготовленасучетомэтоготребования,чтобывсоответствииснимбылисоставленыдокументыдляэкскурсии-текстыиметодическаяразработка. Неменееважно,чтобыэкскурсоводстроилсвойрассказнанаучнойтеории,последовательнопроявляясвоюличнуюидейнуюубежденность.Врассказеэкскурсовода,ванализеобъектовнаходитсвоевыражениенетолькоэрудицияэкскурсовода,ноитенденциозностькакобъективноепроявлениеегоактивнойжизненнойпозиции.Идейныйэкскурсовод-этоспециалист,которыйвсвоейдеятельностиивовсехсвоихпоступкахруководствуетсячеткимипринципами. Связьтеориисжизнью.Материалэкскурсийдолженбытьувязансжизнью,действительностью,практикойхозяйственногоикультурногостроительства,стемипеременами,которыепроисходятвРоссии.Изложениефактическогоматериаладолжносопровождатьсяобобщениямиивыводамисучетомзаконов,которыележатвосновеисторическихидругихпроцессов. Определенныетрудностипоявляютсяприпопыткеувязатьизлагаемыйматериалссовременностью.Нужноиметьввиду,чтопрошлоеинастоящеевэкскурсии,независимоотосвещаемойтемы,такилииначеувязываютсямеждусобой. Материал,характеризующийсовременностьвэкскурсиях,находитотражениевтрехаспектах:первыйаспект-всятемаэкскурсиицеликомпосвященасобытиямсовременности;второйаспект-современностипосвященачастьэкскурсии,однаилинесколькоподтем.Этаформахарактернадляобзорнойэкскурсиипогороду,району;третийаспект-экскурсияполностьюпосвященапоказуисторическихсобытий,памятниковистории.Связьссегодняшнимднемнаходитвыражениевтом,чтособытияпрошлого(пороймноговековойдавности)оцениваютсяспозициисовременности,наосноведостиженийнауки.Комментарииивыводыучитываютдоминирующиеточкизрениясегодняшнегодня. Эффективностьэкскурсиизависитоттого,насколькопонятноизлагаетсяматериал,насколькоонпосвоемусодержаниюдоступендляданнойаудитории.Материалдолженизлагатьсясучетомподготовленностиаудитории,ееобщеобразовательногоуровня,жизненногоопыта. Убедительностьэкскурсионногоматериалаобеспечиваетсятакже:отборомнаиболееважныхфактов,раскрывающихтему;использованиемубедительныхсравнений;умелымподборомдоказательств;ссылкаминаавторитетныеисточники,воспоминанияучастниковиочевидцевсобытий;демонстрациейфотографий,копийподлинныхдокументов,карт,схем. Длякаждойэкскурсиихарактерендоверительныйтонсообщениязнаний.Предположения,версии,вариантынедолжныподменятьглавного-раскрытиятемынаосновенаучныхданных.Полемическиетенденциинаносятвредвосприятиюэкскурсионногоматериала.ИсторикискусствА.В.Бакушинский,разрабатываяметодикумузейныхэкскурсий,высказываетсяпротиввнесениявэкскурсиикритико-полемическихтенденций.Такойприемоченьредкодостигаетцели,распыляясилыивниманиеэкскурсантов.Главноетребованиекэкскурсии-истинность,достоверностьфактов,сообщаемыхэкскурсантам.Именноэтоприковываетвниманиектеме,служитосновойдляеевосприятия. Функцияинформации.Экскурсиявсоответствиисосвоейтемойсодержитинформациюпоконкретномуразделузнаний:одостиженияхисторическойнауки,медицины,биологии;оботкрытияхархеологов;изобретениях,достиженияхвхозяйственномикультурномстроительстве.Оттакихважныхсредствинформации,какгазета,радио,телевидение,лекция,экскурсиюотличаетболеевысокаянаглядность.Значительнаячастьинформациинаэкскурсииподтверждаетсяпоказомобъектов.Наличиеинформациивэкскурсияхнеозначает,чтоэкскурсоводдолжен,отступаяоттемы,делатьсообщенияопоследнихсобытияхмеждународнойжизни.Основойдляпроведенияэкскурсииявляетсяутвержденныйтекст.Неследуетдополнятьсодержаниетематическойэкскурсииматериаламиизутреннихрадиопередачилисвежихномеровгазет,еслиречьнеидетосообщенияхчрезвычайнойважности. Функцияорганизациикультурногодосуга.Поддосугомподразумеваетсятачастьнерабочеговремени,котораяостаетсявраспоряжениичеловекапослерабочегодня.Этосвободноевремявпределахсуток,недели,годачеловекзатрачиваетпосвоемуусмотрениюнаактивнуютворческуюилиобщественнуюдеятельность,учебубезотрываотпроизводства,любительскиезанятия,общениесдрузьями. Экскурсиюотносятктойгруппезанятий,котораяопределяетсятермином"учебаисамообразование".Являясьформойкультурногодосуга,экскурсияобеспечиваетудовлетворениеиформированиедуховныхпотребностейчеловека.Ужев20-егодыученые-экскурсионистыприходяткмыслиотом,чтоэкскурсиянеотдых,аумственныйтруд,требующийотэкскурсантовбольшегонапряжения,чемобычнаяпрогулкапогороду.Системностьзнаний,сообщаемыхвэкскурсии,еепривлекательностьвсвязисналичиемэлемента"путешественности",возможностьвыборавсоответствиисосвоимиинтересами-всеэтоделаетэкскурсиюпопулярнымзанятиемдлялюдей. Экскурсиязанимаетважноеместоврядуформучебыбезотрываотработы.Заметновозрастаетрольэкскурсииворганизациикультурногодосугатам,гдеэкскурсионныеучрежденияимузеиперешлиотэпизодическихмероприятийкмероприятиямпоциклам.Экскурсионныйциклставитзадачейдатьэкскурсантамсистемузнаний(например,поисторииродногогорода,опамятникахкультурыиистории,расположенныхнаеготерритории).Вкрупныхкультурныхцентрахэтазадачаможетбытьсужена.Здесьциклиз5-6экскурсийпосвящаетсяпоказу,например,историческихпамятников. Экскурсиявфункциирасширениякультурно-техническогокругозора.Каждаяэкскурсияспособствуетрасширениюкругозорачеловека.Ееучастникиполучаютзнанияпоистории,вобластиискусства,архитектуры,литературы,экономики.Нередкоэкскурсияконкретизируетзнанияэкскурсантов,помогаетимувидетьто,чтоонизналипописьменнымисточникам,изшкольныхпрограмм,излекций. Экскурсия-этосинтезнесколькихформкультурно-воспитательнойработы.Внеевкачестветематическивстроенныхиметодическиоправданныхчастеймогутбытьвключены: а)фрагментыизхудожественныхфильмов,научно-популярныйилихроникально-документальныйфильмцеликом; б)выступленияучастниковилиочевидцевсобытий,ветерановвойны(1941-1945гг.)вэкскурсияхнавоенно-патриотическиетемы; в)встречасруководителямипромышленныхилисельскохозяйственныхпредприятий,инженерно-техническимиработниками,передовымирабочимивэкскурсияхнапроизводственныетемы; г)прослушиваниемузыкальныхпроизведений,посвященныхжизниитворчествукомпозиторов,артистов,музыкантов; д)прослушиваниевыступленийгосударственныхиобщественныхдеятелейвзвукозаписи,вэкскурсияхнаисторическиеиисторико-революционныетемы. Функцияформированияинтересовчеловека.Задачаэкскурсии-сообщитьзнанияаудиторииивызватьинтересулюдейкконкретнойотраслизнаний.Побывавналитературнойэкскурсии,ееучастникипроявляютвдальнейшеминтерескконкретномуписателю.Участникитакихэкскурсийвдальнейшемчитаютлитературупоизобразительномуискусству,литературномутворчеству,посещаютмузеи,другиеэкскурсии.Экскурсиядлямногихстановитсяначаломработыпосамообразованию. Каждаяконкретнаяэкскурсияможетвыполнятьодновременнонесколькофункций.Этозависитоттого,скакойгруппойэкскурсантовонапроводится.Длядетейимолодежиэкскурсия-этофункциярасширениякультурно-техническогокругозора;дляподростков,выбирающихпрофессию,-функцияформированияинтересов;дляиностранныхтуристов-функцияинформацииит.д. Признакиэкскурсии Признакомназываютто,чтоделаетсходныммеждусобойилиотличаетдруготдругапредметыиявления.Имеютсяввидусущественныепризнаки,т.е.те,безкоторыхпредмет,явления,формакультурно-просветительнойработынемогутсуществовать. Экскурсия,какидругиеформыкультурно-просветительнойработы(лекция,тематическийвечер,устныйжурнал,читательскаяконференция),имеетсвоиособенностиворганизациииметодикепроведения.Еепризнакиговорятосходствесдругимиформамиилижеподчеркиваютеекоренноеотличиеотних. Общимипризнакамидлявсехэкскурсийявляются: 1.Протяженностьповременипроведенияотодногоакадемическогочаса(45мин)дооднихсуток. 2.Наличиеэкскурсантов(группыилииндивидуалов). 3.Наличиеэкскурсовода,проводящегоэкскурсию. 4.Наглядность,зрительноевосприятие,показэкскурсионныхобъектовнаместеихрасположения. 5.Передвижениеучастниковэкскурсиипозаранеесоставленномумаршруту. 6.Целенаправленностьпоказаобъектов,наличиеопределеннойтемы. 7.Активнаядеятельностьучастников(наблюдение,изучение,исследованиеобъектов). Отсутствиехотябыодногоизназванныхвышесемипризнаковлишаетправаназыватьпроводимоемероприятиеэкскурсией. Помимоэтихобщихпризнаковукаждоговидаэкскурсийестьсвоиспецифическиепризнаки: -уавтобусных-обязательныйвыходизавтобусадляосмотрапамятников; -умузейных-знакомствосматериалами,расположенныминастендах; -упроизводственных-демонстрациядействующихобъектов(станков,агрегатов,механизмов).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |