Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основныеэтаыподготовкиновойэкскурсии.Стр 1 из 29Следующая ⇒
Созданиеновойэкскурсии-этосложныйидлительныйпроцесс,частотребующийучастиянесколькихчеловеквпроцессеподготовкиновойэкскурсии. Емельяновпредложил15этаповподготовкиэкскурсии: 1.определениецелейизадачэкскурсии. 2.выбортемы. 3.отборлитературыисоставлениебиблиографии. 4.определениеисточниковэкскурсионногоматериала. 5.отбориизучениеэкскурсионныхобъектов. 6.составлениемаршрутаэкскурсии. 7.объездилиобходмаршрута. 8.подготовкаконтрольноготекстаэкскурсии. 9.комплектование«портфеляэкскурсовода». 10.определениеметодическихприемовпроведенияэкскурсии. 11.определениетехникиведенияэкскурсии. 12.составлениеметодическойразработки. 13.составлениеиндивидуальноготекстаэкскурсии. 14.прием-сдачаэкскурсии. 15.утверждениеэкскурсий. Выбортемыэкскурсиииееназвание.Выбортемызависитотпотенциальногоспросанаопределеннойэкскурсии,отконкретногозаказаит.д.Темасодержитуказаниенатовкакойсфередеятельностииликакомукругуявленийпосвященаданнаяэкскурсия.Поэтомуименнотематикаэкскурсийлежитвосновеихклассификациипосодержанию.Темаэкскурсииявляетсяеесодержательнымстержнем,т.к.именноонаобуславливаетотборэкскурсионныхобъектовиявляетсяпредметомэкскурсионногопоказаирассказа.Темарегулируетэкскурсионныйрассказ,недаваявозможностиэкскурсоводурассказатьобобъектевсе,чтоононемзнает,особенновтехслучаях,когдаобъектмногоплановый.Темарегулируетипоказэкскурсионныхобъектов,посколькупопутиследованиягруппыэкскурсантовобычнорасположенымногочисленныеобъекты,втомчислеинесвязанныестемойэкскурсии.Темаобъединяетподтемыэкскурсиивединоецелое.Композиционнымцентромэкскурсии,вокругкоторогостроитьсяпоказирассказобычноявляетсяоднаведущаяподтема.Онаспособствуетболееглубокомураскрытиюсодержанияэкскурсии,чтоделаетееубедительнееизапоминающейся.Вобзорнойэкскурсиинетвозможностиглубокораскрытьсодержаниекаждойподтемы.Однакоименноониимеютбольшойзначениедляразвитияэкскурсионнойтематики,посколькупочтикаждаяподтемаобзорнойэкскурсииможетстатьтемойдлясамостоятельнойтематическойэкскурсии.Выбравтемуследуетподуматьоееформулировке,т.е.оназвании.Темаэкскурсиииееназваниенеодноитоже.Название–этовизитнаякарточкаэкскурсии,поэтомуонодолжнобытьадекватнотемеибытьпривлекательнымдляпотенциальныхэкскурсантов.Названиедолжнобытьярким,запоминающимся,образным,повозможностикратким.Следуетизбегатьслишкомобщихназваний(например,«Мирволшебнойсказки»),длинныхформулировок,использованиинепонятныхсловинеточныхформулировок.Каждоесловоназваниядолжноработатьприраскрытиитемы.Уэкскурсийнаоднутемуможетбытьнескольконазваний,взависимостиотэкскурсионнойаудиторииипоставленнойцели. Определениецелиизадачэкскурсий.Цель–этоторадичегоэкскурсантыпроводятсяпосоставленномумаршруту,осматриваютотобранныеобъектыислушаютрассказоних.Правильноеопределениецелиимеетбольшоезначение,посколькувлияетнаотборобъектов,наотборматериалапообъектам,навыборуглазрения,подкоторымданныеобъектыбудутпредставлены.Цельвлияетнавыборметодическихприемовпроведенияэкскурсии.Какцельэкскурсииможетвыступатьвоспитаниепатриотизма,уважениектруду,расширениекругозора,получениядополнительныхзнанийвкакой-либосфере,конкретизациязнанийит.п.Длядостиженияпоставленнойцелинамечаетсярядзадач(3,4задачи). Отборлитературыисоставлениебиблиографии.Вкачествелитературныхисточниковприподготовкеэкскурсиииспользуютсямонографии,энциклопедии,словари,сборникистатей,статьивпериодикеит.п.изотобранныхисточниковсоставляютсписок,назначениекоторогоопределитьпримерныйобъемработыпоизучениюлитературы.СписокоформляетсявсоответствиистребованиямиГОСТа.Прибольшомколичествелитературныхисточниковсписокделитьсянадвечасти:основнойидополнительный. Определениеисточникаэкскурсионногоматериала.Помимолитературныхисточниковинформацияпотемеэкскурсииможетчерпатьсяивдругихисточниках:государственныеиличныеархивы,экспозицииифондымузеев,документальные,научно-популярныеихудожественныефильмы,фотографии,воспоминанияучастниковиочевидцевсобытий,консультацииспециалистов.Материалыизлюбыхисточниковдолжныбытьдостоверныитщательновыверены. Отбориизучениеэкскурсионныхобъектов.Экскурсионныеобъектыклассифицируютсяпонесколькимоснованиям.1.Потематическомупризнаку:археологические,этнографические,исторические,архитектурные,природные,производственныеит.п.2.Природаэкскурсионныхобъектов:материальныеидуховные. 3.Содержаниеобъекта:одноплановые(носителитолькоодноговидаинформации,например,природоведческие,произведенияживописи)имногоплановые(носителиразногородаинформации,например,архитектурныйпамятник,можетбытьохарактеризованкакисторическийобъект).4.Пофункциональномуназначениювэкскурсии:основные(раскрываютсяподтемыэкскурсии)идополнительные(довершаетсяобщаякартинаэкскурсии,несмотрянато,чтонаознакомленииснимитратятсяменьшевременииуделяетсяменьшевнимания).5.Постепенисохранности:полностьюсохранившиеся,сохранившиесясозначительнымиизменениями(перестроенныеиреконструированные),частичносохранившиеся,утраченные,восстановленные.Приподготовкеэкскурсиипередэкскурсоводомстоитзадачаизмножестваобъектовотобратьсамыеинтересные,поэтомувметодикеподготовкиэкскурсииобъектыотбираютсянаосновеихценностиизначимостидляраскрытиятемы.Приближайшемрассмотрениииспользуетсяиряддругихкритериевдляотбораэкскурсионныхобъектов:1.соответствиетемеэкскурсии.2.познавательнаяценностьилиинформационнаязначимость,т.е.связьобъектасконкретнымисторическимсобытием,жизньюизвестнойличности,атакжехудожественногодостоинстваобъекта.3.известностьилипопулярностьпамятникаунаселения.4.необычность,т.е.экзотичностьобъекта.5.выразительность,имеетсяввидусочетаниеобъектасдругимиобъектамиокружающейсреды(здания,сооруженияприроднымиобъектамиит.п.).6.сохранность(объектсвоимвнешнимвидомдолженвызыватьуэкскурсантовположительныеэмоции).7.месторасположениеобъекта(оцениваетсясточкизрения:расстояниядонего,удобствоподъездаилиподходакнему,пригодностидорогидлятранспортаипешехода,наличиенаблюдаемойплощади).8.ограниченностьпоказаобъекта(ограничительныефакторымогутиметьразноепроисхождение,например,факторыприродногохарактера:сезонность,времясуток,походныеусловия,техническаяхарактеристика(ремонт)).Правильныйотборэкскурсионныхобъектовсоздаетзрительнуюосновуиспособствуетраскрытиюеетемы.Экскурсиянедолжнабытьперегруженабольшимколичествомобъектов,посколькуэтоувеличиваетеедлительность,повышаетутомляемостьэкскурсантов,приводиткповерхностномуосвещениютемы.Длягородскойобзорнойэкскурсиирекомендуетсяотбирать10-15объектов,втематическойэкскурсиичислообъектовсоставляет7-10.количествообъектовтакжеобусловленоцелью,темойэкскурсии,экскурсионнойаудиторией.Вэкскурсиюможетвходитькакобъектыоднойтематическойгрупп,такиобъектыразныхтематическихгрупп.Приподготовкеобзорнойэкскурсииследуетизбегатьоднообразиявпостроениизрительногоряда,т.е.следитьзатем,чтобыбылиотобраныобъектыразныхтематическихгрупп.Отборэкскурсионныхобъектовзаканчиваетсяссоставлениемпаспортанакаждыйизних,кудавносятсяосновныесведенияобобъекте.Паспортобъектасодержитосновнуюинформациюонемпоследующимпоказателям:1.Наименованиеобъекта(первоначальное,современное,народное).2.Историческоесобытие,скоторымсвязанпамятник.3.Местонахожденияобъекта,егопочтовыйадрес.4.Описаниеобъекта(автор,датасооружения,материалы,декор,особенностипланировки,размеры,текстмемориальнойдоски).5.Источникисведенийопамятнике(литература,архивныеданные,устныепреданияит.п.).6.Сохранностьпамятника(имеетсяввидусостояниепамятникаиблизлежащиетерритории,датапоследнегоремонтаилиреставрации).7.Охранапамятника(накоговозложена,какимрешением).8.Экскурсии,вкоторыхпамятникиспользуетсякакобъект.9.Датасоставлениепаспортаобъекта.Кпаспортуприкладываютсяфотографииидругие,воспроизводящиеегосовременныйипрежнийвид. Разработкамаршрутаэкскурсии.Маршрутэкскурсии–хорошопродуманныйнаибольшийпутьследованияэкскурсионнойгруппы,способствующийраскрытиютемы.Состояниемаршрутаобусловленотемойэкскурсии,местарасположенияобъектов,наличиемпутейподъездаилиподходакниминаблюдательскаяплощадь.Существуетнесколькоосновныхкомпозиционныхпринциповпостроениямаршрутаэкскурсии:1.хронологическийисторическихибиографическихэкскурсий,внихматериал представленвхронологическойпоследовательности).2.тематический(маршрутстроитьсясвязанныйсраскрытиемопределеннойтемы).3.тематико-хронологической(строитьсямаршрутобзорныхэкскурсий,которыесостоятизнесколькихподтем,внутрикоторыхматериалможетподаватьсявхронологическойпоследовательности).4.географический(предполагаетследованиекаким-либоориентиромнаместности,обычновназваниитакихэкскурсияхиспользуетсякакой-либотопоним,например,«Ачеирскиймонастырь»).Перечисленныекомпозиционныепринципыпостроениямаршрутаредковыступаютвчистомвиде.Какправило,оникомбинируются,представляясебянаразныхучасткахмаршрута.Приразработкепутиследованияэкскурсионнойгруппы,кнемупредъявляютсяследующиеобязательныетребования:1.маршрутдолженбытьсоставлентак,чтобыэкскурсионныеобъектынерасполагалисьслишкомблизкодругкдругу,незаслонялиодиндругойинеконтрастировалидругсдругом.2.маршрутдолженбытькомпактным(переездилипереходмеждуобъектаминедолженпревышать10-15мин.).3.намаршрутедолженотсутствоватьповторныепроездыилипроходыпоодномуитомужеместу,такназываемые«петли».4.присоставлениимаршрутадолженучитыватьсяэстетическаяценностьзастройкииландшафта.5.намаршрутедолженнаходитьсяблагоустроетыеостановки,втомчислесанитарныеиместапарковкитранспорта.6.маршрутдолженбытьбезопасным(кмоментупроведенияэкскурсииследуетиметьзапаснойвариантдвижениягруппы). Объездилиобходмаршрута.Послетеоретическойразработкимаршрутапроводитьсяегообъездилиобход,вовремякоторогорешаютсяследующиезадачи.1.ознакомитьсястрассойдвижениягруппы.2.уточнитьместорасположенияобъекта,местапредполагаемыхостановокинаблюдаемыхплощадок.3.освоитьподъездилиподходкобъектам.4.провестихрометражпоказаобъектов,ихсловеснойхарактеристики,передвижениямеждуобъектами,уточнивпродолжительностьэкскурсиивцелом.5.проверитьцелесообразностьиспользованиянамеченныхприемовпоказаирассказа.6.выявитьпотенциальноопасныеместанамаршрутеипринятьмерыпредостороженности. Определениетехникиведенияэкскурсии.Подтехникойведенияэкскурсиипонимаетсявсеорганизационныемоментыэкскурсионногопроцесса,касающиесявсехегоучастников(экскурсантов,экскурсоводов,водителяит.д.).Корганизационныммоментамотносятсяследующие:1.знакомствоэкскурсоводасгруппой.2.выходэкскурсантовизавтобусаипосадка.3.расстановкагруппыуобъекта.4.соблюдениевремениэкскурсии.5.передвижениеэкскурсантовотобъектакобъекту.6.проведениепоказаирассказапридвиженииавтобуса.7.ответынавопросыэкскурсантов.8.местоэкскурсовода.9.использованиепауз.10.использованиесредствпоказаобъектов(жесты,указка).11.демонстрацияэкспонатовиз«портфеляэкскурсовода»ит.п.
Культураречиэкскурсовода Восприятиеэкскурсионнойтемыпостроеноназвуковомиизобразительномряде.Источникомзвуковогорядаявляетсяэкскурсовод,егоречь.Поотношениюкэкскурсантамонможетвыступатьспозиций: –информатора,которыйсообщаетзнаниягруппелюдей,рассказываяокаком-либособытии,явлении,непоказываякнемусвоегоотношения,неразъясняяегосущности,причинно-следственныхсвязейсдругимисобытиямииявлениями; –комментатора,который,сообщаяонаблюдаемыхобъектах,событияхиявлениях,даетпояснения,называяпричины,ихвызвавшие; –собеседника.Показываяобъекты,экскурсоводвыступаетвролисобеседника. Входепроведенияэкскурсиииспользуютсяследующиепятьформораторскогоискусства: 1)словоилиречь,короткоеустноевыступлениенакакую-либотему; 2)доклад,публичноевыступлениенаопределеннуютему,содержитаналитическийматериал,подлежащийдальнейшемуобсуждению; 3)реферат—краткоеизложениесодержаниявопроса,основанноенаданныхнауки,обзореианализелитературных,архивныхидругихисточников; 4)лекция—устноепубличноевыступление,вкоторомподробноизлагаетсякакая-либотема; 5)малыеформыустнойречи—реплика(согласие,возражение,замечание),откликнаречьвыступающего,справкапоходувыступлений,риторическийвопрос,прямойответнавопрос. Речьподразделяетсянавнешнююивнутреннюю.Внешняяречьимееткоммуникативноеназначение,еесодержаниеориентированонапониманиедругимилюдьми.Рассказэкскурсовода–образецвнешнейречи,задачакоторойвоздействоватьнасознаниеифактическиедействиялюдей,передатьимопределеннуюинформациюоконкретныхобъектахидобиться,чтобыэтаинформацияполучилаправильноеотражениевсознанииэкскурсантов. Культураречи.Культурнойсчитаютречь,котораяхарактеризуетсябогатствомсловаря,широкимиспользованиемграмматическихконструкций,художественнойвыразительностью,логическойстройностью,целесообразностьюжестовимимики. Понятие«культураречи»относитсякречиустнойиречиписьменной.Таидругаяречьдолжнабытьсодержательной,понятной,выразительнойидейственной Культураустнойречирассматриваетсякаксочетаниетрехсоставныхчастей:языковойкультурыречи,психологическойкультурыречи,коммуникативнойкультурыречи. Языковаякультураречиобъединяетпонятия:культурасловаря,культураграмматическихформисинтаксисаречи,культурапроизношенияитд Психологическаякультураречивключаетпонятия:содержательность,понятность,грамматическаяистилистическаявыразительность,воздействиеитд Коммуникативнаякультураречи,преследующаяустановлениеконтактовисвязейсаудиторией,включаеттакиепонятия,какэкскурсовод–источникинформации,рассказэкскурсовода–системаподлинныхсообщений. Темпиритмречиэкскурсоводадиктуютсясодержаниемрассказа.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |