Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностьэкскурсии,еепризнаки




Слово«экскурсия»происходитотлатинского«экскурсио».Экскурсия—методическипродуманныйпоказдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры,восновекотороголежитанализнаходящихсяпередглазамиэкскурсантовобъектов,атакжеумелыйрассказособытиях,связанныхсними.

Приведемтакжеодноизпоследнихповремениопубликованияопределений:«Экскурсия—особаяформаучебнойивнеучебнойработы,вкоторойосуществляетсясовместнаядеятельностьучителя-экскурсоводаируководимыхимшкольников-экскурсантоввпроцессеизученияявленийдействительности,наблюдаемыхвестественныхусловиях(завод,колхоз,памятникиисторииикультуры,памятныеместа,природаидр.)иливспециальносозданныххранилищахколлекций(музей,выставка)».

Итак,экскурсияпредставляетсобойнаглядныйпроцесспознаниячеловекомокружающегомира,построенныйназаранееподобранныхобъектах,находящихсявестественныхусловияхилирасположенныхвпомещенияхпредприятий,лабораторий,научно-исследовательскихинститутовит.д.

Прирассмотрениипонятия«сущностьэкскурсии»необходимоиметьввидуобусловленностьэкскурсионногопроцессаобъективнымитребованиями.Каждаяэкскурсияпредставляетособыйпроцессдеятельности,сутькоторогообусловленаконкретнымизакономерностями(тематичность,целеустремленность,наглядность,эмоциональность,активностьидр.).

Входеэкскурсионногопроцессаэкскурсоводпомогаетэкскурсантамувидетьобъекты,наосновекоторыхраскрываетсятема(перваязадача),услышатьобэтихобъектахнеобходимуюинформацию(втораязадача),ощутить"величиеподвига,значениеисторическогособытия(третьязадача),овладетьпрактическиминавыкамисамостоятельногонаблюденияианализаэкскурсионныхобъектов(четвертаязадача).Врешениипоследнейзадачибольшоеместозанимаетформированиеумениявидеть.

Умениевидеть,какэстетическоевосприятиесводитсякумениювосприниматьархитектурныемассы,краски,линиивсякогорода,группировкимасс,красок,линийиихкомплексывусловияхперспективы,света,воздуха,углазрения.

Умениевидеть,какисторическоевосприятиезаключаетсявследующем:во-первых,надоуметьнайтивэкскурсионномобъектетипичныечертыиособенностиисторико-культурногохарактера;во-вторых,надоуметьопределитьнаслоениявэкскурсионномобъекте,сделанныевременем,иегоэволюцию;в-третьих,надоуметьнайтиисторическиефактывмонументальныхимузейно-историческихпамятниках—задача,всегдатребующаябольшихзнанийинавыков.

Материалэкскурсии,профессиональноемастерствоэкскурсоводавегоизложениидаютвозможностьэкскурсантаманализировать,делатьнеобходимыевыводы.Этиумениявходепоказаирассказаэкскурсантампрививаетэкскурсовод.Приэтомвкачествеактивныхпомощниковэкскурсоводавыступаютавторыэкскурсии.

Однаиззадачэкскурсии—выработатьуэкскурсантовотношениектемеэкскурсии,деятельностиисторическихлиц,событиям,фактам,вцеломкматериалуэкскурсииидатьейсвоюоценку.

Датьоценку—значитсоставитьпредставлениеоком-либо,чем-либо,определитьзначение,характер,ролького-нибудьиличего-нибудь,признатьчьи-тодостоинства,положительныекачества.

Оценкаэкскурсии—этовыводыэкскурсанта,ккоторымегоподводитэкскурсовод.

Отношениекэкскурсиинужнопониматькак:определенныйвзглядэкскурсантанаисторическийпериод,которомупосвященаэкскурсия;восприятиекаких-либодействий;пониманиеконкретнойситуации,вкоторойнаходилсяписатель,скульптор(художник),создаваясвоепроизведение.

Вэтомпроцессебольшуюрольиграютматериалэкскурсии,подачаегоэкскурсоводом,«уголзрения»насобытиеиоценкаегоэкскурсоводом,атакжеубежденностьэкскурсоводавсвоейправоте.Главноевэтомпроцессе—проблемапонимания.Большинствоэкскурсантоввоспринимаютточкузренияэкскурсовода,котораястановитсяосновойпониманияматериалаивыработкиотношениякпредметупоказаирассказа.

Вкраткойформесущностьэкскурсииможноопределитьтак:экскурсия—суммазнаний,вспецифическойформесообщаемыхгруппелюдей,иопределеннаясистемадействийпоихпередаче.

Признакиэкскурсии

Признакомназываютто,чтоделаетсходныммеждусо­бойилиотличаетдруготдругапредметыиявления.Име­ютсяввидусущественныепризнаки,т.е.те,безкоторыхпредмет,явления,формакультурно-просветительнойрабо­тынемогутсуществовать.«Существенныепризнакипредмета—этогруппапризнаковпредмета,каждыйизкоторых,отдельновзятый,необходим,авсевместедостаточны,что­бысихпомощьюможнобылоотличитьданныйпредметотвсехостальных»1.

Экскурсия,какидругиеформыкультурно-просвети­тельнойработы(лекция,тематическийвечер,устныйжурнал,читательскаяконференция),имеетсвоиособенностиворга­низациииметодикепроведения.Еепризнакиговорятосход­ствесдругимиформамиилижеподчеркиваютеекоренное,отличиеотних.

Общимипризнакамидлявсехэкскурсийявляются:

· Протяженностьповременипроведенияотодногоака­демическогочаса(45мин)дооднихсуток.

· Наличиеэкскурсантов(группыилииндивидуалов).

· Наличиеэкскурсовода,проводящегоэкскурсию.

· Наглядность,зрительноевосприятие,показэкскурси­онныхобъектовнаместеихрасположения.

· Передвижениеучастниковэкскурсиипозаранеесо­ставленномумаршруту.

· Целенаправленностьпоказаобъектов,наличиеопреде­леннойтемы.

· Активнаядеятельностьучастников(наблюдение,изу­чение,исследованиеобъектов).

· Отсутствиехотябыодногоизназванныхвышесемипризнаковлишаетправаназыватьпроводимоемероприятиеэкскурсией.

Помимоэтихобщихпризнаковукаждоговидаэкскурсийестьсвоиспецифическиепризнаки:

уавтобусных—обязательныйвыходизавтобусадляосмотрапамятников;

умузейных—знакомствосматериалами,расположен­ныминастендах;

упроизводственных—демонстрациядействующихобъ­ектов(станков,агрегатов,механизмов).

Значениепризнаковэкскурсиисостоитвтом,чтоихправильноепониманиенепозволяетошибочнотолковатьсущностьэкскурсии.

Лишенынеобходимыхпризнаковтемероприятия,которыемогутбытьобозначеныобщимтермином—«гидизм»—бес­системныйосмотрдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры.Гидизмследуетрассматриватькакотри­цательноеявление,результатнесерьезногоподходакподготовкеипроведениюэкскурсии.Экскурсияибеглыйосмотробъектовспомощьюгида—эторазныепонятия.Гидизмбеспокоилученых-экскурсионистовещеназареразвитияэкскурсионногодела.

Образгиданашелотражениевлитературе,письмахимемуарахпутешественников.Ободномизтакихописанийговоритученый-экскурсионистМ.П.Анциферов:«Портретгидаобрисованслучайнымиштрихами,нообразполучилсявполнезаконченный.Тутисамодовольствоучености,иссылканаисточники,иглубокомысленныевздохи,искаканиесодногопредметанадругойбезвсякойсвязи.Такбылсвстарину,такостанетсяитеперь,гденетправильнопо­ставленныхэкскурсий».Ученыйприходитквыводу,чтогидизм—злейшийврагэкскурсионногодела.Этотвопросбеспокоилэкскурсионныхработниковиученыхнетолькоi20-егоды.Оеговажностинемалоговорилииписаливнашевремя.Приведемодноизсвидетельств:«Толькораскрытиетемыназрительныхобъектахможносчитатьэкскурсией,вотличиеотпоказаобъектоввпорядкеихпоявленияпередглазамиэкскурсанта,такназываемого«гидизма».Гидлишь«комментирует»объектыэкскурсии».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...