Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущностьэкскурсии,еепризнаки
Слово«экскурсия»происходитотлатинского«экскурсио».Экскурсия—методическипродуманныйпоказдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры,восновекотороголежитанализнаходящихсяпередглазамиэкскурсантовобъектов,атакжеумелыйрассказособытиях,связанныхсними. Приведемтакжеодноизпоследнихповремениопубликованияопределений:«Экскурсия—особаяформаучебнойивнеучебнойработы,вкоторойосуществляетсясовместнаядеятельностьучителя-экскурсоводаируководимыхимшкольников-экскурсантоввпроцессеизученияявленийдействительности,наблюдаемыхвестественныхусловиях(завод,колхоз,памятникиисторииикультуры,памятныеместа,природаидр.)иливспециальносозданныххранилищахколлекций(музей,выставка)». Итак,экскурсияпредставляетсобойнаглядныйпроцесспознаниячеловекомокружающегомира,построенныйназаранееподобранныхобъектах,находящихсявестественныхусловияхилирасположенныхвпомещенияхпредприятий,лабораторий,научно-исследовательскихинститутовит.д. Прирассмотрениипонятия«сущностьэкскурсии»необходимоиметьввидуобусловленностьэкскурсионногопроцессаобъективнымитребованиями.Каждаяэкскурсияпредставляетособыйпроцессдеятельности,сутькоторогообусловленаконкретнымизакономерностями(тематичность,целеустремленность,наглядность,эмоциональность,активностьидр.). Входеэкскурсионногопроцессаэкскурсоводпомогаетэкскурсантамувидетьобъекты,наосновекоторыхраскрываетсятема(перваязадача),услышатьобэтихобъектахнеобходимуюинформацию(втораязадача),ощутить"величиеподвига,значениеисторическогособытия(третьязадача),овладетьпрактическиминавыкамисамостоятельногонаблюденияианализаэкскурсионныхобъектов(четвертаязадача).Врешениипоследнейзадачибольшоеместозанимаетформированиеумениявидеть. Умениевидеть,какэстетическоевосприятиесводитсякумениювосприниматьархитектурныемассы,краски,линиивсякогорода,группировкимасс,красок,линийиихкомплексывусловияхперспективы,света,воздуха,углазрения. Умениевидеть,какисторическоевосприятиезаключаетсявследующем:во-первых,надоуметьнайтивэкскурсионномобъектетипичныечертыиособенностиисторико-культурногохарактера;во-вторых,надоуметьопределитьнаслоениявэкскурсионномобъекте,сделанныевременем,иегоэволюцию;в-третьих,надоуметьнайтиисторическиефактывмонументальныхимузейно-историческихпамятниках—задача,всегдатребующаябольшихзнанийинавыков. Материалэкскурсии,профессиональноемастерствоэкскурсоводавегоизложениидаютвозможностьэкскурсантаманализировать,делатьнеобходимыевыводы.Этиумениявходепоказаирассказаэкскурсантампрививаетэкскурсовод.Приэтомвкачествеактивныхпомощниковэкскурсоводавыступаютавторыэкскурсии. Однаиззадачэкскурсии—выработатьуэкскурсантовотношениектемеэкскурсии,деятельностиисторическихлиц,событиям,фактам,вцеломкматериалуэкскурсииидатьейсвоюоценку. Датьоценку—значитсоставитьпредставлениеоком-либо,чем-либо,определитьзначение,характер,ролького-нибудьиличего-нибудь,признатьчьи-тодостоинства,положительныекачества. Оценкаэкскурсии—этовыводыэкскурсанта,ккоторымегоподводитэкскурсовод. Отношениекэкскурсиинужнопониматькак:определенныйвзглядэкскурсантанаисторическийпериод,которомупосвященаэкскурсия;восприятиекаких-либодействий;пониманиеконкретнойситуации,вкоторойнаходилсяписатель,скульптор(художник),создаваясвоепроизведение. Вэтомпроцессебольшуюрольиграютматериалэкскурсии,подачаегоэкскурсоводом,«уголзрения»насобытиеиоценкаегоэкскурсоводом,атакжеубежденностьэкскурсоводавсвоейправоте.Главноевэтомпроцессе—проблемапонимания.Большинствоэкскурсантоввоспринимаютточкузренияэкскурсовода,котораястановитсяосновойпониманияматериалаивыработкиотношениякпредметупоказаирассказа. Вкраткойформесущностьэкскурсииможноопределитьтак:экскурсия—суммазнаний,вспецифическойформесообщаемыхгруппелюдей,иопределеннаясистемадействийпоихпередаче. Признакиэкскурсии Признакомназываютто,чтоделаетсходныммеждусобойилиотличаетдруготдругапредметыиявления.Имеютсяввидусущественныепризнаки,т.е.те,безкоторыхпредмет,явления,формакультурно-просветительнойработынемогутсуществовать.«Существенныепризнакипредмета—этогруппапризнаковпредмета,каждыйизкоторых,отдельновзятый,необходим,авсевместедостаточны,чтобысихпомощьюможнобылоотличитьданныйпредметотвсехостальных»1. Экскурсия,какидругиеформыкультурно-просветительнойработы(лекция,тематическийвечер,устныйжурнал,читательскаяконференция),имеетсвоиособенностиворганизациииметодикепроведения.Еепризнакиговорятосходствесдругимиформамиилижеподчеркиваютеекоренное,отличиеотних. Общимипризнакамидлявсехэкскурсийявляются: · Протяженностьповременипроведенияотодногоакадемическогочаса(45мин)дооднихсуток. · Наличиеэкскурсантов(группыилииндивидуалов). · Наличиеэкскурсовода,проводящегоэкскурсию. · Наглядность,зрительноевосприятие,показэкскурсионныхобъектовнаместеихрасположения. · Передвижениеучастниковэкскурсиипозаранеесоставленномумаршруту. · Целенаправленностьпоказаобъектов,наличиеопределеннойтемы. · Активнаядеятельностьучастников(наблюдение,изучение,исследованиеобъектов). · Отсутствиехотябыодногоизназванныхвышесемипризнаковлишаетправаназыватьпроводимоемероприятиеэкскурсией. Помимоэтихобщихпризнаковукаждоговидаэкскурсийестьсвоиспецифическиепризнаки: уавтобусных—обязательныйвыходизавтобусадляосмотрапамятников; умузейных—знакомствосматериалами,расположенныминастендах; упроизводственных—демонстрациядействующихобъектов(станков,агрегатов,механизмов). Значениепризнаковэкскурсиисостоитвтом,чтоихправильноепониманиенепозволяетошибочнотолковатьсущностьэкскурсии. Лишенынеобходимыхпризнаковтемероприятия,которыемогутбытьобозначеныобщимтермином—«гидизм»—бессистемныйосмотрдостопримечательныхмест,памятниковисторииикультуры.Гидизмследуетрассматриватькакотрицательноеявление,результатнесерьезногоподходакподготовкеипроведениюэкскурсии.Экскурсияибеглыйосмотробъектовспомощьюгида—эторазныепонятия.Гидизмбеспокоилученых-экскурсионистовещеназареразвитияэкскурсионногодела. Образгиданашелотражениевлитературе,письмахимемуарахпутешественников.Ободномизтакихописанийговоритученый-экскурсионистМ.П.Анциферов:«Портретгидаобрисованслучайнымиштрихами,нообразполучилсявполнезаконченный.Тутисамодовольствоучености,иссылканаисточники,иглубокомысленныевздохи,искаканиесодногопредметанадругойбезвсякойсвязи.Такбылсвстарину,такостанетсяитеперь,гденетправильнопоставленныхэкскурсий».Ученыйприходитквыводу,чтогидизм—злейшийврагэкскурсионногодела.Этотвопросбеспокоилэкскурсионныхработниковиученыхнетолькоi20-егоды.Оеговажностинемалоговорилииписаливнашевремя.Приведемодноизсвидетельств:«Толькораскрытиетемыназрительныхобъектахможносчитатьэкскурсией,вотличиеотпоказаобъектоввпорядкеихпоявленияпередглазамиэкскурсанта,такназываемого«гидизма».Гидлишь«комментирует»объектыэкскурсии».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |