Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура и социальная политика: взаимосвязь и взаимозависимость.




Производство материальных благ - та основа, на которой возникает и развивается общественный и государственный строй, а также вся духовная жизнь общества.

Культура - результат действия целого комплекса социально-экономических, политических и идеологических факторов. В политике находят отражение не только существующее соотношение сил, политические процессы, но также и накопленные в ходе исторического процесса и передаваемые в рамках культуры представления о мире. Политика является частью культуры, поскольку в политической деятельности имеются определенные ценности и определенные образцы поведения.

В процессе исторического развития взаимодействие политики и культуры может проявляться как взаимодействие политических, социальных и культурных процессов, притом проявляться по-разному в зависимости от конкретных условий каждой страны. Политические и социальные процессы могут предшествовать культурным. И наоборот, культурные процессы могут опережать политические.

Власть - это центральное явление политического пространства - одновременно может рассматриваться как часть культурного пространства. Взгляд на политическую власть через призму культуры позволяет лучше понять, какая власть, в какой степени, когда и для кого является ценностью. Без уяснения взаимоотношений между такими ценностями, как власть и собственность, власть и престиж, власть, религиозная

святость и мораль, власть и литература и т. д., мы не сможем понять подлинного политического процесса.

Взаимодействие культуры и политики детерминируется культурной разнородностью. Различие культур - это различие способов восприятия действительности, способов ее оценки и как следствие - способа действий. Разнородность культур во времени и пространстве позволяет понять то, почему некоторые политические системы, соответствующие одним условиям, терпели поражение в других условиях.

Культуру нельзя понимать только как состояние. Это процесс деятельностный. Категория «деятельность» - центральная в понимании культуры. Как, каким образом проявляется взаимосвязь между культурой и политикой в процессе их функционирования? Взаимосвязь, взаимодействие культуры и политики может осуществляться на различных уровнях: цивилизационном, формационном, страноведческом, региональном и т. д.

Рассматривая взаимосвязь культуры и политики на цивилизационном уровне, можно насчитать более 20 исторически существовавших локальных цивилизаций. На сегодняшний день обычно фиксируют пять цивилизаций:

- западная христианская (католическая и протестантская),

- православная христианская,

- индийская (индо-буддистская),

- дальневосточная (китайско-конфуцианская),

- исламская (арабо-мусульманская) [7].

Таким образом, современная картина мира еще далека от того, чтобы называть ее общечеловеческой цивилизацией. Она только начинает складываться, и в будущем ее составят некие общечеловеческие ценности (в том числе политические), о которых сегодня можно только догадываться. Ведь кроме перечисленных культур можно смело назвать латиноамериканскую с ее трактовками политических процессов, морально-нравственными ориентирами и идеологией.

В настоящее время кажется, что Запад в борьбе за свое существование вытеснил другие современные цивилизации, запутал их в сетях своего экономического и политического превосходства (беззастенчиво навязывая институты своей демократии и свою концепцию прав человека как обязательные для остального мира), но еще не отнял у них их особенных культур (в том числе и национальных политических традиций).

Есть два пути взаимодействия культуры и политики на цивилизационном уровне: 1) эволюционный и 2) революционный (по В.Д. Попову). Первый путь связан с взаимодействием культуры и политики внутри цивилизации. Это происходит через естественное изменение собственной культуры, а государственно-политическая оболочка так или иначе к ним приспосабливается. Но возможен и второй путь, когда политические изменения предшествуют культурным, когда государственно-политическая сфера инициирует (или даже «провоцирует») культурные изменения. Обычно в этом случае первичные импульсы изменений исходят из других культур (цивилизаций). По существу, революционный путь является формой агрессии против чужой культуры, отказом от плюралистического взаимодействия с целью развития общей человеческой культуры.

В процессе революционного взаимодействия культуры и политики осуществляются агрессивные посягательства одной цивилизации на овладение государственной оболочкой другой с целью последующего уничтожения ее отличительных ценностей. Агрессивное поведение одной цивилизации в отношении другой с целью смены культурного кода, уничтожения ядра чужой культуры не всегда есть свидетельство силы и жизнеспособности агрессора. Зачастую представители менее развитой цивилизации, покорив более развитую, растворяются в ней, принимая законы, обычаи, политическую культуру и быт покоренных. Яркий пример тому - захват Китая манджурами. Хотя чаще захватчики навязывают покоренным свои законы.

Взаимодействие культуры и политики в процессе утверждения общечеловеческих ценностей будет принимать различные формы. Оно не обещает человечеству безоблачного будущего, этот путь будет трудным. По-новому ставит проблемы взаимодействия культуры и политики современный мир - мир небывалой интенсивности общения, усиления взаимодействия, обменов в науке, культуре, информации, а также взаимного обогащения передовыми общечеловеческими ценностями. Вследствие конфронтационного развития мира, абсолютизации классового подхода наша страна не восприняла многое из того, что было выработано человеком на протяжении веков. Это принципы формального

права, т. е. равенства всех перед законом, права и свободы личности и т. д. Они должны обрести соответствующий своему общечеловеческому назначению статус культурных ценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 991.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...