Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-демографическая политика: общая характеристика.




Численность За всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек. На протяжении всей истории рост населения был медленным, ускорение наступило только в период нового и особенно новейшего времени. В начале нашей эры на Земле жило 230 млн. человек. Численность населения достигла 1 млрд. в 1820 году. В 1927 г. стало 2 млрд., в 1960 г. – 3 млрд., в 1974 г. – 4 млрд., в 1987 г. – 5 млрд.,, в 1999 г. – 6 млрд. человек. В 2006 г. население Земли составляло 6,5 млрд. человек. В 2011 г. – 7 млрд. человек. Пять крупнейших по численности населения стран мира – Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.

— Численность мирового населения возрастала ежегодно на 84 млн.чел., а по прогнозам ООН в течение последующих 25 лет рост должен был составить 87 млн.чел в год

— В 2014 г численность населения составила 7,2 млрд.чел (7 млрд – в 2011 г.), т.е. темпы роста населения слегка замедлились и составили примерно 82 млн.чел в год

— При сохранении такой динамики в 2025 г. на Земле будет проживать 8,1 млрд.чел., а в 2050 г – 9,6 млрд. чел.

— В настоящее время 54% роста приходится на Азию, 33% - на Африку, к 2050 г. боле 80% мирового прироста населения будет иметь место в Африке, около 12% - в Азии.

— За 2014-2050 г. более половины прогнозируемого приста населения придется на 9 стран, в т.ч. Конго, Индия, Нигерия, Танзания, Пакистан, США и др.

— Индия к 2028 г. обгонит по численности населения Китай и станет самой населенной страной мира.

— В более чем 40 странах ожидается сокращение численности населения (в т.ч. Германия, Китай, Польша, Россия, Сербия, Япония

Половой состав. В среднем на каждые 100 девочек рождается 104-107 мальчиков, к 18-20 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково. Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают (страны СНГ, Зарубежная Европа, Северная Америка). В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. В зарубежной Азии преобладают мужчины (Шри-Ланка, Пакистан, Индия, Китай).

Всего в мире насчитывается 4-5 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства. Самая распространённая языковая семья – индоевропейская. На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,7 млрд. человек.Примерно 1,4 млрд. человек говорят на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 370 млн. – на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Наиболее распространённая из мировых религий – христианство, которое исповедуют примерно 2,4 млрд. человек, преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Второе место по числу верующих занимает ислам –более 1,5 млрд. человек.

Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории земной суши.Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях и равнинах, расположенных на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28% земной суши.

Средняя плотность населения Земли – 48 человек на 1 кв. км. Но различия между странами очень большие. Чаще всего в качестве самой густонаселённой страны мира называют Бангладеш, где показатель плотности населения уже превысил 1000 человек на 1 кв. км. Но в небольших, преимущественно островных государствах он ещё выше: в Сингапуре – более 6500, на Мальдивских островах – 1100, на Мальте 1200 человек на 1 кв. км. Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши.

20. Социально-демографическая ситуация в РБ и пути её улучшения.

Демографическая ситуация (иначе обстановка) – это состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определенное время на определённой территории. В основе понятия лежит греческий корень: demos – народ.

Двадцать лет подряд население Беларуси непрерывно сокращалось. Перелом наступил в 2013 году, а 2014 год ознаменовался приростом почти на 13 тысяч человек. Но это вовсе не значит, что процесс депопуляции, то есть превышения числа умерших над родившимися, остановился. Положительную роль сыграла миграция — ехали к нам из России, Украины, Казахстана, это–то и перекрыло естественные потери. Конечно, убыль у нас была небольшая, если брать в масштабах страны — всего 3 тысячи человек. За счет того, что рождаемость последнее время растет, а смертность падает, эти «демографические ножницы», как их называют специалисты, постоянно сужаются.

Однако врё равно грядёт дефицит трудовых ресурсов в перспективе и увеличение пенсионной нагрузки на трудоспособное население. А ведь она и сейчас значительна: на 1.000 работающих приходится 403 пенсионера. Позитивный момент тут один: аукаться пресловутая «яма 90–х» не будет вечно. Как минимум последний десяток лет рождаемость идет по нарастающей, создавая этакую подушку безопасности для будущих демографических реалий.

По данным статистики, численность населения Республики Беларусь на 1 октября 2014 г. составила 9 475,1 тыс. человек и по сравнению с началом 2014 года увеличилась на 6 929 человек.

 Основные направления социальной политики России.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

- высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

- неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

- широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

- недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

В этих целях Правительство Российской Федерации сконцентрирует основные усилия на следующих основных направлениях:

- обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

- значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего медицинское, социальное обслуживание и общее образование;

- безусловная приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели социального развития по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;

- осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;

- усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

- создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;

- осуществление мероприятий по социальному развитию села;

- улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;

- реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

Cтратегическими целями социальной политики на современном этапе являются(основные направления и приоритеты государственной социальной политики):

- гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- решение проблем труда и социального развития;

- повышение уровня жизни населения;

- разработка предложений по совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства;

- улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективного использования трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

- обеспечение роста доходов населения;

- доступность социальных благ;

- борьба с бедностью и защита социально уязвимых слоев населения;

- обеспечение доступности и качества медицинских услуг;

- возрождение духовного потенциала страны.

- обеспечение эффективной занятости населения

- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

Для достижения этих целей требуется:

- восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

- обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы налогообложения доходов, введения эффективного контроля за реальными доходами;

- усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий;

- обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

 Государство как субъект социальной политики.

сновным субъектом реализации социальной политики в современном мире является государство. Государственная социальная политика проводится федеральными, региональными, муниципальными органами власти, отдельными государственными предприятиями, организациями, учреждениями.

На федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы и меры их достижения по отношению ко всему обществу. На федеральном уровне субъектами государственной социальной политики являются федеральные органы исполнительной власти: министерства здравоохранения и медицинской промышленности; общего и профессионального образования; труда и социального развития; государственные комитеты по физической культуре и туризму; санитарно-эпидемиологический надзор; федеральные службы занятости и миграционная служба.

Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры. На этом уровне разрабатываются целевые национальные проекты и социальные программы, формируются внебюджетные государственные фонды, определяются условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией, осуществляется подготовка кадров для социальной сферы и др.

На региональном уровне, в субъектах Российской Федерации государственную социальную политику осуществляют органы законодательной и исполнительной власти. В структуре органов законодательной власти существуют комитеты, комиссии по различным направлениям социальной политики. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации в лице глав, президентов, правительств, администраций, органов государственного управления реализует федеральную социальную политику. Региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей и возможностей региона, уровня экономического развития, национальных, историко-культурных и других особенностей.

В субъектах Федерации принимаются законы и правовые акты по вопросам социальной политики субъектов РФ. Региональные органы власти реализуют национальные проекты и социальные программы, а также разрабатывают свои программы. Региональный уровень органов власти обеспечивает функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи, реализуют жилищную политику и политику в области образования, здравоохранения и т. д. Непосредственную работу по реализации социальной политики осуществляют органы местного самоуправления.

На муниципальном уровне, в структуре представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются специальные подразделения, занимающиеся социальными вопросами. Это учреждения, организации, предприятия социальной сферы, в том числе социального обеспечения, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, связи. Данные отрасли оказывают соответствующие услуги населению, удовлетворяют их повседневные потребности и интересы.

Каждый уровень власти наделяется правами и ресурсами для осуществления самостоятельных и ответственных действий в своих зонах на принципе федерализма (распределение ролей между уровнями власти во всех общественно значимых сферах). В результате коренной трансформации российского общества меняется характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики. Оно постепенно отходит от монополий на социально-политическую деятельность.

 Законодательная и нормативная база социальной политики. Сущность правового обеспечения социальной политики можно обозначить через определение понятия "закон". Социальный закон — это относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между социальными объектами, а право — социальный институт, который регулирует социальные взаимодействия в обществе путем предписаний, строго закрепленных в нормах-законах. Правовые нормы обеспечиваются принуждением со стороны государственных органов. Спецификой правового обеспечения социальной политики является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни. Цель и задачи правового обеспечения социальной политики определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это — соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относятся также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность.

 

Конституция РФ:

 — содержит определение Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

 

- определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности. Детальное регулирование социальной политики в России осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной политики, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

 

 Дифференциация доходов. Прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда.

Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией заработной платы.

 

 Дифференциация доходов (зарплаты) - явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления .В современных условиях произошли существенные изменения в получаемых населением доходах - увеличилось их многообразие, усложнилась структура, явно проявилась тенденция к дифференциации. Реальные доходы населения систематически снижаются, и это выступает мощным ограничителем производства. Дифференциация денежных доходов работающего населения складывается, в основном, под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. В первом случае имеет место экономическое неравенство, отвечающее понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя, и является условием прогресса. Неравенство, которое складывается в результате перераспределения доходов в семьях, можно назвать, в известной мере, "несправедливым" в той части, которая вызвана обстоятельствами, не имеющими отношения к труду и заслугам людей.

 

Для определения ряда социальных величин в мировой практике используют понятие прожиточного минимума. Этот показатель отражает какой должна быть сумма , необходимая жителю определенного государства или региона для полноценной жизнедеятельности. В частности прожиточный минимум включает в себя все расходы на кров, питание , лечение и образование. В основу структуры прожиточного минимума россиян входит так называемая потребительская корзина, которая в свою очередь, содержит сведения и расчеты, основанные на данных о стоимости :

-необходимого продуктового набора;

- ряда непродовольственных товаров;

- первостепенной помощи.

Подсчеты по всем этим критериям должны обновляться один раз в пять лет, но в россии такие мониторинговые исследования проводятся ежегодно.

 

МРОТ- это минимальный размер оплаты труда, т.е. минимальная зарплата, которую работодатель должен начислять своим работникам за полностью отработанный календарный месяц. МРОТ согласно статье 133 Т.К. Р.Ф. устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом, устанавливается за счет средств работодателя, а также не может быть ниже прожиточного минимума. МРОТ в России установлен Ф.З. от 19.06.2000г № 82. При этом подлежит регулярной индексации. Федеральный размер МРОТ с 1 июля 2017г. составляет 7800р. С 1 января 2018г. - 9489р.

 

 Сущность и содержание индексации и компенсации.

Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы, т.е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен:

Индекс потребительских цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг.Помимо динамики потребительских цен реальная заработная плата определяется размерами удержания из заработка (что определяет величину реальной располагаемой заработной платы, снижающейся с ростом удержаний).

Величина реальной заработной платы определяется и наличием на рынке потребительских товаров и услуг (товарным покрытием платежеспособного спроса), поскольку товарный дефицит, как известно, является проявлением скрытой инфляции. В условиях инфляции к снижению величины реальной заработной платы может вести и существенная задержка в сроках ее выплаты.

Абсолютный уровень заработной платы и его изменения следует оценивать по ее реальной величине. Вместе с тем важно оценивать и относительные размеры заработной платы (сравнительные размеры оплаты труда различных групп и категорий работников), которые определяют социальный статус и ценность работника в обществе и его представление о справедливости трудового вознаграждения.

Индексация заработной платы — повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности получаемых трудовых доходов[XXI].

Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, ожидаемая (упреждающая) — ориентирована на ожидаемый рост цен.

Необходимо отметить, что повышение ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издержек производства. Это, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, что в конечном итоге требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом, возможно формирование так называемой инфляционной спирали «заработная плата — цены». Чтобы избежать роста темпов инфляции, при осуществлении индексации учитывается ряд требований:

С помощью индексации компенсируется не любой, а только инфляционный рост цен. При этом, как правило, устанавливается «порог индексации» — то увеличение цен, с которого требуется индексация.

Индексируются не все виды доходов, а преимущественно такие, как заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия).

Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности (от продажи и сдачи в аренду личного имущества, от акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой, разрешенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования, возрастая с ростом цен, и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.

Индексация не компенсирует полностью рост потребительских цен всем получателям доходов. Рост стоимости жизни компенсируется в большей мере тем, чей уровень текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. лицам, получающим более низкие доходы.

Официальными источниками индексации доходов в России выступают:

для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;

для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ;

для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет;

для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;

для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций.

Варианты индексации заработной платы.

Защита заработной платы

Механизмом индексации заработной платы в бюджетной сфере является увеличение установленных на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образований минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций государственная индексация заработной платы означает установление нового государственного минимального размера оплаты труда. Будут ли повышены (и в каком размере) более высокие ставки и оклады — внутреннее дело организации, и это зависит от наличия средств, а также от того, как зафиксированы вопросы индексации в коллективных и трудовых договорах.

На практике применяется ряд вариантов индексации заработной платы. При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой — часть средств на индексацию идет на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, часть — на увеличение их на одинаковую сумму.

Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов с тем, чтобы обеспечить обоснованный уровень дифференциации в оплате труда работников.

Трудовым законодательством предусмотрены и другие меры по зашите заработной платы. Так, ст. 137 и 138 ТК РФ ограничивают перечень возможных удержаний из заработной платы и их размер 20% ее величины, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50%. Оговорены сроки расчета при увольнении работника (ст. 140 ТК РФ), который должен производиться в день увольнения.

Законодательством предусмотрена ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ). При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Кроме того, установлено, что в случае задержки выплаты на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок не допускается (ст. 131 ТК РФ).

Если в силу производственной необходимости работник выполняет работы более низкой квалификации, чем установленный ему

разряд, предусмотрена выплата межразрядной разницы (разницы в тарифных ставках работника и фактически выполняемых работ) за отработанное время, компенсирующей потери в заработке (ст. 150 ТК РФ). Законодательство предусматривает установление доплат, частично компенсирующих потери в заработке при невыполнении норм, изготовлении брака, простоях не по вине работника.

Государство гарантирует также обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности рабо-тодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...