Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список источников и литературы




1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.119-147.

2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.25-46.

3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.66-99.

4. Гречко, В.А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.78-80.

5. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.5-27.

6. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.37-92.

7. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.212-231.

►Модуль 4.

ТЕМА 1.Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения (2 ч.)

 

Цель: сформировать общее представление о проблемах лексикологии – понятиях «слово» и «значение».

Понятия: лексикология; ономасиология (теория номинации); семасиология; этимология; терминология; лексикография, фразеология, лексема, номинативная функция, проблема тождества слова, проблема отдельности слова, лексическое значение, «семантический треугольник», прямое (основное) значение, переносное (вторичное) значение, фразеологически связанное значение, основные компоненты значения слова, коннотативное значение (коннотация), сема, сигнификат, денотат, референт, лексический фон слова, полисемия, метафора, метонимия, синекдоха

Вопросы для обсуждения

1.Проблема определения слова.

2.«Семантический треугольник». Слово и предмет. Слово и понятие.

3.Типы лексического значения.

4.Виды переноса наименований: метафора, метонимия, синекдоха.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 60-156.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.71-86.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.51-55.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.112-186.
  4. Гречко, В.А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.209-236.
  5. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.93-116.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.153-182.

Модуль 4.

ТЕМА 2.Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка (2 ч.)

Цель: сформировать общие представления о системных отношениях в лексике и способах пополнения словарного состава.

Понятия: лексико-семантическая парадигматика, лексико-семантическая группа, тематическая группа, семантическое поле, синонимия, синоним, синонимический ряд, языковой синоним, речевой синоним, антонимия, антоним, языковой антоним, речевой антоним, энантиосемия, гипо-гиперонимическая группа, гипоним, гипероним, конверсивы, меронимы, омонимия, омоним, омофон, омограф, омоформа, полный омоним, интеромонимия, интеромоним, «ложные друзья переводчика», паронимия, пароним, фразеологизм, фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, лексическая синтагматика, закон сочетаемости слов, словарный состав языка, основной словарный фонд, лексика (активная, пассивная, общеупотребительная, ограниченного употребления, нейтральная, книжная, разговорная, официально-деловая, исконная, заимствованная) жаргон (сленг), профессионализм, арготизм, диалект, этнографизм, варваризм, экзотизм, термин, архаизм, историзм, неологизм, калька, пуризм, внешняя деривация (морфемная); внутренняя деривация (семантическая)

 

Вопросы для обсуждения

1.Принципы классификации лексики: семантический, стилистический, хронологический, генетический.

2.Корреляции семантического поля: синонимия, омонимия, антонимия и др.

3.Фразеология: типы фразеологизмов.

4.Пути обогащения лексического состава языка.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 90-101, 133-151.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.86-112.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.56-63.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.140-173.
  4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.67-71,81-85.

 

►Модуль 5.

ТЕМА 1.Грамматика: морфология (4 ч.)

 

Цель:сформировать общие представления о морфологическом строе языка.

Понятия: грамматика,морфема (нулевая, грамматическая, лексическая, словообразующая, формообразующая), парадигматика морфем, синтагматика морфем, корень, аффикс (суффикс, префикс, конфикс, циркумфикс, трансфикс, постфикс, инфикс, фузия, агглютинация, грамматическая парадигма слова, способ словообразования (сложение, сращение, аббревиация, усечение, субстантивация), узуальный способ словообразования, окказиональный способ словообразования, грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение, аффиксация, чередование, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, грамматические классы слов,

 

Вопросы для обсуждения

1.Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория.

2.Способы выражения грамматических значений.

3.Грамматические классы слов и их классификации.

4.Способы словообразования.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 244-323.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.151-183.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.71-80.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.187-241.
  4. Гречко, В.А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.80-82, 244-252.
  5. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.93-138.
  6. Левицкий, Ю.А. О классах грамматических единиц: Учебное пособие по спецкурсу / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГПИ, 1987.
  7. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.5-90.
  8. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.136-182.
  9. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 183-203.

Модуль 5.

ТЕМА 2.Грамматика: синтаксис (2 ч.)

 

Цель:сформировать общие представления о синтаксическом строе языка.

Понятия:синтаксис,словосочетание (сочинительное, подчинительное), предложение (простое, осложненное, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное), синтаксическая связь, согласование, управление, примыкание, сочинительный союз, подчинительный союз, грамматическая предикативность, предикация, предикат, предикатив, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство), парадигма предложения, внутренняя семантика предложения, внешняя семантика предложения, коммуникативная семантика предложения, актуальное членение предложения, тема, рема, эквивалент сложного предложения, семантический актант, агент, патиент, локатив, бенефициант, экспериенцер,

 

Вопросы для обсуждения

1.Основные единицы синтаксиса и их типы

2.Внутренняя семантика предложения. Соотношение «частей речи» и членов предложения.

3. Внешняя семантика предложения. Соотношение членов предложения и семантических актантов.

4.Актуальное членение предложения.

Базовый учебник

Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.184-218.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...