![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список источников и литературы
Модуль 1. ТЕМА 2.Проблема происхождения языка (2ч.)
Цель: ознакомить с существующими гипотезами возникновения человеческого языка.
Понятия:теория«по установлению» (thesei), теория «по природе» (physei), теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий), жестовая теория происхождения языка, теория общественного договора, теория трудовых выкриков
Вопросы для обсуждения 1.Проблема происхождения языка. Невозможность решения проблемы сугубо лингвистическим путем. 2.Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка. 3.Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов. 4.Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг. Современное состояние проблемы. Базовый учебник Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 457-464. Список источников и литературы
►Модуль 2. ТЕМА 1.Типы знаков и знаковых систем (2ч.) Цель:сформировать общие представления о знаке и знаковых системах,о месте языковой системы среди прочих семиотических систем. Понятия:семиотика,знак, материальность знака, конвенциональность знака, системность знаков, знаковая система, знаковая ситуация, словесные знаки, несловесные знаки, нулевой знак, языковой знак, структура языкового знака, план выражения (означающее/форма) знака, план содержания (означаемое/ значение) знака, «асимметричный дуализм» языкового знака Вопросы для обсуждения 1.Понятие знака, знаковой системы и знаковой ситуации. Важнейшие свойства знаков. 2.Виды знаков: собственные (признаки) и искусственные (словесные и несловесные). Понятие “нулевого знака”. Специфика и структура языкового знака. Асимметричность планов выражения и содержания языкового знака. 4.Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. Базовый учебник Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.34-45, 56-58. Список источников и литературы
Модуль 2. ТЕМА 2.Письмо, его история и типы (2 ч.)
Цель:сформировать общие представления об этапах истории письменности и типах письма. Понятия:письменность, предметное письмо, вампум, купу, пиктография, идеография, фонография, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, консонантное письмо, слоговое письмо, буква, алфавит, графика, орфография, принцип орфографии, транскрипция, транслитерация, стенография
Вопросы для обсуждения 1.Причины возникновения письма как особой знаковой системы. 2.Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др. 3.Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки. 4.Основные принципы орфографии: фонемный, фонематический, традиционно-исторический. Базовый учебник Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 347-384. Список источников и литературы
►Модуль 3. ТЕМА 1.Основы общей фонетики и фонологии (4 ч.)
Цель:сформировать общие представления о предмете фонетики, ее единицах, аспектах изучения звуков, принципах классификации звуков речи и основных фонетических процессах. Понятия:фонетика (акустическая,, артикуляционная, лингвистическая), экскурсия, рекурсия, выдержка, артикуляционная база языка, звук речи (аллофон), слог, фонетическое слово, синтагма, фраза, ударение, интонация, энклитики, проклитики, редукция, оглушение, метатеза, протеза, эпентеза, диэреза, гаплология, ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, звук языка (фонема), фонология, интегральный признаки фонемы, дифференциальный признак фонемы, фонологическая оппозиция
Вопросы для обсуждения 1.Аспекты изучения звуков: акустический, артикуляционный, лингвистический. 2.Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. 3.Позиционные и комбинаторные фонетические процессы. 4.Фонология: признаки и функции фонемы. Звук речи и звук языка. Научные традиции в фонологии. Понятия фонемы в МФШ и ПЛК. Базовый учебник Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 157-242. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |