Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций




№ п/п Раздел/ тема Количество часов СК 1 СК 5

Модуль 1. Введение в науку о языке

22    
1. Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. 14   +
2. Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц. 8   +

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

23    
1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. 14   +
2. Письмо, его история и типы. 9   +

Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии

11    
1. Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. 11 + +

Модуль 4. Основы общей лексикологии

25    
1. Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. 11   +
2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. 14 + +

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса

29    
1. Грамматика: морфология. 11 + +
2. Грамматика: синтаксис. 18 + +

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

24    
1. Классификации языков мира. Международные языки. 12   +
2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков. 12   +


Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Очная

Номера семестров:

2

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

44

 

Лекции (Л) 18
Семинарские занятия (СЗ) 26

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

100

 

Реферат 10
Конспект в рабочей тетради 54
  Подготовка к экзамену 36

Общая трудоемкость:       часы/ зачетные единицы

144/ 4 ЗЕТ

Входной контроль(вид, № семестра)

2

Текущий контроль(вид, № семестра)

2

Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров

2-экзамен


Распределение часов по темам и видам учебной работы

п/п

Раздел/ тема

Неделя сем-ра

Всего час.

Виды учебной работы

студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная

работа

Сам.

Работа

Лек. Сем. Обяз. Доп.

Модуль 1. Введение в науку о языке

1,2,3 22 2 4 16  
1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц   14 2 2 10  
2. Проблема происхождения языка.   8   2 6  

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

4,5,6 23 2 4 17  
1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.   14 2 2 10  
2. Письмо, его история и типы.   9   2 7  

Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии

7,8 11        
1. Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы.   11 2 2 7  

Модуль 4. Основы общей лексикологии

9,10,11   25 4 4 17  
1. Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения.   11 2 2 7  
2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка.   14 2 2 10  

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса

12,13,14, 15,16 29 6 6 17  
1. Грамматика: морфология.   18 4 4 10  
2. Грамматика: синтаксис.   11 2 2 7  

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

17,18,19, 20 24 2 6 16  
1. Классификации языков мира. Международные языки.   12 2 4 6  
2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков.   12   2 10  

 

Содержание дисциплины

 

Программа дисциплины.

Модуль 1. Введение в науку о языке

Тема 1. Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц.

 

Языкознание как наука: исторический экскурс. Предмет, объект и методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие языка, его сущность, формы существования и функции. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками.

Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства. Система и структура. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Основные единицы языковой системы (фонема; морфема; слово; предложение). Функции языковых единиц. Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка.

 

Тема 2. Проблема происхождения языка. Гипотезы происхождения языка в античном мире. Современное состояние проблемы.

 

Проблема происхождения языка.

Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка. Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов.

Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг.

Современное состояние проблемы.

 

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

Тема 1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.

 

Понятие знака, знаковой системы и знаковой ситуации. Виды знаков: собственные (признаки) и искусственные (словесные и несловесные). Понятие “нулевого знака”. Типы знаковых систем. Искусство и культура как знаковые системы особого рода. Важнейшие свойства знаков: материальность, конвенциональность, системность. Общие правила поведения знаков. Специфика и структура языкового знака. Асимметричность планов выражения и содержания языкового знака.

Тема 2. Письмо, его история и типы.

 

Понятие письменности. Письмо как особая знаковая система. Причины возникновения письма. Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др. Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки. Пиктография (рисуночное письмо) – первый этап начертательного письма: достоинства и недостатки Идеография – символическое письмо. Важнейшие системы идеографического письма – китайское иероглифическое письмо, древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Консонантное письмо. Слоговое письмо. Буквенное письмо. Алфавиты. Графика. Орфография. Основные принципы орфографии: фонематический (морфематический); фонетический; традиционно-исторический. Специализированные системы письма (транскрипция, транслитерация, стенография). Расположение знаков начертательного письма у разных народов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...