![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
Объем дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Содержание дисциплины
Программа дисциплины. Модуль 1. Введение в науку о языке Тема 1. Языкознание как наука. Понятие языка, формы его существования и функции. Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц.
Языкознание как наука: исторический экскурс. Предмет, объект и методы языкознания. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятие языка, его сущность, формы существования и функции. Основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства. Система и структура. Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Основные единицы языковой системы (фонема; морфема; слово; предложение). Функции языковых единиц. Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание. Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка.
Тема 2. Проблема происхождения языка. Гипотезы происхождения языка в античном мире. Современное состояние проблемы.
Проблема происхождения языка. Гипотезы происхождения языка в античном мире: «по установлению» (thesei); «по природе» (physei). Логисическая теория происхождения языка: язык – дар богов. Причины живучести идеи божественного происхождения языка. Биологические гипотезы: теория звукоподражания (ономатопоэтическая теория); междометная теория (теория рефлексий); теория происхождения языка из жестов. Социальные гипотезы: теория общественного договора; теория трудовых выкриков, совместной деятельности людей. Обоснование социальной необходимости возникновения языка. Принцип «гоминидной триады» – прямохождение – рука – мозг. Современное состояние проблемы.
Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем Тема 1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.
Понятие знака, знаковой системы и знаковой ситуации. Виды знаков: собственные (признаки) и искусственные (словесные и несловесные). Понятие “нулевого знака”. Типы знаковых систем. Искусство и культура как знаковые системы особого рода. Важнейшие свойства знаков: материальность, конвенциональность, системность. Общие правила поведения знаков. Специфика и структура языкового знака. Асимметричность планов выражения и содержания языкового знака. Тема 2. Письмо, его история и типы.
Понятие письменности. Письмо как особая знаковая система. Причины возникновения письма. Предписьменный этап: предметное письмо, вампум, кипу и др. Этапы развития начертательного письма: достоинства и недостатки. Пиктография (рисуночное письмо) – первый этап начертательного письма: достоинства и недостатки Идеография – символическое письмо. Важнейшие системы идеографического письма – китайское иероглифическое письмо, древнеегипетская иероглифика, клинописное шумерское письмо. Консонантное письмо. Слоговое письмо. Буквенное письмо. Алфавиты. Графика. Орфография. Основные принципы орфографии: фонематический (морфематический); фонетический; традиционно-исторический. Специализированные системы письма (транскрипция, транслитерация, стенография). Расположение знаков начертательного письма у разных народов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |