Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список источников и литературы




  1. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.81-90.
  2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.241-254.
  3. Левицкий, Ю.А. Основы теории синтаксиса: учебное пособие / Ю.А. Левицкий. – 3-е изд., испр. и доп. Пермь, 2003. С.103-356.
  4. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.91-146.
  5. Реформатский, А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 324-345.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 116-152.

►Модуль 6.

ТЕМА 1.Классификации языков мира. Международные языки (4 ч.)

Цель: сформировать представление о возможных классификациях языков мира, международных языках. 

 

Понятия:генеалогическая классификация языков, сравнительно-исторический метод, индоевропейская семья языков (все входящие в нее ветви и отдельные языки), типологическая (морфологическая, фонетико-фонологическая, синтаксическая) классификация языков, ареальная классификация языков, языковой союз, социо-лингвистическая классификация языков, международные естественные языки, международные искусственные языки (волапюк, эсперанто и др. проекты), мировые языки, «клуб мировых языков» глобальный язык,

 

Вопросы для обсуждения

1.Принципы классификации языков мира.

2.Международные естественные языки. «Клуб мировых языков».

3.Международные искусственные языки.

4.Причины и возможные последствия распространения английского языка в мире.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 386-456.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.253-277.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.94-96.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.62-65, 260-279.
  4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.158-211.
  5. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.240-250.
  6. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. С.112 -115.
  7. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.204-211.

Модуль 6.

ТЕМА 2.Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков (2 ч.)

 

Цель:сформировать общие представления о факторах языкового развития, языковых контактах, причинах появления интерференции.

Понятия:асимметрия означаемого и означающего, принцип аналогии, фонетический закон, языковой контакт, конвергенция, дивергенция, адстрат, субстрат, суперстрат, языковой союз, билингвизм, интерференция языков

 

Вопросы для обсуждения

1.Причины и закономерности языкового развития.

2.Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.

3.Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстват, суперстрат); дивергенция.

4.Понятие интерференции и причины ее появления. Возможные ошибки вследствие явления интерференции в фонетике, лексике и грамматике при изучении иностранного языка.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 464-487.

Список источников и литературы

  1. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.91-92.
  2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.38-52.
  3. Гречко, В.А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.92-120.
  4. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.202-233.
  5. Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика / Н.Б. Мечковская. – 2-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2000. С.101-116, 164-165, 169-178, 185-188.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С.248-270.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Введение в языкознание» используются следующие образовательные технологии:

6.1 Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии

· лекции:

· установочные и обобщающие лекции,

· семинарские занятия.

 

Неигровые технологии, технологии проблемного обучения

· проблемные лекции,

· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

· лекция‑визуализация (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции),

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

 

Игровые и имитационные технологии

· мозговой штурм,

· дискуссия,

· дебаты

 

Занятия лекционного типа составляют 41 % аудиторных занятий.

 

Интерактивные и активные формы проведения занятий:

· мозговой штурм,

· дискуссия.

 

Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 59 % аудиторных занятий.

 

6.2 Технологии внеаудиторной работы:

Традиционные технологии

· Конспектирование литературы

· Подготовка к коллоквиуму, собеседованию

· Реферирование монографии и периодических изданий

Неигровые технологии и технологии формирования научно-исследовательской деятельности

· Научно-исследовательская деятельность

· Подготовка отчетов по результатам исследовательской работы

· Подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем

· Составление портфолио

· Поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет

 

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 по предмету «Введение в языкознание».

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины

Наименование раздела

дисциплины

Виды самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

 (ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата по одной из тем (на выбор студента) Подготовка к экзамену

Модуль 1. Введение в науку о языке

 
1. Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц 6   4 10/0,3 зет
2. Проблема происхождения языка. 4   2 6/0,1 зет

Модуль 2. Типы знаков и знаковых систем

 
1. Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных. 6   4 10/0,3 зет
2. Письмо, его история и типы. 4   3 7/0,2 зет

Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии

 
1. Фонетика: акустический, артикуляционный и лингвистический аспекты. Фонетические единицы и фонетические процессы. 4   3 7/0,2 зет

Модуль 4. Основы общей лексикологии

 
1. Лексикология: понятие слова, типы и структура лексического значения. 4   3 7/0,2 зет
2. Лексикология: лексико-семантическая система языка. Принципы классификации лексики. Пути обогащения лексического состава языка. 6   4 10/0,3 зет

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса

 
1. Грамматика: морфология 6   4 10/0,2 зет
2. Грамматика: синтаксис 4   3 7/0,2 зет

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...