Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль 5. Основы общей морфологии и синтаксиса




Тема 1. Грамматика: морфология.

 

Грамматика и ее предмет. Разделы грамматики. Основные грамматические единицы.

Понятие морфемы. Парадигматика и синтагматика морфем. Морфема и морф. Понятие нулевой морфемы. Функциональная и качественная неоднородность морфем. Основные классы морфем. Лексические и грамматические (словообразующие и формообразующие) – основные классы морфем. Виды морфем в различных языках: корни; аффиксы (префиксы; постфиксы; циркумфиксы; интерфиксы; инфиксы; трансфиксы; амбификсы). Техника объединения морфем в разных языках: фузия; агглютинация. Морфема и слово. Слово как лексико-грамматическая единица. Структура слова. Понятие морфологической транспозиции. Слово и словоформа. Грамматическая парадигма слова.

Способы словообразования: аффиксальные и безаффиксальные; простые и комбинированные; узуальные и окказиональные. Аффиксальные типы словообразования: префиксация; суффиксация; постфиксация и др. Безаффиксальные способы словообразования: сложение; сращение; аббревиация (неграфическая и графическая); усечение; субстантивация.

Грамматическая категория, грамматическая форма и грамматическое значение. Специфика грамматического значения. Разнообразие способов выражения грамматического значения в различных языках: фонетические (ударение, способ интонации); морфологические (аффиксация, чередование и внутренняя флексия, повторы, супплетивизм); синтаксические (способ служебных слов, способ порядка слов).

Грамматические классы слов. Типы классификаций: традиционная; формальная; синтаксическая; семантическая, функциональная.

 

Тема 2. Грамматика: синтаксис.

 

Синтаксис и его предмет. Типы синтаксических связей: сочинительная; подчинительная. Способы синтаксических связей: согласование; управление; примыкание. Средства синтаксической связи: сочинительные и подчинительные союзы; предложно-падежные формы. Синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Словосочетание и его типы: сочинительные и подчинительные. Предложение и его специфика. Понятие грамматической предикативности. Форма предложения (понятие модели и парадигмы предложения). Типы предложений: по структуре; по модальности; по коммуникативной направленности. Простое, осложненное и сложное предложение. Типы сложного предложения: сложносочиненное предложение и сложноподчиненное предложение. Эквиваленты сложного предложения. Основные аспекты рассмотрения предложения: формально-грамматический; логико-семантический; коммуникативный.

 

Модуль 6. Языки в их отношении друг к другу

Тема 1. Классификации языков мира. Международные языки.

 

Многообразие и разнообразие языков мира. Возможности классификации языков: по числу людей, говорящих на них; по общественной функции языков; по собственно-языковым особенностям. Принципы классификации языков: генеалогический: типологический; ареальный, социолингвистический.  

Генеалогическая классификация языков. Понятие языковой семьи, ветви, группы. Индоевропейская семья языков. Славянская группа языков.

Морфологическая классификация языков. Основные морфологические типы. Языки изолирующие (корневые) и аффиксирующие. Языки агглютинативные и флективные (фузионные). Языки синтетического и аналитического строя.

Фонетико-фонологическая и просодическая типология языков: вокалические и консонантные языки; слоговые и неслоговые (фонемные) языки; тонические и атональные языки. Синтаксическая типология языков: языки номинативного строя, эргативного строя, активного строя.

Ареальная (географическая) классификация языков: языковые союзы, ареалы, зоны. Социолингвистическая (функциональная) классификация языков: языки мировые, международные, национальные (государственные), региональные, местные.

Необходимость международного языка в международном общении. Причины возникновения языка международного общения. Опасность использования языка международного общения

Вспомогательные международные языки и их типы. Языки-посредники естественного происхождения: лингва франка; койне; пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Языки – макропосредники. Мировые языки. Английский язык как глобальный.

Искусственные языки.

 

Тема 2. Внешние и внутренние факторы развития языков. Процессы взаимодействия языков.

 

Причины и закономерности языкового развития. Внешние и внутренние факторы развития языка. Взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции. Процессы взаимодействия языков: конвергенция (адстрат, субстрат, суперстрат); дивергенция. Виды языковых контактов. Интерференция и причины ее появления.

  5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

Лекционный курс "Введение в языкознание" рассчитан на один учебный семестр.

В основе курса – концепция языка, представленная в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра, и ее основополагающие дихотомии (язык – речь, синхрония – диахрония, синтагматика – парадигматика, внешняя – внутренняя лингвистика, означающее – означаемое языкового знака).

В данном курсе рассматриваются как общие вопросы науки о языке, так и вопросы внутренней лингвистики. Цикл общих вопросов включает следующие:  1) природа языка, его общественная сущность, основные функции, язык как знаковая система и его место среди других семиотических систем; 2) язык и речь; 3) история и типы письменности; 4) гипотезы происхождения человеческого языка; 5) внешние условия существования языка: дифференциация и интеграция языков, языковые контакты – явления субстрата, суперстрата и адстрата, языковые союзы; 6) методы лингвистического описания и возможные классификации языков; 7) международные языки; роль английского языка в современном мире.

Вопросы внутренней лингвистики рассматривают устройство языка – основные единицы языка и основные типы отношений между ними, язык как система систем: фонетико-фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни языковой структуры.

                                        


 

Содержание семинарских и практических занятий

►Модуль 1.

ТЕМА 1.Понятие языка, формы его существования и функции Язык и речь. Cистемный характер языка. Уровни и единицы языковой системы. Основные отношения языковых единиц (2 ч.)

 

Цель – сформировать общие представления о предмете, объекте, разделах языкознания, уровнях языковой системы, единицах языка и речи, внутриуровневых и межуровневых отношениях единиц языка.

Понятия:языкознание, предмет языкознания, объект языкознания, метод языкознания, сравнительно-исторический метод, язык; форма языка, функция языка, речь, “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония, система языка, структура языка, уровень языковой системы, единица языка, единица речи, синтагматика единиц языка, парадигматика единиц языка

Вопросы для обсуждения

1.Понятие языка, формы существования и функции.

2.Язык и речь: диалектическое единство и отличительные свойства.

3.Основные уровни языковой системы (фонемный; морфемный; лексический; синтаксический). Единицы языка и единицы речи: фонема – звук (аллофон); морфема – морф; слово (лексема) – словоформа (лекс); предложение – высказывание.

4.Межуровневые (иерархические) и внутриуровневые (синтагматические и парадигматические) отношения единиц языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 15-59.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...