Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профстандарты применяются только в части требования к квалификации.




Как уже отмечалось ранее, определение профессионального стандарта, с учетом изменений содержится в статье 195.1. ТК РФ, где сказано, что:

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификаций, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

Квалификация работника – это уровень знаний умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Таким образом, необходимо определить, чем же определяется квалификация работника?

Трудовой кодекс не устанавливает какие-либо требования к квалификации педагогических работников, но гласит, что для допуска к педагогической деятельности они должны иметь образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования (ст. 331 ТК РФ)

В свою очередь, как следует из ФЗ об образовании в РФ (ст. 46), право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах». Требования к квалификации, связанные с правом занимать ту или иную пдеагогическую деятельность содержатся также в ЕКС работников образования.

 

Обратите внимание!Образовательный цензэто не новое требование профстандарта, а существующее с момента вступления в силу ФЗ Об образовании в РФ условие, в соответствии с которым, работодатели не имели права не имели права принимать на работу в качестве учителей и воспитателей лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования.

ЕКС работников образования, где содержатся требования к квалификации связанные с образованием существует еще дольше. Более того, пунктом 9 ЕКС работников образования предусмотрено, что по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и добросовестно возложенные на них должностные обязанности.

 

Однако, на практике, остаются проблемными ряд вопросов, связанными с применениями некоторых профстандартов в части установленных ими требований к образованию и обучению.

- иногда, требования к квалификации утсановленных в ЕКС противоречат требования к квалификации установленной в профстандартах;

- профстандарты «педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» содержат некоректные и (или) неимеющие однозначного толкования формулировки.

Так например, они содержат следующие требования к образованию: СПО или ВО – бакалавриат, профессиональная подготовка на базе СПО или ВО – бакалавриата.

Получается, что лицо, имеющие высшее образование – специалитет, формально не соответствует требованиям профстандарта, что является абсурдным, при этом наличие СПО или ВО – бакалавриата не освобождает их от необходимости профессиональной переподготовки.

Профсоюз, также обратил внимание Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильеву о необходимости внесение изменений и приведение в соответствие указанных положений с действующим законодательством и здравым смыслом.

В нашей отрасли, по прежнему работают педагоги, которые не имеют среднего профессионального образования или высшего образования (например, окончившие педагогические классы) но назначенные на соответствующую должность в соответствии с пунктом 9 ЕКС работников образования. Обучение указанных работников может быть не посильно для образовательной организации в финансовом плане, более того, обучившись за счет средств работодателя, указанные работники через год другой могут по объективным причинам покинуть образовательную организацию. Представляется, что решение указанного вопроса, также находится в компетенции Минобрнауки и Минтруда РФ. В этой связи, необходимо проработать вариант сохранения возможности применения к работникам пункта 9 ЕКС или же проработать вопрос об обеспечении финансирование мероприятий по организации и применению профстандартов в части обучения работников.

 

Что касается позиции работодателей о применении к работнику требований профстандарта помимо требований к квалификации, отмечаем следующее:

На сегодняшний день, отсутствуют значимые правовые основания для применения профстандарта при определении должностных обязанностей работников определяемых должностной инструкцией и (или) соответствующим разделом трудового договора.

Статьей 195.3 ТК РФ (действующей с 1 июля 2016 г.) к полномочиям Минтруда России отнесено право давать разъяснения по вопросам применения профстандартов. Однако, Минтруд таким правом не воспользовался. До вступления в силу ст. 195.3 ТК РФ, Минтруд в письме № 14-0/10/В-2253 отметил, что при определении должностных обязанностей работника профстандарты могут применяться как рекомендательный документ, однако отмечаем:

1. Указанное разъяснение дано Минтрудом до момента вступления в силу ст. 195.3 ТК РФ (т.е. Минтруд не обладал таким полномочием).

2. Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно не обязательно к применению.

3. Указанная позиция противоречит действующей редакции ст. 195.1 ТК РФ, дающих определение профстандарту и квалификации.

С учетом изложенного, мы рекомендуем, при определении должностных обязанностей по-прежнему руководствоваться ЕКС работников образования и отмечаем, что поручение работнику выполнения дополнительной работы, не связанной с его трудовой функцией может быть поручено ему только с его письменного согласия и за дополнительную плату.

Также, Отсутствуют основания использования профстандарта при аттестации педагогических работников.

Ранее уже отмечалось, что благодаря позиции Профсоюза, были внесены изменения в п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. В первоначальной редакции подпункта «а» пунтка 25 предполагалось, что профстандарты будут применяться в том числе и при аттестации, сейчас такого требования нет!

 

 

Обратите внимание! В связи с тем, что профстандарты: «Педагог», «Педагог-психолог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» «Инструктор-методист» были разработаны с учетом предыдущей редакции пункта 25 положения о применении профстандартов при аттестации остались в редакции этих профстандартов, а в профстандарте «специалист в области воспитания», который принят позже они уже отсутствуют.

В этой связи, в соответствии со ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в частности Минтруда) в случае их противоречий нормативным правовым актам Правительства РФ (в частности новой редакции Правил № 23 от 22 января 2013 года) не применяются.

Профсоюз в письме Министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой обозначил свою позицию о необходимости приведения в соответствие нормативных правовых актов.

 

 

Таким образом, при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276.

Отдельно отмечаем, что форсирование положений профстандарта не являющихся обязательными к применению (должностные обязанности) или не подлежащих к применению (аттестация) не рекомендуется!

Указанные вопросы находятся на сегодняшний день в стадии обсуждения, в некоторые положения профстандартов наверняка будут вносится изменения, в том числе в ходе разработкий национальной системы учительского роста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...