Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень профессиональный стандартов подлежащих разработке и принятию по состоянию на 2013 год.




1. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель).

2. Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся).

3. Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании).

4. Специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся).

5. Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования).

6. Руководитель научной организации (управление научными исследованиями).

7. Научный работник (научная (научно-исследовательская деятельность).

 

29 апреля 2013 года Приказом Минобрнауки России № 319 был утвержден состав рабочей группы по разработке центрального профессионального стандарта нашей отрасли – «педагог». Рабочую группу возглавил доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Е.А. Ямбург, в состав рабочей группы также вошел представитель Общероссийского профсоюза образования. Проект профессионального стандарта «педагог» был размещен на сайте Министерства образования и науки РФ для общественного обсуждения.

В ходе работы над проектом профессионального стандарта «педагог» представители Профсоюза отмечали, что у разработчиков, не всегда присутствует понимание, как профессиональный стандарт «педагог» можно будет применять на практике в условиях сохранения действующих ЕТКС и ЕКС, а также необходимости сохранения социальных гарантий для педагогических работников, например в вопросах пенсионного обеспечения. Профсоюз полагал, что если все перечисленные риски не будут во время устранены, расходы федерального бюджета на разработку профессиональных стандартов не будут эффективными, а модернизация национальной системы квалификации обернётся ее разрушением.

Вопросы разработки профессиональных стандартов обсуждались на различных совместных семинар-совещаниях. В июле 2013 года на базе Федерального института развития образования, в  августе 2013 года в г. Челябинске на межрегиональном семинаре – совещании для представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных организаций, профессионального сообщества, работодателей и их объединений по обсуждению. Вопросы профессиональных стандартов также поднимались на традиционных августовский совещаниях педагогических работников, в том числе и в Кировской области.

Основные замечания и предложения Профсоюза к рабочей версии макета профессионального стандарта «Педагог» 2013 заключались в следующем:

1. В соответствии с частью 2 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Представленная разработчиками для общественно-профессионального обсуждения рабочая версия макета профессионального стандарта «педагог» 2013 содержало максимальное количество требований, предъявляемых к претендентам на занятие должности учителя, предусматривая, помимо основных программ профессионального образования, освоение профильных программ магистратуры, программ последипломного образования, программ профессиональной переподготовки, а также программ повышения квалификации.

Вместе с тем, законодательством не предусмотрено каких-либо особых условий допуска к осуществлению педагогической деятельностью в организациях, реализующих образовательные программы соответствующего уровня (конкурсное избрание, сертификация, аттестация), в результате которых может быть установлено соответствие профессиональному стандарту.

В представленном проекте профессионального стандарта в большей степени прослеживались требования к содержанию образования в части подготовки и переподготовки учителя, которые к тому же, были тяжело выполнимы.

Вместе с тем, для реализации порядка применения профессиональных стандартов, установленного постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23, профессиональный стандарт должен содержать минимально необходимые либо универсальные требования для занятия соответствующей должности в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании и может представлять собой систему минимальных требований к знаниям, умениям и способностям работника, к его компетентности.

2. В связи с вопросами к структуре и содержанию профессионального стандарта вызывало опасение и наименование профессионального стандарта. Такое наименование должности как «педагог» отсутствало и не предполагалось для включения в Номенклатуру должностей педагогических работников, поэтому под понятием «педагог», по всей видимости, в рамках разработки данного профессионального стандарта следует понимать деятельность специалистов с обобщенным наименованием «педагогический работник», осуществляющих педагогическую деятельности в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. Также, в проекте профессионального стандарта приводились такие наименования должностей педагогических работников как педагог (учитель-предметник), педагог (учитель начальных классов), педагог (воспитатель дошкольного образования), которые также не предусмотрены Номенклатурой должностей педагогических работников, согласованной сторонами социального партнерства в сфере образования.

3. Проектом профессионального стандарта учителя предусматривались отдельные требования к знаниям и умениям, обладание которыми в настоящее время у некоторых педагогических работников может отсутствовать (например: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья, профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку, владение методами организации экскурсий, походов и экспедиций, иметь научное представление о результатах образования, освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе, инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью, оказание адресной помощи обучающимся и др.).

Отсутствие профессиональной подготовки, соответствующей требованиям представленного проекта профессионального стандарта, могло привести к признанию большей педагогических работников не соответствующими занимаемой должности.

4. В проекте профессионального стандарта недостаточно был разработан понятийный аппарат.

Так, например, использовался, но не раскрывался такой термин, как «трудовые действия», который не был предусмотрен трудовым законодательством.

Из нормативного определения трудовой функции (ст. 15, 57 ТК РФ) следует, что трудовая функция определяется соглашением между работником и работодателем как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Обязанности работника также определяются другими статьями Трудового кодекса РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Понятие «трудовые действия», содержавшиеся в проекте профессионального стандарта, порождали возможности различных толкований, т.к. применительно к работнику описывается лишь часть из законодательного определения трудовой функции - конкретный вид поручаемой работнику работы, т.е. перечень операций и работ, рассчитанный на достижение работником определенных результатов труда, необходимых работодателю.

Если «трудовые действия» - это новое понятие, не связанное с трудовой функцией, то необходимо было законодательно закрепить его определение.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствовать положениям профессиональных стандартов.

Также в проекте использовалась специальная терминология для обозначения трудовых функций педагогических работников, не соответствующая в частности ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающим для них, в основном исполнительские функции: осуществлять, обеспечивать, соблюдать, следовать, развивать, формировать, применять, учитывать, взаимодействовать.

5. Проект профессионального стандарта учителя, в основном, содержал описание «трудовых действий» работника, то есть был направлен на применение профессионального стандарта при определении трудовой функции работника.

Вместе с тем, профессиональный стандарт должен быть многофункциональным документом, для того, чтобы использоваться работодателями - при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций; тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам; при установлении систем оплаты труда (подп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23).

6. Проектом профессионального стандарта к трудовой функции педагогического работника была отнесена разработка различных программ (образовательных программ, программ профилактики различных форм насилия в школе, индивидуальных программ развития ребенка, индивидуальных образовательных маршрутов и др.), тогда как согласно части третьей статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработка и даже участие в разработке образовательных и др. программ является правом, а не обязанностью педагогических работников.

Педагогические работники были отнесены к такому уровню квалификации (6 уровень приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»), который не предусматривал самостоятельного решения задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в т.ч. инновационных); решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов.

7. В проекте профессионального стандарта «педагог» присутствовали разночтения в предъявлении требований к уровню образования (в одних случаях предъявляются требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в другом – только высшего, что противоречит федеральному законодательству ст. 46 ФЗ Об образовании в РФ).

Таким образом, первоначальный проект профессионального стандарта содержал большое количество системных, организационных и содержательных проблем. Его невозможно было применить на практике, а учитель превращался в «робота», к которому предъявлялись более чем серьезные требования, к уровню образования (магистратура, аспирантура), которые невозможно было выполнить по объективным причинам.

 

В связи с этим Профсоюз настаивал на поэтапном введении в действие профессиональных стандартов в течение 3-4 лет; о возможности внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в сфере образования: квалификационные характеристики должностей работников образования, порядок проведения аттестации педагогических работников, а также в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «педагогическое образование»; о разработке методических рекомендаций по введению в действие профессиональных стандартов.

В результате обсуждения этих и других актуальных вопросов удалось прийти к решению о необходимости продолжить работу по совершенствованию макета профессионального стандарта «педагог» с участием представителей Профсоюза, а также был определен порядок дальнейшей совместной работы с учетом правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Доработанный, но не до конца, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профессиональный стандарт педагога) был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н и зарегистрирован в Минюсте России 06 декабря 2013 г. № 30550 и вступал в силу с 1 января 2015 года.

Однако, учитывая существовавшие недоработки, Профсоюз направил письмо Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину, в котором излагалась позиция Профсоюза о необходимости переноса даты начала применения профессионального стандарта педагога в соответствии, с которым введение в действие и обязательное применение профессионального стандарта педагога станет возможным лишь с 01 января 2018 года.

Позиция Профсоюза в отношении даты начала применения профессионального стандарта «педагог» основывалась, в том числе на том, что Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р предусматривает, что повышение квалификации, переподготовка работников с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профессиональных стандартах, должны быть осуществлены в период с 2013-2018 г.

В мае 2014 года заместителем председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец была утверждена Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, где подчеркивалось, что требования профессионального стандарта «педагог» не соответствуют текущей профессиональной деятельности значительного числа педагогов, которые не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, воспитание и развитие обучающихся; основные профессиональные образовательные программы подготовки будущих педагогов, содержат разрыв между содержанием, технологиями и образовательными результатами и др.

Таким образом, обязательное применение с 01 января 2015 года профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в той форме, в которой он утвержден, без соответствующего правового сопровождения в виде методических рекомендаций, которые также еще не были разработаны, на практике не представлялось возможным.

При наличии указанных обстоятельств в случае одновременного введения в действие и обязательного применения на территории всей Российской Федерации профессионального стандарта «педагог» с 01 января 2015 года возникает угроза массового нарушения трудовых прав педагогических работников и злоупотребления правами со стороны работодателей – образовательных организаций.

Позиция Профсоюза была вновь услышана и приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1115 н действие профессионального стандарта «педагог» перенесли на 1 января 2017 года.

В 2014 году Профсоюз также принимал активное участие в обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 31 Трудового кодекса Российской Федерации» (принят с наименованием «О внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Данный законопроект был разработан Минтрудом России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050, где указывалось на необходимость законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В своих обращениях в Государственную Думу и Минтруд России Профсоюз высказывал мнение, что законопроект, подготовленный Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов ко второму чтению, существенно изменился. В новой редакции законопроекта были предложены различные сроки, связанные с установлением обязательности применения профессиональных стандартов для работодателей – государственных и муниципальных организаций и для иных работодателей, а также возможность введения обязательного применения профессиональных стандартов отраслевым соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом, что, по мнению Профсоюза, создавало для работников неравные условия труда и являлось дискриминационным факторам.

Итогом этой работы, стало то, что в соответствии с новой редакцией Трудового кодекса РФ Правительство РФ должно было принять новый порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, а Минтруд РФ вправе был давать дополнительные разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

 Следовательно, еще до начала применения профессиональных стандартов трудовые функции педагогических работников должны соответствовать наименованиям должностей, чтобы в дальнейшем было возможно установить их тождественность с наименованиями должностей в квалификационных справочниках, а также в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 г. № 678.

В мае 2015 годы утвержден приказ Минобрнауки России № 536 от 27 мая 2015 г. «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы» (ссылка: http://минобрнауки.рф/документы/5653), который утвердил график разработки и применения всех профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы и состав рабочей группы, включающий сотрудников Минобрнауки России и представителей экспертного сообщества, которые обеспечат организацию работы по выполнению Графика 2015-2018. В состав такой рабочей группы вошла заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Т.В. Куприянова.

По итогам работы рабочей группы, национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям были одобрены и направлены на утверждение в Минтруд России проекты следующих профессиональных стандартов, начало действие которых с 1 января 2017 года:

§ «Педагог»

§ «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,

§ «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»,

§ «Педагог-психолог».

Начало действия после 01 февраля 2017 года:

§ «Специалист в области воспитания»

Начало действия после 01 января 2018 года:

§ «Руководитель общеобразовательной организации и организации дополнительного образования детей»

§ «Руководитель образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации и организации дополнительного профессионального образования»

§ «Руководитель научной организации»

§ «Научный работник»

 

В 2016 году, благодаря позиции Профсоюза, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 августа 2016 г. N 422н в профессиональный стандарт «педагог» внесены существенные изменения, в части квалификационных требований, установленных разделом «Требования к образованию и обучению». Указанные изменения предусматривают исключение требований к образованию и обучению учителя и воспитателя, предусматривающих последующуюпрофессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.

Таким образом, требования профстандарта «педагог» к образованию и обучению были приведены в соответствие с уже действующими квалификационными требованиями ЕКС и ФЗ об образовании в РФ. Единственное изменение претерпели формулировки (например, «высшее образование» вместо «высшего профессионального образования» и т. д.). Но эта разница между соответствующими требованиями профстандарта и ЕКС носило теперь сугубо технический характер и вступление в силу профстандарта «Педагог» не должно было привести к возникновению каких-либо иных требований к образованию и обучению воспитателей и учителей по сравнению с теми, что существуют в качестве квалификационных требований ЕКС на протяжении уже 6 лет.

1 июля 2016 года также внесены изменения и в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов (утв. Постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 года. Так в частности, подпункт «а» пункта 25 первоначальной редакции, где закреплялось, что профессиональный стандартыдолжны применяться работодателями при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификаций работ присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, утратил силу

В итоге, в конце 2016 года Минтруд окончательно согласился с предложением Профсоюза и Министерства образования и науки РФ о переносе профессионального стандарта «педагог» на 01 января 2019 года.

 Позиция Профсоюза о переносе вступления в силу профессионального стандарта «педагог» была связана с несколькими факторами:

Во-первых, необходимо было принимать во внимание поручение Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста (НСУР), согласно которому необходимо установить для педагогов «уровни владения профессиональными компетенциями». В принятой редакции профстандарта отсутствовала как таковая градация уровней квалификации, то есть в случае применения документа работодатель мог предъявить абсолютно одинаковый набор требований как педагогу с большим опытом работы, так и начинающему молодому специалисту. Кроме того, отсутствовало в профстандарте и дифференциации профессиональных умений и навыков (с учётом уровня сложности овладения теми или иными из них), что лишало конкретного содержания такое понятие, как «повышение квалификации».

И как показала апробация документа, он не мог быть использован в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.

Во-вторых, новый Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева сформулировала задачу сопряжения требований профстандарта со ФГОСами высшего образования, по которым обучают будущих педагогов, и ФГОСами общего образования, в соответствии с которыми им предстоит работать.

 

Для справки:

По итогам Государственного совета РФ 2015 года Правительству РФ было поручено обеспечить формирование национальной системы учительского роста. На сегодняшний день, говорить о некой сложившейся системе преждевременно. С одной стороны, концепция её формирования неоднократно анонсировалась в тематике публичных докладов представителей Минобрнауки России и Рособрнадзора на различных площадках, совещаниях и семинарах. С другой стороны, "в сухом остатке" мы имеем пока лишь цикл мультимедийных презентаций, посвящённых обоснованию в популярной форме отдельных возможных элементов будущей системы. При этом по мере поступления замечаний и предложений (в том числе со стороны Общероссийского Профсоюза образования) слайды данных презентаций обновлялись от форума к форуму. Некоторые изначально заявленные в них положения претерпели существенную корректировку, другие – полностью "отпали", третьи – были заменены на альтернативные предложения.

Так например, Минобрнауки России предложило дифференцировать уровни квалификации учителей посредством установления новых должностей – "старший учитель" и "ведущий учитель". Рособрнадзором, в свою очередь, выдвинул идею использования при аттестации учителей контрольных измерительных материалов – по аналогии с апробированным механизмом проведения им национальных исследований профессиональных компетенций отдельных категорий учителей.

В теории и та, и другая инициативы, безусловно, имеют право на существование. Однако их непродуманная реализация на практике чревата социальными издержками, на которые своевременно обратил внимание Общероссийский Профсоюз образования.

В частности, в первом случае принципиальной позицией Профсоюза является сохранение учителям, занявших должности старших и ведущих учителей (в случае их установления), всех социальных гарантий, предусмотренных в отношении педагогических работников, и, прежде всего, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Ведь в пенсионном законодательстве такие должности как «ведущий учитель» и «старший учитель» не предусмотрены.

Кроме того, большинство учителей, мнение которых изучалось Профсоюзом, высказываются в пользу обеспечения их равного доступа к занятию новых должностей (например, на основе «прозрачных» конкурсных испытаний).

Во втором случае нельзя допустить, чтобы выдвинутая Рособрнадзором идея стала дополнительной нагрузкой к уже существующим процедурам проведения аттестации. Профсоюз выступает за прекращение фактического сбора отчётности при аттестации педагогических работников и проведение её посредством реальной оценки их квалификации, которая согласно ТК РФ подразумевает "уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы", в свою очередь Кировская областная организация Профсоюза отмечала и отмечает, что исследование профессиональной компетенции это добровольное дело каждого педагогического работника.

Таким образом, на сегодняшний день обсуждения по национальной системе учительского роста касаются дифференциации должностей работников, введение должности старший учитель, ведущий учитель, учитель (своего рода аналога категорий: высшая, 1 категория, 2 категория) а также изменения правил и условий аттестации педагогических работников и изменении системы оплаты труда. Работа по введению системы учительского роста продолжится до 2020 года.

 

15 декабря 2016 года Министр труда и социальной защиты РФ подписал приказ о переносе даты начала применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» с 1 января 2017 года на 1 сентября 2019 года.

Однако, Минюст России несколько раз отказал Минтруду России в регистрации этого приказа.

В первый раз, в связи с тем, что проект приказа своевременно не прошел формальную процедуру размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru

Второй раз, в связи с тем, что предыдущий приказ Минтруда, переносивший дату начала применения профстандарта, не был признан утратившим силу.

 

Таким образом в отрасли образования действуют и применяются в части требования к квалификации следующие педагогические профессиональные стандарты: «Педагог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог-психолог», «Инструктор-методист», «Специалист в области воспитания»; и профессиональные стандарты иных категорий работников:  «Бухгалтер», «Специалист в области охраны труда», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...