Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 8. Общение как социально-психологический феномен.
1.Понятие общения. Виды общения и критерии их классификации. 2.Перцептивная сторона общения. 3.Коммуникативная сторона общения. 4.Интерактивная сторона общения.
Вопросы для обсуждения и размышления: 1. Почему сейчас наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни обычного человека? 2. Как вы понимаете, что такое “дефицит общения”? 3. Перечислите возможные мотивы общения. Выделите среди них те, которые специфичны именно для общения. 4. Общение – деятельность, продукт деятельности или ее средство? 5. В одном из экспериментов изучали, как наличие очков влияет на восприятие их обладателя. Оказалось, что люди в очках воспринимались испытуемыми как более серьезные, умные и прилежные, чем когда они были без очков. Какой механизм лежит в основе такого восприятия? Какое значение вообще он имеет в жизни человека? 6. В эксперименте, проведенном американским психологом К.Ашем, человек, объективно охарактеризованный как “толковый, умный, трудолюбивый, решительный, практичный и благоразумный” был представлен одним испытуемым как слишком холодный, а другим – как слишком пылкий. Испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот – пылкого. Как называется феномен, который проявился в описанном эксперименте? Когда он имеет положительное значение в общении людей? 7. При восприятии и понимании учащегося в условиях недостаточной информации о нем у учителя иногда формируются ошибочные представления, которые часто ведут к нарушению взаимодействия. Описаны примеры таких представлений. · Нередко встречаются случаи, когда педагог переоценивает достоинства хорошо успевающих учащихся (“у них все хорошо”) и, наоборот – недооценивает достоинства тех учеников, которые слабо успевают, плохо приспособлены к школьной жизни (“у них все плохо”). · Во время анкетирования на вопрос “Что мешает вам в учебном процессе реализовать свои возможности?” учащийся ответил следующим образом: “У многих учителей, чаще всего на основании первого ответа, складывается мнение об ученике. Потом уже, хоть расшибись в лепешку, выше той оценки, которую поставили в первый раз, не поставят”. Проанализируйте данные представления. Как называются в психологии подобные представления? 8. Раскройте роль обратной связи в осуществлении коммуникации. Препятствует или способствует обратная связь коммуникации? Назовите важнейшие характеристики обратной связи и объясните их. 9. Существует ли связь между вербальными и невербальными коммуникациями? Какова роль невербальных сигналов в осуществлении вербальной коммуникации? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. 10. Приведите примеры эффективного и неэффективного влияния и объясните, почему невозможно применение одного и того же метода в различных ситуациях. 11. Приведите примеры внутренних препятствий, возникающих в общении педагога и учащихся. · У учащегося высокий уровень притязаний, но оценки его успехов невысокие. Ученик считает эти оценки несправедливыми. Под влиянием этого расхождения у учащегося возникла отрицательная эмоциональная реакция на учителей, и он перестал выполнять их требования. · Учащийся неплохо подготовился к уроку, но сама мысль ошибиться, когда спросят, пугает его. В результате он отвечал на уроке не лучшим образом. · Молодой педагог первые свои занятия начал с программных требований. Но в силу ряда причин уровень знаний и умений учащихся был невысок, они стали жаловаться на то, что новый учитель слишком требователен. Вследствие этого между учителем и учащимися возникло взаимное непонимание. Как называются в психологии подобные препятствия в понимании участниками взаимодействия одной и той же ситуации? Укажите возможные пути и способы предупреждения подобных рассуждений.
Задание 1: Вспомните два каких-нибудь недавно имевших место разговора, в которых вы принимали участие, - удачный и неудачный. Сравните их. В тетради опишите контекст, участников, правила, которые определяли ваше поведение и поведение других участников, использованные для передачи значений сообщения, каналы, интерферирующие шумы, обратную связь и результаты.
Задание 2: Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных сигналов общения?
Задание 3: Подумайте о том, когда вы в последний раз кого-то критиковали. Каким руководящим указаниям по конструктивной обратной связи вы следовали или какие нарушали? Если бы вам пришлось делать это снова, что бы вы сказали по-другому?
Задание 4: Один или два дня понаблюдайте за людьми и их поведением. Отметьте ситуации, в которых, по вашему мнению, люди вели себя пассивно, агрессивно или ассертивно. Какие способы коммуникации, по вашему мнению, помогают людям достичь того, чего они хотят? Какие способы коммуникации поддержат или даже усилят межличностные отношения с другим человеком или с другими людьми?
Задание 5: Какие роли, обсуждаемые на лекции, вы исполняете в группе наиболее часто? Какую роль вам легче всего исполнять? Какая роль наиболее трудна для вас? Почему?
Задание 6: Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека. Подготовьте психологические рекомендации, предписывающие наиболее разумные способы общения с ним.
Литература Основная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004. 2. Горянина В.А. Психология общения – М.: ACADEMIA, 2002. 3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. 4. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001. 5. Томсон П. Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2000. 6. Шостром Э. Человек-манипулятор. – М.: Психотерапия, 2008. Дополнительная: 1. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб: Издательский Дом “Нева”, 2003. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, Питер, 2000. 4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА,2000. 5. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: изд-во "Академия", 2001. 6. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. – М.: Идея-Пресс, 2008. 7. Социальная психология в современной мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. 8. Сергеечева В. Азы общения. – СПб.: Питер, 2002. 9. Чалдини Р. Психология влияния.- СПб, Питер, 2000.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 669. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |