Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 6. Психология личности. Обзор современных концепций психического развития личности.
1. Общее представление о личности. 2. Психологические теории личности. 3. Структура личности. 4. Формирование и развитие личности. Вопросы для обсуждения и размышления: 1. Согласны ли Вы с мнением, что каждого человека можно назвать личностью? 2. Назовите признаки, характеризующие человека как личность. 3. Как Вы понимаете утверждение “личность рождается в деятельности”? 4. Почему недопустимо механически противопоставлять социальное и биологическое в человеке? 5. В какой мере можно согласиться с утверждением, что врожденные свойства организма представляют собой одно из внутренних условий формирования его личности? 6. Достаточно ли, характеризуя личность, указать на такие приметы: “сознательный индивид”, “включенный в общественно-полезную деятельность”? 7. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития? 8. Верно ли утверждение, что источником и движущей силой развития личности являются разнообразные противоречия, порождаемые ее деятельностью и условиями жизни? 9. Раскройте, в чем проявляется существенное отличие во взглядах на источники активности личности в различных теориях. 10. Какие компоненты в структуре личности выделял С.Л. Рубинштейн? 11. Согласны ли вы с Фрейдом, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащие в основе человеческого поведения? Попытайтесь доказать свою точку зрения. 12. Как вы думаете, какие из защитных механизмов чаще действуют у вас? Как они помогают вам чувствовать себя лучше? 13. Как вы думаете, почему о психоанализе Фрейда можно найти самые противоречивые отзывы? 14. Как происходит развитие потребностей по Маслоу? Как бы вы оценили данную теорию? Приведите примеры вашего собственного поведения и поведения других. 15. Кратко опишите тип общества, наилучшим образом способствующий достижению самоактуализации для большинства людей. Считаете ли вы, что эту идею можно осуществить на практике или это просто кабинетное философствование? Поясните вашу точку зрения. 16. А. Маслоу выделяет потребность самоуважения и потребность уважения другими людьми. Подумайте, какую из этих двух потребностей вы считаете наиболее важной для сохранения своего психического здоровья? Объясните. 17. Бихевиористы и гуманисты резко расходятся практически по всем важным вопросам (укажите отличия). Какую из двух позиций вы предпочитаете? 18. Чем отличается точка зрения представителей гуманистической психологии на природу человека от точки зрения Фрейда? 19. Какое из трёх основных направлений психологии 20 века – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология – наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Почему?
Задание 1: Составьте перечень определений личности в разных психологических школах и направлениях. Задание 2: Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности». Задание 3: заполните таблицу «Теории личности».
Задание 4: Подготовьте сообщение по темам: - «Я-концепция» и образ Я в теории К. Роджерса. - Понимание самооценки в исследованиях А.М. Прихожан. - Связь самооценки и уровня притязаний. - Этапы формирования личности в разных психологических школах и направлениях. Литература: Основная: 1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М., МПСИ , 1999. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2005. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. 5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. 6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. - СПб, 2000. 7. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - СПб, 2000. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. 9. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997. 10.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1999. Дополнительная: 1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Первин Д. Психология личности. Теория и исследования. - М., 2000. 3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1982. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |