Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 5. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психологический феномен воли.
1. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций. 2. Характеристика эмоциональных состояний. 3. Характеристика высших чувств. 4. Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях. 5. Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования. 6. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания. Вопросы для обсуждения и размышления: 1. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания. 2. Что такое эмоция, чем она отличается от чувства? 3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? 4. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении? 5. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения: “паралич чувств”, “растрепанные чувства”, “терять голову”. 6. Опишите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры. 7. Что значит “управлять своими эмоциями”? Как определить грань между разумным сдерживанием себя и подавлением своей непосредственности? 8. Какая стратегия преодоления стресса, по вашему мнению, является оптимальной? 9. Как Вы понимаете выражение “волевой человек”? Можете ли Вы согласиться с известным выражением, что “воля – это осознанная необходимость”. Если нет, раскройте свое понимание. 10. Является ли любое сознательное действие волевым? 11. Какие приемы работы над собой могут способствовать формированию волевых качеств? 12. Что в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательному волевому контролю? 13. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы: 14. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: - планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование. 15. Попробуйте дать объяснение перечисленным фактам. - Почему люди совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли? Задание 1: Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального». Задание 2: Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция. Задание 3: Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности. Задание 4: Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации. Задание 5: Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в таблице.
Задание 6: Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты. Задание 7: Проанализируйте образа героя. И. И. Обломова в одноименном произведении И.А. Гончарова. Задание 8: составьте примеры простого и сложного волевых действий. Задание 9: Составьте программу конструктивного саморазвития. Итоговое задание по разделу: составьте сводную таблицу «Психические процессы» на основании изучения раздела «Психические процессы».
Литература Основная: 1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -СПб, Питер, 2006. 2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, 2003 3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. 4. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008. 5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., Высшее образование, 2008. 6. Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А.В.Петровского. – М, СПб, 2005 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. 9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996. 10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002. Дополнительная: 1. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. 2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб, 2004. 3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2009. 4. Психология мотивации и эмоций / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. 5. Психологические состояния. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, 2000. 6. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. - М., 2004. 7. Рапохин Н.П. Прикладная психология.- М.: Форум, 2007. 8. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997. 9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос,2002. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |