Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 5. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психологический феномен воли.




1. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций.

2. Характеристика эмоциональных состояний.

3. Характеристика высших чувств.

4. Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях.

5. Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.

6. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.

2. Что такое эмоция, чем она отличается от чувства?

3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами?

4. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?
- Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
- Под воздействием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
- Эмоции снижают внимание к деятельности.
- Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.

5. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения: “паралич чувств”, “растрепанные чувства”, “терять голову”.

6. Опишите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.
- Радость, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, наслаждение, удивление, интерес?

7. Что значит “управлять своими эмоциями”? Как определить грань между разумным сдерживанием себя и подавлением своей непосредственности?

8. Какая стратегия преодоления стресса, по вашему мнению, является оптимальной?

9. Как Вы понимаете выражение “волевой человек”? Можете ли Вы согласиться с известным выражением, что “воля – это осознанная необходимость”. Если нет, раскройте свое понимание.

10. Является ли любое сознательное действие волевым?

11. Какие приемы работы над собой могут способствовать формированию волевых качеств?

12. Что в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательному волевому контролю?

13. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:
- Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти (Бальзак).
- В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя (Бэбкок).
- Максимум воли есть максимум повиновения (Выготский).

14. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: - планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

15. Попробуйте дать объяснение перечисленным фактам.

- Почему люди совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли?
- Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов.
- Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии.

Задание 1:

Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».

Задание 2:

Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.

Задание 3:

Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.

Задание 4:

Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.

Задание 5:

Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в таблице.

Дата и время Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции Выражение чувственногоотношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)
           

 

Задание 6:

Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.

Задание 7:

Проанализируйте образа героя. И. И. Обломова в одноименном произведении И.А. Гончарова.

Задание 8: составьте примеры простого и сложного волевых действий.

Задание 9:

Составьте программу конструктивного саморазвития.

Итоговое задание по разделу: составьте сводную таблицу «Психические процессы» на основании изучения раздела «Психические процессы».

Название Опре- деле-ние Физиологическая основа Виды Свойства Теории Авторы Методы, методики Приме чание
                 

 











Литература

Основная:

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -СПб, Питер, 2006.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, 2003

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.

4. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008.

5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., Высшее образование, 2008.

6. Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А.В.Петровского. – М, СПб, 2005

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002.

8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

Дополнительная:

1. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб, 2004.

3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2009.

4. Психология мотивации и эмоций / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

5. Психологические состояния. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, 2000.

6. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. - М., 2004.

7. Рапохин Н.П. Прикладная психология.- М.: Форум, 2007.

8. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос,2002.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...