Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 9. Психология малых групп.




1.Понятие, виды и структура малой группы.

2. Развитие малой группы.

3.Социальная роль как функциональная единица группы.

4.Динамические процессы в малых группах.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Каким образом можно выяснить, какая из исполняемых человеком ролей наиболее важна для него?

2. Какова минимальная численность малой группы?

3. Каковы отличительные признаки коллектива?

4. Каковы основные проявления феномена социальной фасилитации?

5. В чем заключаются основные функции лидера?

6. Какой стиль лидерства, по вашему мнению, окажется наиболее успешным при выработке стратегии развития предприятия? А при спасении людей на пожаре?

7. Каковы основные причины возникновения агрессии в группе?

8. При каких условиях меньшинство имеет шанс изменить позицию большинства?

9. Какая из теорий лидерства, на ваш взгляд, лучше всего объясняет тот факт, что многие тираны пришли к власти в результате демократических выборов?

10. Каково содержание понятия “конформность”? Каковы основные причины и основные формы конформного поведения?

11.  Освобождает ли сознание наличия давления от его воздействия?

12. Зависит ли проявление конформности от личностных характеристик?

13. Дайте характеристику основным технологиям принятия группового решения. Какими социально-психологическими феноменами представлено принятие группового решения?

14. Дайте определение понятиям “групповая сплоченность”, “групповая совместимость”. Назовите основные подходы к пониманию групповой сплоченности, определите критерии и факторы групповой сплоченности.

Задание 1:заполните таблицу, распределив факторы развития групп на внешние и внутренние.

Внешние (объективные) факторы Внутренние (бъективные) факторы
   

 

Задание 2: изучите социально-психологический климат вашего коллектива (Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. – М.: Аспект Пресс, 2005, с. 281-282).

Задание 3: заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных стилей руководства.

  Стиль руководства Методы управления
1    
2    
3    

 

Задание 4: укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства.

Стиль руководства Преимущества Недостатки
Авторитарный    
Демократический    
Попустительский    

 

Задание 5: решите психологические задачи (Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. – М.: Аспект Пресс, 2005, с. 269-272).

 

Задание 6: заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:

- в условиях дефицита времени;

- для избежания субъективности;

- для большей продуманности возможных последствий;

- при наличии конфликтной ситуации;

- при низкой квалификации сотрудников;

- для снижения сопротивления несогласных.

 

Коллективный способ Индивидуальный способ
   

 

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Социальная психология в современной мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Дополнительная:

1. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003.

2. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Х. и др. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2001.

3. Зимбардо Ф. Социальное влияние. – СПб., 2000.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии. – М., 2001.

5. Морозов А.В. Деловая психология. – М.: Академический проект, 2005.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2003.

 

Тесты для самоконтроля

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Предметом изучения психологии является:

    а) человек и его поведение;

    б) личность человека;

    в) психика во всем многообразии ее проявлений;

    г) психические процессы.

2. Общая психология относится к:

    а) прикладным отраслям психологии;

    б) фундаментальным отраслям психологии;

    в) психологии развития;

    г) практической психологии.

3. Общая психология это:

    а) отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека;

    б) отрасль психологической науки, изучающая наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия;

    в) отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;

    г) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

4. Психика это:

    а) синоним души;

    б) внутренний мир человека;

    в) системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, построении на этой основе картины мира, саморегуляции поведения, саморегуляции деятельности;

    г) переживания и мышление человека.

5. Структура психики включает:

    а) сознание;

    б) бессознательное;

    в) надсознательное;

    г) все ответы верны.

6. Какие психические процессы не относятся к когнитивным психическим процессам:

    а) желания и влечения;

    б) восприятие;

    в) мышление;

    г) эмоции, чувства.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Кто из интроспекционистов Вюрцбургской школы ввел понятие «детерминирующая тенденция»:

    а) Н.Ах;

    б) К.Бюлер;

    в) О.Кюльпе;

    г) К.Марбе.

2. В.Джемс сравнивал сознание с:

    а) цепью, состоящей из звеньев;

    б) вереницей;

    в) волной;

    г) потоком.

3. В каком трактате Аристотель дал определение души и подробно классифицировал виды души:

    а) душа растительная, животная и разумная;

    б) о душе;

    в) метафизика.

4. От результатов исследований какого психологического подхода, по словам В.Джемса, должен был зависеть облик всей психологии 20-го века:

       а) бихевиоризма;

    б) гештальтпсихологии;

    в) Вюрцбургской школы;

    г) психоанализа.

5. Исследуя закономерности какого психического процесса основатель гештальтпсихологии М.Вертгеймер пришел к открытию «фи-феномена»:

    а) мышления;

    б) воображения;

    в) ощущения;

    г) восприятия.

6. Сторонником какого психологического направления был И.П.Павлов:

    а) интроспективной психологии;

    б) ассоциативной психологии;

    в) гештальтпсихологии;

       г) психоанализа.

7. Центральным понятием в теоретических воззрениях А.Маслоу является понятие:

    а) гомункулус;

    б) самоактуализация;

    в) либидо;

    г) инсайт как процесс переструктурирования.

8. Что, с точки зрения П.Я.Гальперина, не является проявлением психики:

    а) эмоции;

    б) ориентировочная деятельность;

    в) ассоциация;

    г) навык.

9. Согласно Л.С.Выготскому, в качестве единицы сознания можно рассматривать:

    а) переживание;

    б) значение;

    в) смысл;

    г) все ответы верны.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...