Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 2: Проблема человека в психологии. Соотношение понятий индивид – субъект – личность – индивидуальность.




1. Понятие об индивидных свойствах человека.

2. Понятие о субъекте и его психологическая организация.

3. Понятие личности.

4. Понятие индивидуальности.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Есть ли взаимосвязь конституции и психологии человека? Каковы механизмы взаимосвязи физического и психического? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

2. Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индивида - предпосылка становления психологического пола человека?

3. В профессиональной речи психологи используют такие выражения, как “субъект деятельности”, “субъект общения”, “субъект познания” и т.п. Какой смысл заложен в каждом из этих словосочетаний? Приведите возможные другие сочетания со словом “субъект”? Какова психологическая составляющая в приведенных высказываниях?

4. Назовите основные стороны душевной жизни человека. Есть ли между ними связь? Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

5. Существует ли для Вас разница в понятиях “религиозная духовность” и “светская духовность”? Ф.М. Достоевский сказал: “Мы настолько русские, насколько православные”. Что Вы думаете об этом?

6. Можете ли Вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?

7. ФилософЭ.В. Ильенков утверждает, что “личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности”. Как категория “деятельность” связывает между собой понятия “индивид”, “субъект”, “личность”, с одной стороны, и понятия “норма”, “эталон”, “культура” – с другой?

8. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удовлетворением его органических потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур. Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека к пище быть его личностной чертой?

9. Как вы понимаете выражение “мифическая личность”, “раздвоение личности”?

10. Ниже приведено несколько высказываний писателей и ученых о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они дополняют друг друга?

“Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность” (А.С. Макаренко).

“Личность – это человек как носитель сознания” (К.К. Платонов).

“Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее” (С.Л. Рубинштейн).

“Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность” (И.И. Мечников).

“В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто” (А. Моруа).

Творческое задание: напишите сочинение на тему: “Я и мир”. Попробуйте раскрыть свое понимание себя. Каким Вам открывается мир, в котором Вы живете? Каково Ваше место в окружающем мире?

Литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб, Питер, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб, Питер, 2001.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2005.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., Смысл, 2003.

5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М., Академия, 2002.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная:

1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.

2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991, Т. 2, № 6.

3. Психология / под ред. А.А. Крылова. – М., 2001.

4. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - СПб, 2000.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Семинар 3. Происхождение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе.

1. Проблема возникновения психики, гипотеза А.Н.Леонтьева о критериях психического отражения. Роль психики в биологической эволюции.

2. Стадии развития психики животных.

3. Происхождение сознания человека в антропогенезе.

4. Влияние внешних и внутренних условий, врожденных и приобретенных факторов на развитие личности человека.

5. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.

6. Проблемы неравномерности развития психики, выделения стадий и кризисов развития личности.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Назовите формы отражения, возникшие в процессе развития природы и общества.

2. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

3. С какими задачами могут справляться животные, находящиеся на стадии перцептивной психики?

4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

5. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

6. Как влияет на развитие инстинктов опыт, приобретенный особью в процессе ее индивидуальной жизни?

7. Как можно доказать, что психике свойственно опережающее отражение действительности?

8. Чем объяснить, что психика выступает в качестве регулятора поведения животных и человека.

9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе.

10. Охарактеризуйте структуру сознания.

11. В чем разница между “натуральными” и “высшими” психическими функциями?

12. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?

13. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные в литературе случаи “воспитания” человека в сообществе животных?

14. Приведите житейские представления (пословицы, поговорки, притчи) о стадиальности жизненного пути человека?

15. Возможно ли безкризисное развитие человека?

 

Задание 1:составьте таблицу «Стадии развития психики и особенности поведения живых существ».

Стадия развития психики Особенности нервной системы и органов чувств Особенности психического отражения Особенности поведения Представители
         

Задание 2:опишите, в чем сходство и в чем различия между закономерностями развития психики в филогенезе и онтогенезе.

Литература

Основная:

1. http://www.ethology.ru/

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: ЭКСМО, 2003.

4. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2010.

6. Крайг Ф. Психология развития. СПб.:Питер, 2000.

7. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - М., 1999.

8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

9. Психология человека от рождения до смерти / Полный курс психологии развития. Под общей ред. А.А.Реана. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002.

 

Дополнительная:

1. http://www.ethology.ru/lection/?id=28

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982.,1983, 1984.

3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1999.

4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии /Под ред. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. - М., 1997.

5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М., 1999.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...