Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 2. Возрастная И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ психология




(4 семестр)

1.Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

2.Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников.

3.Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности..

4.Общение детей со взрослыми в процессе учебной деятельности.

5.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.).

6.Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов.

7.Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте.

8.Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах.

9.Исследование подростковой субкультуры.

10.Сравнительный анализ предметов детской психологии, возрастной психологии и психологии развития.

11.Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах.

12.Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка.

13.Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.

14.Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника.

15.Алкоголизм, наркомания, сектантство в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

16.Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни.

17.Повышенная интеллектуальная активность в юношеском возрасте в связи с более ответственным отношением к своему будущему.

18.Строительство перспектив в период молодости как разрешение кризиса этого возраста.

19.Профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости.

20.Особенности личности старого человека.

21.Роль детей и близких людей в преодолении сомнений и трудностей, возникающих у человека в связи с наступившей старостью.

22.Нравственное становление личности, основные закономерности.

23.Проблема определения хронологических рамок подросткового возраста.

24.Особенности социального поведения подростков. Подростковая агрессия, пути предупреждения. Самооценка подростка и агрессивность. Аутоагрессивное поведение подростков.

25.Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте и пути их преодоления.

26.Психологическая помощь подростку. Работа с «трудными» детьми.

27.Особенности личностного и профессионального становления старшеклассников.

28.Ранняя зрелость. Личностное развитие. Мотивация достижения и мотивационный кризис (Кризис 30 лет).

29.Интеллектуальное развитие в период ранней зрелости.

30.Средняя взрослость. Психологические особенности личностного развития. «Кризис» 40-45 лет.

31.Интеллектуальное развитие в период средней взрослости.

32.Старческий возраст. Основные проблемы. Возможности сохранения жизненной активности.

33.Модели педагогического общения, индивидуальный стиль педагогического общения.

34.Педагогическая оценка, как средство стимулирования.

35.Оценка и отметка. Типы оценок используемые учителем в ситуации опроса.

36.Причины школьной неуспеваемости.

37.Условия формирования мотивации достижения и этапы достижения.

38.Внешняя и внутренняя мотивация учения, познавательная потребность.

39.Эффективность труда учителя, причины педагогических затруднений.

40.Конфликтные педагогические ситуации и стратегии поведения в конфликте.

41.Структура педагогических способностей, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

42.Проблема соотношения развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития.

43.Характеристика общения школьников со взрослыми в разные возрастные периоды.

44.Приемы изучения и формирования мотивации учения.

45.Психолого - педагогический анализ урока.

46.Установление дисциплины в классе. Причины нарушения дисциплины и стратегии их предотвращения.

47.Экстренные меры педагогического воздействия на нарушителя дисциплины.

48.Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться.

49.Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

 

Раздел 3. «Социальная психология» (6 семестр)

1.Общение - сквозной процесс в обучении. Формулировки общения.

2.Коммуникативные навыки и их характер.

3.Соционормативная функция культуры. «Отклоняющееся» поведение.

4.Социально-психологическая компетентность. Ее составляющие.

5.Самоэффективность и социальные достижения.

6.Факторы социального мышления.

7.Приобретенная беспомощность как следствие социализации личности.

8.Установка и ее составляющие. Формирование установок. Влияние установок на поведение.

9.Влияние локуса контроля на поведение личности.

10.Проблема развития группы и возникновение сплоченности(концепция Л.И. Уманского, концепция Б. Такмена).

11.Группа и явление деиндивидуализации. Возможность сопротивления социальному давлению.

12.Влияние меньшинства на группу. Лидерство как частное проявление влияния меньшинства. Психологические типы лидеров.

13.Теории лидерства.

6.2.7. Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»:

(2 семестр)

Раздел «Общая психология»

1. Научно-теоретическое представление о психике, предмет психологии.

2. Психология и ее место в системе наук о человеке. Структура современной психологии.

3. Методы исследования человека в психологии.

4. Развитие взглядов на предмет психологии в истории развития психологической науки (Исторический экскурс).

5. Понятие психики. Свойства и функции психики.

6. Структура психики человека. Отличия психики человека и животного.

7. Развитие психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение; самосознание).

8. Феномен сознания. Проблема изучения структуры сознания в современной психологии.

9. Проблема бессознательного в психологии.

10. Проблема души в воззрениях философов (анимизм, мифологическое мышление, гилозоизм, античная философия (Платон, Аристотель, Плотин), средневековая теология, эпоха Возрождения, ассоцианизм).

11. Р. Декарт (1596 - 1650) и его учение о рефлексе. Изменение предмета психологии.

12. Г. Лейбниц (1616 - 1716) и проблема бессознательного.

13. Д. Локк (1632 - 1704) и возникновение интроспективной психологии.

14. Идеи ассоцианизма в новое время. Вклад Д.Гартли (1705 - 1757), Д.Беркли (1685 - 1753) , Д. Юма в развитие ассоцианизма.

15. Ч. Дарвин, Ф.Гальтон и проблема наследственно обусловленных индивидуально-психологических различий.

16. Предпосылки и выделение психологии в самостоятельную науку (психофизиологии, психофизика, дарвинизм, экспериментальная психология, В.Вундт).

17. «Кризис» в развитие психологии конца XIX века. Его причины и поиск путей выхода. Возникновение различных направлений в психологии.

18. Характеристика основных положений функциональной психологии В. Джемса (1842 – 1910).

19. Характеристика основных положений бихевиоризма Дж. Уотсона (1878 - 1958).

20. Характеристика основных положений психоанализа З. Фрейда (1856 - 1939).

21. Основные положения гештальтпсихологии – М. Вертгеймер (1880 - 1943), В. Келер (1887 - 1967), К. Кофка (1886 - 1941).

22. Основные принципы и пути развития советской психологии.

23. Гуманистическая психология К. Роджерса (1902 - 1990).

24. Основные положения теории личности Л. Маслоу (1908 - 1970).

25. Социокультурная теория К. Хорни.

26. Развитие экспериментальной психологии в России.

27. Проблемы детской психологии в трудах К.Д. Ушинского (1824 - 1870).

28. Основные проблемы развития советской психологии.

29. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936).

30. Современное состояние психологической науки (конец ХХ – начало ХХI века).

31. Понятие о личности в современной психологии. Характеристика различий понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».

32. Психологическая структура личности.

33. Теории личности в зарубежной психологии.

34. Структура личности в отечественной психологии.

35. Понятие «Я-концепция». Структура «Я-концепции». Теории «Я-концепция».

36. Функции «Я-концепция». Факторы, влияющие на развитие «Я-концепции».

37. Самооценка и уровень притязаний.

38. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации». Признаки ценностей и функции ценностных ориентации. Классификация ценностных ориентаций.

39. Психологические особенности ригидности как качества мышления и свойства личности. Роль психологической ригидности в жизненном самоопределении человека.

40. Общее понятие о деятельности. Основные положения теории деятельности.

41. Структура деятельности. Проблемы экстериоризации и интериоризаци деятельности.

42. Основные виды деятельности и их роль в развитии психики. Репродуктивный и продуктивный виды деятельности.

43. Понятие «мотивация». Положительная и отрицательная мотивация.

44. Теории мотивации. Экстринсивная и интринсивная мотивация;

45. Функции и характеристики мотива. Классификация мотивов. Проблема осознаваемости мотивов.

46. Общение как особый вид деятельности. Основные функции общения.

47. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Вербальные и невербальные средства общения.

48. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

49. Манипулятивное общение. Психологические особенности личности манипулятора.

50. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Феномены социальной перцепции.

51. Каузальная атрибуция в процессе социального восприятия. Фундаментальная ошибка атрибуции и причины ее возникновения.

52. Понятие социального стереотипа в современной психологии. Виды и причины стереотепизации.

53. Эффективность педагогического общения.

54. Понятие о внимании в современной психологии.

55. Физиологические основы внимания.

56. Виды внимания. Вопросы активизации внимания учащихся в процессе обучения.

57. Характеристика основных свойств внимания.

58. Общее понятие об ощущениях. Физиологические механизмы ощущений.

59. Классификация основных видов ощущений.

60. Общие свойства ощущений (чувствительность, адаптация, синестезия, сенсибилизация).

61. Общая характеристика восприятия. Восприятие как действие.

62. Виды восприятия.

63. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция.

64. Понятие о представлениях и памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

65. Классификация и характеристика видов памяти.

66. Процессы памяти: сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение, запоминание.

67. Запоминание, его виды. Условия успешного запоминания.

68. Типы памяти. Индивидуальные различия памяти.

69. Понятие о мышлении как высшей формы познавательной деятельности.

70. Виды мышления. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека.

71. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

72. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

73. Мышление как деятельность. Процесс решения задач.

74. Понятие «интеллект». Соотношение понятий «интеллект» и «мышление».

75. Модели интеллекта. Общая характеристика интеллектуальных способностей.

76. Индивидуальные, возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

77. Понятие о воображении в современной психологии.

78. Виды воображения. Воображение и деятельность человека: фантазия, игра, художественное и научное творчество.

79. Общая характеристика функциональных и психических состояний.

80. Стресс физиологический и психологически. Факторы возникновения психологического стресса. Фазы развития стресса.

81. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Высшие чувства, их социальная обусловленность.

82. Понятие фрустрации в современной психологии. Влияние фрустрационных состояний на возникновение эмоционально-личностной дезадаптации человека.

83. Понятие о воле в современной психологии.

84. Структура простого и сложного волевого действия.

85. Волевые качества человека.

86. Общее понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э. Кречмер, У. Шелдон, Г. Айзенк, И.П.Павлов, Б.М.Теплов).

87. Структура и свойства темперамента. Типы темперамента. Соотношение типов высшей нервной деятельности и типов темперамента.

88. Общее понятие о характере. Структура характера и типы характера.

89. Закономерности формирования характера. Характер и темперамент.

90. Понятие об акцентуации характера (отличия от патологии характера). Классификация акцентуаций характера (К.Леонгард, А.Е.Личко).

91. Общее понятие о способностях. Уровни развития способностей.

92. Виды способностей. Структура каждого вида способностей.

93. Природа человеческих способностей (способности и задатки). Проблемы изучения способностей.

(4 семестр)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...