Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. «Общая психология»




(2 семестр)

1. Братья Стругацкие писали: «Конечно, бытие определяет сознание - это, как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание определяет бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах». Как вы понимаете данное высказывание? Приведите примеры в доказательство тезисов: «бытие определяет сознание», «сознание определяет бытие».

2. Используя знания о структуре личности в психоанализе, объясните поведение ученика: первоклассник, желая лучше выглядеть в глазах учителя и одноклассников, выдал чужую работу (рисунок, поделку) за свою.

3. Объясните явления, встречающиеся в педагогической практике:

· на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать;

· ученик теряется у доски, хотя знает материал;

· увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг;

· после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть.

4. Известно, что вес мозга человека колеблется в пределах от 1 до 2 кг, вес мозга кита -7 кг, слона -5,5 кг, дельфина - 1,8 кг. Отношение веса мозга к массе тела у человека - 1/45,человекообразных обезьян - 1/100, дельфина - 1/125, слона - 1/600, кита – 1/2000. Но у мыши – 1/40, воробья – 1/25. Есть ли связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивидуума?

5. Объясните, почему птица может «высиживать» камень, положенный ей вместо яйца. Каковы основные признаки инстинктивного поведения? Приведите свои примеры инстинктивного поведения животных.

6. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда? Как вы понимаете слова Ф.Энгельса: «Труд создал самого человека»?

7. Проведите психологический анализ привычек. Опишите свои привычки. Выберите те, которые являются отрицательными. Проанализируйте: как давно они у вас сложились? Каков механизм, заложенный в этих привычках (подражательный, снимает нервное напряжение)? Можете ли вы отказаться от негативных привычек и что для этого нужно сделать?

8. Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.

 Шел как-то Лев и повстречал зайца. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величество!» Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев повстречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.

 А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с которым обычно избегал общения, но сегодня Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.

 А потом Лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя?!»

 Как Вы можете интерпретировать эту притчу?

9. Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

A. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

Б. Алан Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

В. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

Г. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...