Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2 «ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(4 семестр) 1.Сравните понятия «рост» и «развитие». Сопоставьте понятия «научение» и «развитие», «формирование» и «развитие». 2.В чем сущность гетерохронности развития? Какие жизненные трудности может принести ребенку это явление? Приведите примеры. 3.Зачем нужно разделять нормативный и фактический возраст ребенка? 4.К каким последствиям для развития ребенка могут привести завышенные ожидания взрослых? 5.Приведите примеры социальных стереотипов возрастного развития. 6.Почему так важен вопрос о том, что в развитии наследуется, а что зависит от среды? 7.В чем заключаются отличия теории Л.С. Выготского от теории конвергенции? 8.Какое воздействие на развитие ребенка (физическое, познавательное, психосоциальное) может оказывать несоответствие ценностных установок в микро-, мезо- и макросистемах? 9.В чем заключается вклад психоанализа З. Фрейда в возрастную психологию? 10.В чем состоят ограничения понимания психического развития в рамках бихевиоризма? В чем заключается конструктивность этого подхода? 11.Что такое операции в рамках теории Пиаже и чем они отличаются от действий? 12.Что такое эгоцентризм с точки зрения Пиаже? 13.Что такое эпигенез? В чем состоит сходство и отличие эпигенетической теории Э. Эриксона и классического психоанализа? 14.Жене 1 год. Он ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с первыми шагами (напряжением, потерей равновесия)? 15.Что должны делать родители, чтобы расширить самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром? 16.Какова роль слова в развитии ощущений? Изменится ли ощущение ребенка, если с ним не будут взаимодействовать взрослые? Как? Смоделируйте ситуацию. 17.Какова роль деятельности в развитии ощущений? Приведите примеры. 18.Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание. Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на его развитие и как? 19.Может ли ребенок научиться говорить, если его «собеседником» будет только телевизор? Назовите условия развития речи. 20.Лена (3 года) поет песенку «Елочка». Вместо «мороз снежком укутывал», она произносит «мороз мешком укутывал». Наташа (2 года 10 месяцев) поет эту песенку так: «Порою волк, сердитый волк с лисою пробегал (вместо «рысцоюпробегал»)». Закономерно ли это явление для детей раннего возраста? Дайте психологический анализ причин искажения слов. Как поступать взрослым в этих ситуациях? 21.Мама двухлетнего Миши жалуется, что ребенок ни минуты не сидит на месте: дашь ему карандаш и бумагу – он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит ее и тоже бросает. Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т.д. Чем объяснить быструю смену действий Миши? Что можно посоветовать маме? 22.В групповой комнате детского сада стоял аквариум. В нем плавали рыбки. Дети (3 – 4 г.) вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т.д. Дети могли хорошо видеть рыбок. Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы о них. Чем объясняется неумение детей рассказать о рыбках? Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста не наблюдательны? Как следует организовать наблюдение детей? 23.Детей разного возраста спросили, что такое кукла. Ответы были разные. Лена: «Кукла – это вот» (Показывает). Нина: «Кукла – чтобы играть». Люба: «Кукла – это голова, руки, ноги, волосы». Оля: «Кукла – это игрушка». По ответам детей определите примерно их возраст. Назовите основные закономерности формирования понятий у детей. 24.Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый - босутый» и т.д. какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях? 25.Существует мнение, что воображение у дошкольника развито лучше, чем у взрослого. Правильно ли это утверждение? 26.Родители часто жалуются, что дети просят купить им игрушку, которую быстро разбирают, ломают. Когда их ругают, дети, оправдываясь, говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана. Укажите возможные причины такого поведения детей. Назовите основной мотив поведения детей. 27.Родители не должны обрушивать на ребенка реплики типа: «ты не можешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя ничего не получится», «Не мешай мне пустыми вопросами» и т. д. Почему родители не должны так поступать? Дайте психологическое обоснование. 28.Среди родителей бытует мнение, что дошкольников надо ограждать от сложных переживаний, связанных с болезнью близких, жестокостью, несправедливостью и другими жизненными трудностями. Ребенок не должен переживать чувство страха. Правы ли родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку? 29.Некоторые родители, в том случае, если их ребенок не слушается, говорят: «Иди сюда, а то тебя дядя заберет!», «Не будешь есть – придет врач, сделает тебе укол!», «Не будешь слушаться, милиционер заберет!» и т.д. Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? 30.Некоторые родители считают, что умением учиться ребенок овладеет в школе, а в детском саду об этом говорить еще рано. Правы ли эти родители? Будет ли их ребенок хорошо усваивать школьную программу? 31.Мама шестилетнего мальчика обеспокоено рассказывала: «Моему сыну скоро идти в школу. Я ему читаю, рассказываю. Мы ходим в музеи, но меня беспокоит отсутствие у него любознательности. Ни разу он не разломал игрушку, чтобы выяснить, что внутри, не задал никаких вопросов. Как же он будет учиться в школе?» Права ли мама в своих волнениях? Что можно ей посоветовать? 32.Постройте логическую схематическую модель социальной ситуации развития подростка. Дайте психологическую характеристику. 33.Согласно концепции А.В. Петровского, развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Покажите этот процесс на примере развития личности в подростковый период. 34.Докажите, что половое созревание – явление не только биологическое, но и социальное. 35.Охарактеризуйте нарушения эмоционального плана у девочек и мальчиков в период их полового созревания. Приведите примеры из ваших наблюдений. 36.Часто говорят о ярко выраженных тенденциях подросткового возраста. Одинаково ли у всех подростков проявляется чувство взрослости? 37.Дайте сравнительный анализ различных путей вхождения подростка в мир взрослых. Приведите собственные наблюдения. 38.Всегда ли воспитывающие и обучающие взрослые представляют для подростков адекватный образ собственной взрослости? Если не всегда, то к чему это может привести? 39.Миша (14 лет), обучаясь в начальной школе, все рассказывал маме. С наступлением подросткового возраста стал скрытым и мало рассказывает родителям о своих делах. С чем связаны такие изменения? 40.У Пети (14 лет) вызывает восторг все то, от чего воротит окружающих: матерные стишки, аномальное поведение. Часто разрушает созданное другими. А сам рисует лишь картины, вызывающие отвращение у других людей. Почему подросток демонстрирует свои плохие качества? 41.Какие проблемы могут возникать у подростков в связи с бурно развивающимся самосознанием? 42.В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим (из ныне существующей практики обучения)? 43.Перечислите встречающиеся в практическом обучении мотивы учения и объясните, какие потребности лежат в основе каждого из них? 44.В чем принципиальное отличие психологической концепции поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина от всех других концепций учения, как отечественных, так и зарубежных? 45.В теории традиционного обучения, как в психологии, так и в педагогике, принято считать, что ошибки при обучении неизбежны и также в некотором роде (при правильном к ним отношении) полезны, ибо «на ошибках учатся». Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и его последователи) утверждает, что обучение может быть безошибочным, и правильность этого утверждения неоднократно экспериментально доказана. Подводя итоги проведенных экспериментов по обучению несколько сотен слабо успевавших до этого школьников, Н.Ф. Талызина пишет: «Можно с полной уверенностью утверждать, что представление усвоения как постепенного освобождения от ошибок не соответствует истинной природе процесса усвоения. Путь от незнания к знанию… в принципе может быть безошибочным» (Талызина Н.Ф. Управление процессом знаний. – М.: МГУ, 1984. – с. 160). Как объясняется психологически принципиальная возможность безошибочного обучения? 46.Что значит «управление процессом усвоения знаний»? С помощью чего и чем конкретно управляет обучающий (учитель, преподаватель)? 47.Учитель должен быть открыт общению с детьми, демонстрировать свои эмоции, живые чувства. Однако учитель всегда должен быть «в рабочей форме», «в порядке», прятать настроение, недовольство, раздражение, отношение к отдельным учащимся и т.д. Как разрешить это противоречие? 48.Оценивая работу детей, учитель должен придерживаться объективных критериев, иначе нарушается справедливость. В то же время учитель должен при оценке учитывать способности и (часто) душевную организацию ребенка. Как здесь быть? 49.Известно, что педагог призван развивать личность, помочь ей осуществиться, стать лучше. Однако часто понятия «лучше-хуже», «прогресс-регресс» носят субъективный характер, и нет гарантии, что учитель не ошибется в выборе «лучшего» для личности. Как разрешить это противоречие в педагогической деятельность? 50.Учительница вошла в класс. Начала урок. Четко сформулировала цель урока. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал: - А я сегодня отвечать не буду». - Почему?- Не готов, да и настроение не располагает. Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Учитель вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов. Не захотелось заниматься вашей физикой».Называются фамилии еще пятерых учеников и все они отказываются. Учительница испытала большую обиду и душевную боль от этих выходок учеников. Потребовалось большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца. Какие психологические особенности возраста и взаимоотношений в коллективе не учла эта учительница? 51.Коля (4 г. 6 мес.) в детском саду, сталкиваясь даже с небольшими затруднениями, терялся и плакал. Если у него не было стульчика, он говорил: «А мне негде сидеть», - и ждал, когда стульчик подадут. Если не мог застегнуть сандалии и завязывать шнурки, то протягивал ноги и просил помощи. Он был неуклюж и ничего не умел делать. Назовите основную причину беспомощности Коли. Какие рекомендации можно дать родителям и воспитателю? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |