Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 страница




 

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

 

Комментарий к статье 13

 

1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 <1> структуру федеральных органов исполнительной власти (осуществляющих ОРД) составляют:

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

 

I. Федеральные министерства, федеральные службы и

федеральные агентства, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации,

федеральные службы и федеральные агентства,

подведомственные этим федеральным министерствам

 

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.

2. Министерство обороны Российской Федерации.

3. Министерство юстиции Российской Федерации (Федеральная служба исполнения наказаний).

4. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).

5. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).

6. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).

7. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).

 

III. Федеральные службы и федеральные агентства,

руководство деятельностью которых

осуществляет Правительство Российской Федерации:

 

1. Федеральная таможенная служба.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации <1> в 2010 году, будучи Президентом РФ, Дмитрий Медведев подробно остановился на вопросах модернизации нашей страны: "Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются доверием граждан.

--------------------------------

<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации".

 

Все эти звенья, безусловно, тесно связаны, и реформировать нужно всю систему, а не отдельные институты. Именно поэтому наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. И на законодательном уровне создаем условия для повышения качества работы следствия и прокуратуры. Этому служат и внесенные мною в Государственную Думу законопроекты "О полиции" и "О Следственном комитете"... Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение Закона "О полиции", что, на мой взгляд, как минимум дало некоторые неплохие результаты...".

Специфика оперативных подразделений обусловлена тем, что их сотрудники подразделяются на кадровых гласных оперативных сотрудников и законспирированных оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам или спецслужбам скрывается даже от другой категории оперативного аппарата. Первая категория сотрудников оперативных аппаратов вправе сочетать ОРМ с иными правовыми действиями (уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными), предусмотренными законодательными актами, определяющими нормативно-правовой статус органа, осуществляющего ОРД, т.е. гласно и негласно. Вторая категория специальных работников обладает возможностями применять только негласные разведывательные методы добывания информации.

По некоторым данным средств массовой информации <1>, в нашей стране оперативников насчитывалось несколько сот тысяч человек. В органах внутренних дел работало не менее 1,5 млн. человек (из них значительное число на оперативной работе). в ФСБ России (вместе с пограничниками) служит не менее 300 тыс. человек, в ФСИН - более 300 тыс. человек, в ФСКН России - 50 тыс. человек. И это не считая оперативников СВР России, ГРУ ГШ МО России, ФСО России, таможенников, судебных приставов, которые осуществляют розыск имущества должников, и др.

--------------------------------

<1> Оперативник (сыщик). 2005. Янв. N 1(2).

 

Система оперативных подразделений органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, имеет внутреннюю структуру в виде отраслевых служб. Последние функционируют в соответствии с общей компетенцией оперативно-розыскного ведомства, однако адекватно определенной им сферы деятельности. Оперативные подразделения, являющиеся звеньями отраслевой оперативной службы, функционируют, учитывая специфику как своего ведомства, так и службы, к которой принадлежат. Возложенные на них обязанности предопределяют их место в системе отраслевой оперативной службы. Что касается системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, то в соответствии с указами Президента РФ были внесены существенные изменения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 22.06.2010); Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 12.05.2008); Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 08.02.2011).

 

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД до 1 июля 2003 года органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, являлся Федеральный орган налоговой полиции. Система этого органа была установлена федеральными законами Российской Федерации.

1. С 1 июля 2003 года в Министерстве внутренних дел Российской Федерации произошла реорганизация. В соответствии с п. 2 Указа от 11 марта 2003 г. N 306 <1> "В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со статьями 80 и 112 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 03.12.2011) Президент РФ постановил:

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" (в ред. от 09.03.2004).

 

"п. 2. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляемую заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - начальник Службы криминальной милиции.

п. 3. С 1 июля 2003 года:

а) упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2003 г. N 966-р "О должностных окладах сотрудников Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ" (ред. от 23.12.2003); Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 07.02.2011).

 

С 1 июля 2003 года, после реорганизации Федеральной службы налоговой полиции, ее сотрудники (с сохранением зарплаты) <1> вошли в структуру Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениями (ФСЭНП). Такую реорганизацию Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в МВД России объяснили тем, что криминогенная ситуация в сфере экономики остается крайне сложной. Реальную угрозу для страны представляют нецелевое использование государственных средств, их прямое расхищение, уход от налогообложения <2>. В результате государство теряет огромные деньги, и консолидация усилий всех правоохранительных органов в борьбе с угрозами экономической безопасности сегодня как никогда востребована обществом. Результативно бороться с криминалом в экономическом секторе можно, только объединив усилия всех правоохранительных органов. Именно с этих позиций необходимо рассматривать создание нового блока - Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в рамках МВД России... Реорганизация Федеральной службы налоговой полиции России и передача ее функций Министерству внутренних дел - процесс закономерный. Преступления экономические почти всегда связаны с преступлениями налоговыми. И сложение сил по их выявлению, расследованию и пресечению направлено на то, чтобы не оставить шанса у тех, кто путает государственную казну с собственным карманом... Служба объединяет два основных подразделения - Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступлениям. В каждом из Управлений сохраняется специфика работы, определены основные направления, но хочу подчеркнуть: внутри новой службы нет конкурентности, все ориентированы на главный, конечный результат... Создавалась она (ФСЭНП) с учетом опыта работы аналогичных ведомств большинства стран с развитой рыночной экономикой: Службы внутренних доходов США, Финансовой гвардии Италии, налогового розыска Германии и ряда других. А если говорить об истории создания Главного управления по экономическим преступлениям, то она без малого составляет 70 лет... Мы не начинаем с чистого листа, как наши предшественники - сотрудники, откомандированные в налоговую полицию из подразделений госбезопасности, МВД и Вооруженных Сил. Сейчас наша опора - Главное управление по экономическим преступлениям. Важно понять, что создание новой службы - это не механическое соединение двух главков, а процесс выработки единого подхода, единой линии, затрагивающей все аспекты расследования преступлений в финансовой, экономической сфере..." <3>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2003 г. N 1261-р "О сохранении размеров должностных окладов сотрудникам, поступившим после увольнения из Академии налоговой полиции ФСНП России на службу в Академию экономической безопасности МВД России".

<2> См.: ст. ст. 199.1, 199.2, 285.1, ст. 285.2 УК РФ в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (ред. от 07.12.2011).

<3> Козлова Н., Мироненко Т. Ни одно уголовное дело не сдано в архив // Рос. газ. 2003. 6 авг. N 155.

 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ, МВД России был издан Приказ от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" <1>, которым утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность и допущенных к оперативно-розыскной деятельности по должности.

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"; Орлов П. Тайные знаки полиции // Рос. газ. 2011. 16 авг. N 179.

 

Специфика оперативных подразделений обусловлена тем, что их персонал разделен на кадровых (штатных) легальных сотрудников и штатных законспирированных оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам или спецслужбам скрывается даже от действующих оперативных работников. Первая категория штатных сотрудников оперативных подразделений вправе сочетать оперативно-розыскные мероприятия с иными правовыми действиями (уголовно-правовыми, уголовно-исполнительными), предусмотренными законодательными актами, определяющими нормативно-правовой статус органов, осуществляющих ОРД. Вторая категория специальных сотрудников <1> обладает возможностями применять только разведывательные методы добывания информации.

--------------------------------

<1> См., например: Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. М.: Новый юрист, 1997. С. 409; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

 

По сведениям средств массовой информации, в июне 2006 года МВД России было приняло решение о формировании специализированных подразделений уголовного розыска по борьбе с преступлениями, совершаемыми на автомагистралях. Выбраны наиболее криминальные автотрассы в 50 областях - прежде всего в Южном и Центральном федеральных округах. Именно здесь происходит наибольшее количество нападений на водителей, особенно большегрузных "дальнобойщиков", угонов машин, даже захватов строительной техники <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Дорожный спецназ от Нургалиева // Рос. газ. 2006. 28 июня. N 137; Фалалеев М. Спецназ у большой дороги // Рос. газ. 2007. 22 мая. N 106.

 

Задача этих подразделений - оградить водителей от подобных происшествий. В состав новых подразделений помимо оперативных сотрудников предполагалось включить как минимум две категории специалистов - аналитиков и криминалистов. Кроме того, планировалась и группа захвата.

Усиление подразделений уголовного розыска, специализирующихся на "карманниках", станет одним из важных результатов реформы полиции. Предполагается доукомлектование и, возможно, даже расширение штатов. Но главное, для таких сотрудников намечена углубленная специальная подготовка.

Аналитики МВД утверждают, что "карманники" находятся на вершине иерархии криминального мира. Именно из них выходит подавляющее большинство так называемых "воров в законе".

В картотеках уголовного розыска числятся десятки тысяч "карманных" воров любого пола и возраста - от 10 до 70 лет. Есть даже целые воровские династии, когда деды передают "тайны профессии" внукам <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Держи карман // Рос. газ. 2010. 16 июня. N 129.

 

В связи с большим общественным резонансом, связанным с совершением преступлений в отношении иностранных граждан, в сентябре 2006 года в МВД России было выдвинуто предложение о создании специального подразделения по расследованию таких преступлений <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Охранять и ловить иностранцев // Рос. газ. 2006. 28 сент. N 216.

 

В системе МВД России в 56 регионах страны созданы специальные подразделения, занимающиеся раскрытием преступлений прошлых лет. В 18 субъектах работают следственно-оперативные группы, а еще в восьми раскрытие преступлений прошлых лет вменено в функциональные обязанности сотрудников подразделений уголовного розыска <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Преступления не стареют // Рос. газ. 2011. 14 янв. N 5.

 

В настоящее время принципиальные качественные изменения произошли в службе собственной безопасности транспортной полиции <1>. Теперь значительная часть сотрудников этой службы выведена из подчинения местного руководства. При этом снабжение сотрудников СБ осталось за подразделениями, где они работают. В структуре Департамента СБ МВД создано отдельное оперативно-розыскное бюро - ОРБ-16. Теперь сотрудники этих подразделений подчиняются напрямую только руководству своего бюро и департамента.

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. N 636 "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте".

 

В УВД на транспорте, где работает такой сотрудник, могут и не знать, что он из собственной безопасности, тем более что он подчиняется напрямую Москве. В МВД России считают, что такая повышенная автономность милицейской контрразведки должна серьезно стимулировать каждого руководителя самостоятельно, не дожидаясь "помощи", избавляться от преступников, являющихся сотрудниками МВД России. Это главный подход в Концепции обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы.

Такая реорганизация привела прежде всего к кардинальной чистке самой полицейской контрразведки. Все без исключения сотрудники в переподчиненных структурах прошли процедуру проверки, в том числе с использованием полиграфа. В результате кадровый состав многих подразделений обновился на две трети. Но зато и результаты резко изменились: в 17 регионах все преступления, совершенные сотрудниками полиции, были выявлены только сотрудниками собственной безопасности. Из них 12 - отделами, работающими на транспорте.

В новой концепции безопасности не случайно большое внимание уделено Федеральной миграционной службе. Проблема в том, что на эту организацию взвалили очень много задач. Если раньше основную работу делали служащие паспортных столов, то теперь приходится курировать миграционную политику. А это напрямую связано с теневой экономикой, основу которой и составляют мигранты. В связи с этим, Федеральная миграционная служба разрослась и даже структурно обособилась от Министерства внутренних дел.

Начальник Главного управления МВД России по Москве Анатолий Якунин приказал в структуре уголовного розыска столичной полиции создать подразделения по раскрытию преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. В соответствии с приказом о внесении изменений в организационно-штатную структуру специализированное отделение появилось в Управлении уголовного розыска ГУ МВД России по Москве, которое сформировано за счет перераспределения существующей штатной численности. Заниматься нелегалами в Москве будет 71 оперативный работник. Создание таких подразделений не конкуренция с сотрудниками из Федеральной миграционной службы, а их взаимодействие по обмену оперативной информацией и силовой поддержкой полиции, которой предстоит выявлять каналы криминальной переправки через границу людей <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Сыщики против нелегалов // Рос. газ. 2012. 14 авг. N 185.

 

По распоряжению Министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева всем руководителям региональных подразделений органов внутренних дел направлено указание о создании в составе территориальных подразделений уголовного розыска в городах с населением свыше одного миллиона человек отделений по борьбе с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних. А в городах поменьше предусмотрено создание аналогичных специализированных групп <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Спецотряд на педофила // Рос. газ. 2012. 8 авг. N 180.

 

В целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел РФ и органов внутренних дел РФ по обеспечению экономической безопасности, борьбе с коррупцией, организованной преступностью и экстремизмом <1>, усилению гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) был издан Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 года N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации", в котором Президент РФ постановил:

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Воры в загоне // Рос. газ. 2010. 23 нояб. N 264.

 

1) образовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью:

а) подразделения по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию экстремистской деятельности;

б) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложив на них функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества;

2) возложить на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

В структуре МВД России, в соответствии с указами Президента РФ вносятся различные изменения. Так, в Департаменте по борьбе с организованной преступностью и терроризмом были созданы два многопрофильных оперативно-розыскных бюро вместо бывших 5. В составе одного из ОРБ три отдела по линии ФСКН <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 24 ноября 2000 г. N 1937 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 04.06.2001); Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 12.01.2010); Указ Президента РФ от 21 мая 2003 г. N 547 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 06.09.2008); Указ Президента РФ от 31 декабря 2004 г. N 1639 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 8 августа 2006 г. N 855 "Некоторые вопросы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 01.03.2011); Указ Президента РФ от 7 декабря 2008 г. N 1734 "О федеральных кадровых резервах Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной миграционной службы и федеральной противопожарной службы Министерства Российской по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ред. от 12.01.2010).

 

Серьезная реорганизация МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 <1> проводилась в 2010 - 2011 годах. Президент РФ тогда отмечал, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. В связи с этим в п. 1 данного Указа постановил Правительству РФ до 31 марта 2010 г. подготовить ряд предложений, предусматривающих до 1 января 2012 г. вопросы финансирования, состава и численности милиции. Представить в 2-месячный срок предложения о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих оптимизацию структуры и состав органов внутренних дел Российской Федерации, а также освобождение милиции от не свойственных ей функций; реорганизации государственных образовательных учреждений профессионального образования МВД России; по разработке программы, направленной на обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел РФ.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 01.03.2011); Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. N 942 "О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию"; Фалалеев М. Пять лет без права увольнения // Рос. газ. 2009. 29 дек. N 252; Петров В. Кодекс чести // Рос. газ. 2010. 14 янв. N 4; Фалалеев М. Милицию вернут на землю // Рос. газ. 2010. 23 марта. N 59.

 

"2. Сократить до 1 января 2012 г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов.

3. В целях оптимизации управления органами внутренних дел Российской Федерации сократить количество департаментов в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на две единицы".

В п. 5 ставятся задачи Министру внутренних дел Российской Федерации, связанные с совершенствованием структуры МВД России, порядком отбора кандидатов для службы (работы) в МВД России, разработкой комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, формированием научно обоснованной системы оценки деятельности МВД России.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел Российской Федерации" Президентом РФ был издан Указ от 18 февраля 2010 г. N 208 <1>, в котором предусматривалось исключение дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. N 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 01.03.2011); Приказ МВД России от 30 мая 2011 г. N 441 "О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821".

 

Современное реформирование Министерства внутренних дел и системы территориальных органов МВД РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О полиции" <1>, указами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 21.11.2011).

 

С принятием Федерального закона "О полиции" планируется, что новый правоохранительный институт (полиция) по своей сути, по форме и по содержанию коренным образом будет отличаться от милиции. Устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования. Кроме того, новый закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат. В соответствии со ст. 4:

"1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численностью органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел".

Несмотря на недавно принятый ФЗ "О полиции" (2011 г.), федеральными законами в него уже внесены ряд дополнений и изменений <1>. Так, на основании ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 1 ст. 12 ФЗ "О полиции" была дополнена пунктом 41 следующего содержания:

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О полиции"; Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...