Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информация от штата и местных органов.




В Соединенных Штатах на Налоговое управление США и на органы власти штатов и местного самоуправления распространяются законы о допустимой секретности и правилах разглашения информации. Если запись или документ (например, купчая на собственность) хранится в отделе для публичного пользования, его получение не составляет проблемы. Вместе с тем, когда специальные агенты хотят получить доступ к информации, не предназначенной для широкого ознакомления, они должны помнить о правилах секретности, регламентированных местным законом и законом штата, распространяющимся на эту информацию. Однако в большинстве случаев обращение специальных агентов к информации для осуществления расследований уголовных дел является исключением из законов или правил о неразглашении.

Документы о собственности, купчие и закладные. Компьютеризованные перечни недвижимости.

Территориальные органы власти в Соединенных Штатах имеют компьютеризованные сведения о недвижимости, к которым можно обращаться либо в отделе секретаря графства, либо в суде графства. В такую систему можно ввести определенную фамилию, и компьютер выдаст сведения о собственности, принадлежащей данному лицу в конкретном городе или графстве. С микрофильмов могут быть получены копии купчих, закладных или иных документов, относящихся к недвижимой собственности.

Архивы недвижимой собственности.

Архивы недвижимости, регистрирующие приобретение и продажу недвижимой собственности, называют архивами продавцов и покупателей собственности либо архивами закладных. Такие архивы нередко ведутся в судах графства. Сделки регистрируются в хронологическом порядке, а также по алфавитному принципу в виде указателей и реестров, а документы хранятся в виде бумажных оригиналов, на микрофильме и микрофишах.

Исковые дела, решения по ним и другие гражданские дела.

В Соединенных Штатах подобные архивы хранятся, как правило, в отделе секретаря графства. Ниже приводится перечень наиболее распространенных гражданских дел:

1) решение суда - судебный документ, устанавливающий или подтверждающий такое обязательство, как долг;

2) наложение ареста на собственность, находящуюся у третьего лица, - процессуальное действие, при котором деньги или имущество, принадлежащие должнику или причитающиеся ему, но находящиеся во владении у другого лица, отчуждаются для уплаты долга этого должника кредитору;

3) право удержания - право на удержание или продажу собственности должника в качестве обеспечения или уплаты долга;

4) апробирование завещания - юридическое обоснование действительности завещания.

Документы о разводах фиксируют юридическое расторжение брака следующим образом:

1) решение о временном расторжении брака и окончательное постановление о разводе;

2) финансовые справки, свидетельствующие о текущем доходе, супружеских активах и ответственности;

3) решения о детях и других иждивенцах;

4) соглашения об алиментах и средствах на воспитание детей.

Налоговые оценки.

Графства ведут свои архивы, в которых отражаются суммы уплаченных налогов на недвижимость и указываются лица, уплатившие эти налоги. Специальные агенты могут получить эту информацию по месту нахождения недвижимости, по фамилии подозреваемого лица либо по юридическому описанию собственности. Графства также ведут архивы оценок личной собственности в целях налогообложения. Эти архивы могут быть использованы для установления лица, владеющего определенными активами или контролирующего их.

Прочие публичные архивы.

Нижеприведенная финансовая информация может храниться в форме публичных архивов на уровне графства, штата или муниципальных властей:

1) изменение фамилии;

2) протоколы заседания комиссий и местных организаций;

3) охотничьи и рыболовные лицензии;

4) разрешения на строительство и прочие разрешения;

5) завещания;

6) декларации по налогам на наследство и подарки;

7) регистрация школьников и избирателей;

8) административные постановления;

9) декларации по уплате налогов штата;

10) документы органов социального обеспечения;

11) документы Торговой палаты;

12) заявления к местному правительству;

13) архивы коммунальных служб;

14) документы отдела здравоохранения;

15) дела по компенсации работающих;

16) регистрация рождения, смерти, браков и разводов;

17) лицензии на жилищные льготы и льготы в бизнесе;

18) предложения, заказы по закупкам, контракты и платежные обязательства;

19) дела уполномоченных и отделов по освобождению "на поруки" и по испытательному сроку;

20) документы штата на выплату пособия по безработице;

21) регистрация некорпоративных деловых предприятий.

Корпоративные документы.

Все корпорации обязаны подавать документы в том графстве, где была произведена операция инкорпорирования. Если инкорпорирование произошло в одной стране, а корпорация ведет свои дела в другой стране, она обычно должна подать документы в стране, где она ведет дела, в качестве "иностранной" корпорации. Требования к информации в отношении корпораций могут несколько отличаться в зависимости от того, в каком графстве они находятся, но, как правило, во всех архивах можно получить такие документы, как устав корпорации, ежегодные расчеты, а в некоторых случаях также и внутренние правила. Подобная информация может иметь ценность для отслеживания владельца или владельцев корпорации. Корпоративные документы, как правило, указывают фамилии членов корпорации, зарегистрированного представителя корпорации в стране, а также исходный состав правления директоров и ответственных сотрудников. В некоторых случаях в дела подшиваются также и финансовые отчеты. Если компания образована как акционерное общество открытого типа, ее финансовые отчеты и справки о существенных событиях должны регистрироваться в регулирующем органе страны инкорпорирования.

Товарищества.

Товариществом называют объединение двух или более лиц для совместного ведения дела в целях извлечения прибыли в качестве совладельцев этого дела. Документы товарищества могут быть предметом обязательной регистрации в стране, где образовано товарищество. Имеются два вида товариществ: товарищество с полной ответственностью, где партнеры делят между собой все прибыли и все убытки, и товарищества с ограниченной ответственностью, где ответственность партнера ограничена вкладом в дело. От товариществ может требоваться регистрация их соглашений, оговаривающих права и обязанности партнеров с полной ответственностью, партнеров с ограниченной ответственностью, долю вложенного партнерами капитала, договоренности в отношении разделения прибылей и убытков, а также полномочия и обязанности отдельных партнеров.

Трасты.

Траст представляет собой юридическое лицо, в котором определенное физическое или другое юридическое лицо, называемое доверенным лицом, заведует и руководит собственностью от лица поручителей. Трастовые компании используются, как правило, в качестве организаций для выполнения операций с землей или иными активами. В некоторых странах регистрация трастовых компаний может быть обязательной, однако поручители трастовой компании указываются не всегда.

Указатели присвоенных названий.

Если физическое лицо или предприятие ведет свои дела под присвоенным названием, это присвоенное или фиктивное название должно регистрироваться. Сертификат присвоенного названия регистрируется в графстве, городе, штате или стране, где организовано соответствующее предприятие. Хотя присвоенные или вымышленные названия используются обычно на законных основаниях, сертификат присвоенного названия может быть инструментом для сокрытия главных лиц предприятия и подлинного характера ведущихся в нем дел.

Деловые документы.

Деловые документы представляют собой еще один источник финансовой информации. Каждое предприятие, будь оно крупным или малым, легальным или нелегальным, производит и хранит определенные документы. Документы, к которым могут получить доступ следственные агенты, настолько же разнообразны, насколько велико количество существующих предприятий.

Лицензии на открытие местных деловых предприятий.

Архивы лицензий на открытие местных деловых предприятий содержат по меньшей мере фамилии и адреса их владельцев.

Управление автотранспорта (УА).

Во всех штатах, как правило, ведутся реестры автотранспортных средств, зарегистрированных в соответствующем штате при выдаче номерных знаков. В этих реестрах указываются зарегистрированные владельцы и юридические владельцы, которые финансировали приобретение данного транспортного средства (то есть финансовые организации, обладающие правом собственности на автомашину). Специальные агенты используют подобные архивы для выявления должников, определения стоимости автомашины, а также выяснения ее бывших и нынешних владельцев. УА может также предоставить необходимые копии водительских удостоверений, на которых обычно имеется фотография. В некоторых местах можно также получить копии документов на право владения транспортными средствами.

Штатные и местные органы профессионального лицензирования.

В Соединенных Штатах каждый штат и местные органы власти имеют ряд органов профессионального лицензирования. Такие органы представляют собой ценный потенциальный источник информации, поскольку они отвечают за лицензирование таких профессий как архитекторы-строители, бухгалтеры, врачи, адвокаты и инженеры.

Уголовные архивы.

В этих архивах регистрируются все предъявленные обвинения в нарушении законов под местной, штатной или федеральной юрисдикцией, на основании которых лица были арестованы или осуждены. В Соединенных Штатах федеральные преступления регистрируются в архивах Национального центра криминальной информации (НЦКИ), а система их учета ведется Федеральным бюро расследований.

Архивы штатных и местных правоохранительных органов.

Ниже приводится перечень документов и информации, которые могут быть получены от отделений полиции и управлений шерифов в штатах, городах, поселках и графствах.

В полиции штата в Центральном архивном отделе:

1) уголовные дела;

2) оперативная криминальная информация;

3) информация по местам хранения горючей жидкости;

4) регистрация огнестрельного оружия;

5) расследования, производимые для других ведомств;

6) сведения об арестах за нарушение правил дорожного движения и материалы расследования дорожно-транспортных происшествий;

7) архивы отпечатков пальцев для криминальных и некриминальных целей;

8) фотографии при задержании;

9) расследования, связанные с нарушениями авиационных правил, и расследования происшествий с гражданскими воздушными судами, не принадлежащими зарегистрированным авиаперевозчикам;

10) архивы полицейских учебных заведений.

В городской полиции, в отделе уголовного опознания:

1) документы по арестам, происшествиям и по общей информации;

2) алфавитные указатели всех жалоб и подозреваемых по ним лиц;

3) разрешения на огнестрельное оружие либо заявления и документы на его регистрацию;

4) сведения об утерянных или похищенных вещах;

5) архивы деловой информации.

В прочих подразделениях архив:

1) уголовных дел;

2) по линии борьбы с подделками и мошенничеством;

3) по линии работы с несовершеннолетними;

4) материалов по линии борьбы с этическими правонарушениями;

5) по линии борьбы с наркоманией;

6) по линии борьбы с организованной преступностью;

7) по линии дорожного движения;

8) личных дел полицейского персонала;

9) прессы;

В полиции графства (у шерифа).

В архиве уголовных дел:

1) сведения о преступлениях, связанных с нанесением телесных повреждений;

2) сведения о преступлениях, связанных с кражами;

3) сведения о преступлениях, связанных с чеками;

4) личные листки на лиц, связанных с преступностью;

5) архивы отделения по делам несовершеннолетних;

6) реестр владельцев предприятий на территории графства.

В архиве дорожных и транспортных дел: фамилия, дата и место рождения, пол, раса, возраст, рост, вес, цвет кожи, волос, глаз, особые приметы, адреса, номера автомобильных знаков и водительских удостоверений, номера ордеров на арест и факты, связанные с арестом.

В справочном указателе Национальной ассоциации шерифов можно почерпнуть сведения:

1) об органах штатов и их руководителях;

2) о федеральных и штатных правоохранительных органах и границах их юрисдикции;

3) о привлеченных членах Национальной ассоциации шерифов;

4) о шерифах графств;

5) о Национальном бюро по угону автомобилей.

Прочие штатные и местные правоохранительные органы и организации, связанные с правоохранительной деятельностью:

1) специализированные полицейские организации;

2) общественные, полуобщественные и частные организации;

3) уполномоченный по безопасности в промышленности;

4) национальная ассоциация начальников полиции;

5) ежемесячный административный обзор полицейских публикаций.

Необходимые документы и информацию специальные агенты могут также получить, используя справочники, указатели и издания финансовых служб.

Библиотеки представляют собой ценный источник информации. В них собраны справочники, публикации и издания финансовых служб, которые могут оказаться незаменимыми в ходе расследования. Приводимый ниже перечень содержит печатные издания, которые можно найти в рядовой библиотеке, находящейся на территории Соединенных Штатов.

Справочники и указатели:

1) телефонные справочники по большинству регионов в конкретном штате (старыми телефонными справочниками можно пользоваться для определения прежних адресов);

2) телефонные справочники по большинству городов Соединенных Штатов и по основным городам мира;

3) перекрестные справочные указатели (в них содержатся перекрестные ссылки на фамилии, адреса и номера телефонов);

4) справочные указатели по городам;

5) справочник "Средние рынки" (Деловой указатель фирм с чистой стоимостью от 500000 до 1000000 долларов);

6) справочник "Миллион долларов" (Деловой указатель фирм с чистой стоимостью от 1000000 долларов и выше);

7) справочник "Металлообработка" (Рыночный справочный указатель металлообрабатывающих заводов в Соединенных Штатах).

Многие периодические издания, публикации, находящиеся в публичных библиотеках, содержат статистическую информацию. Из этих периодических изданий можно почерпнуть данные по соотношениям, процентам и прочим сравнимым показателям:

1) "Кто есть кто в Америке" и подобные публикации по разным штатам;

2) billboard ("Доска объявлений") (информация о развлечениях, денежных автоматах, кабаре, кинотеатрах с просмотром из автомашин, ярмарках, сценическом искусстве, радио, телевидении, музыкальных машинах, цирках, катках, торговых автоматах, кинофильмах, разделах писем и некрологов);

3) "variety" ("Калейдоскоп") - информация о литературе, радио, телевидении, музыке, сценическом искусстве, кинофильмах, некрологах и т.д.;

4) "обзор "Американский указатель скачек" показывает суммы, выплаченные владельцам победивших лошадей по каждому заезду на всех бегах в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике;

5) периодические публикации для инвесторов "Moody's Investors Servise и Standard and Poor's Corporation": обзор текущего бизнеса по сведениям Министерства торговли; сведения по текущей статистике компании "Стандард энд Пурс", промышленной статистике компании "Стандард энд Пурс", "Статистический обзор Дана" - "Dun and Bradstreet, Ink", "Стоимость ведения бизнеса" - "Dan and Bradstreet, Inc".

Издания финансовых служб.

Библиотеки, как правило, хранят многочисленные публикации и издания финансовых служб, относящиеся к корпоративным организациям. Среди наиболее часто используемых изданий такого рода можно назвать:

1) национальный ежемесячный обзор акций - Национальное бюро котировок;

2) услуги по финансам и дивидендам - компании "Fitch's", "Mody's" и "Standard and Poor's";

3) изменения и корректировка капитала - издания "Commerse Clearing House" и "Prentice-Hall";

4) газеты, финансовые листки и журналы;

5) таблица амортизации процентных ставок.

Источники в системе НУС можно использовать для помощи в нахождении и распознавании подозреваемых лиц и потенциальных свидетелей, а также для получения исторической информации и для выхода на новые направления следствия.

При проведении расследования следует учитывать тот факт, что некоторые другие правительственные органы могут иметь документы или архивы, которые окажут существенную помощь в расследуемом деле.

 

Другие источники информации

 

В процессе сбора разведывательной информации в зарубежной полиции уделяется большое внимание взаимодействию различных полицейских служб. Использование сотрудников других служб полиции в Соединенных Штатах есть, по мнению руководителей подразделений разведывательной службы полиции (РСП), надежный и эффективный метод получения разведывательных сведений. Сотрудники РСП имеют возможность использования информационного массива всех служб полицейского органа для поиска разведывательных данных об организованной преступности.

В полиции Соединенных Штатов разработаны унифицированные стандартные формы доклада сотрудников всех служб подразделений РСП: патрульных, детективов, дежурных по участку и т.п. Для облегчения поиска информации о деятельности преступных организаций и их членов в общей полицейской картотеке она имеет специальную отличительную индикацию (броский цвет, цветные выступающие закладки, специальный код для ЭВМ и т.д.). Кроме того, установлен порядок, в соответствии с которым вся поступающая в полицейский орган информация, содержащая сведения о деятельности преступных синдикатов (азартных играх, проституции, продаже наркотиков и т.п.), немедленно передается подразделению РСП.

Для сбора разведывательной информации в полиции США особенно активно используется патрульная служба, в задачу которой входит каждодневный сбор и доклад любых сведений о событиях в районах проживания или деятельности известных главарей преступных организаций. В американской полиции имеется большой арсенал методов использования патрульной службы для сбора разведывательных сведений. Наиболее эффективно проявили себя следующие три метода:

1) патрульным подразделениям, в зоне которых проживают или работают крупные преступники, вменяются в обязанность ведение наблюдения за их деятельностью и занесение полученных сведений (включая даже номера автомашин) в специальную унифицированную форму. По мнению руководителей РСП, данный метод дает возможность проводить непрерывное или периодическое наблюдение определенной территории без выделения для этих целей специального оперативного работника. Кроме того, использование пеших моторизованных патрулей, известных населению района, обеспечивает конспиративность наблюдения;

2) полицейские, патрулирующие зоны, которые представляют определенный интерес для РСП, получают от нее задания по сбору детальной информации о деятельности различных (подозреваемых или преступных) лиц и организаций. Все полученные сведения докладываются патрульным полицейским в письменном виде по установленной форме. В ряде случаев рекомендуется переводить перспективных патрульных на прямую оперативную связь с сотрудниками подразделений РСП. Для повышения эффективности выполнения разведывательных заданий патрульными подразделениями РСП используют различные виды их стимулирования;

3) полицейским подразделениям в ходе сменного инструктажа ставятся конкретные задания оперативными работниками по целенаправленному сбору информации. Кроме того, оперативные работники проводят беседы с полицейскими, вернувшимися со смены, с целью получения от них интересующей РСП информации.

Использование унифицированных стандартных форм отчетов полицейских и непосредственная передача полученных сведений разведывательным подразделениям обеспечивают оперативную, своевременную и прямую передачу всей собираемой информации подразделениями РСП. Использование полицейских служб соседних или прилегающих районов является, по мнению сотрудников РСП, также полезным источником разведывательных сведений, особенно в случаях, когда деятельность преступных синдикатов территориально охватывает несколько административных единиц или районов. В соответствии с инструкциями рекомендуется назначать специальных сотрудников для связи с соседними подразделениями РСП, основной функцией которых является осуществление непрерывного сбора и обмена информацией по делам, представляющим взаимный интерес для разведывательных подразделений.

Сбором информации, которая может представлять оперативный интерес, занимается даже дорожная служба полиции. Так, например, когда сотрудник этой службы останавливает водителя, он обращает при этом внимание не только на его документы, автомобиль, но и на наличие у него оружия, даже если ношение его по закону этого штата разрешено. После этого в своей записной книжке (где каждый лист является копиркой для следующего листа) полицейский фиксирует допущенное гражданином правонарушение, вид примененного к нему наказания и данные об увиденном оружии. Затем он отрывает листки и направляет их в информационный массив, поставив гражданина сразу на соответствующие виды учетов.

С целью эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми на улицах, в Соединенных Штатах создано специальное подразделение полиции по наблюдению за обстановкой на улице с крыш домов, так как правонарушители (особенно подростки) после совершения преступления на одном месте разбегаются и вновь собираются на другом. Такие подразделения прежде всего работают в тесном контакте с полицейскими, находящимися на улице внизу, но, располагая определенными сведениями, могут передавать их в криминальную полицию.

Государственные и частные организации, занимающиеся сбором различных сведений, тоже являются для криминальной полиции источниками информации. Большую помощь сотрудникам криминальной полиции оказывают обслуживающий персонал тюрем и другие служащие, связанные с довольно обширной информацией, затрагивающей интересы подавляющего большинства населения США <1>, а также управление социального обеспечения, внутренняя налоговая служба, кредитная ассоциация, страховые, телефонные и авиационные компании, частные сыскные агентства и другие организации. Только сотрудники ФБР от частных кредитных бюро ежегодно получают не менее 25 тысяч информационных сообщений.

--------------------------------

<1> Согласно Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ст. 4), принятому Генеральной Ассамблеей ООН от 17.12.1979. Сведения конфиденциального характера, получаемые упомянутыми лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если использование обязанностей или требования правосудия не требуют иного.

 

В свою очередь, частные детективы и сотрудники служб безопасности получают от полиции различную помощь, необходимую им для решения своих проблем. Это может быть: взаимный обмен определенной информацией, оказание помощи в охране объекта, выделение технических средств, проверка кандидатов на работу в фирму, профессиональная подготовка сотрудников, получение методических рекомендаций, предоставление помещений и т.д. В Англии они используют и национальный полицейский компьютер.

Подразделения РСП, работая в тесном контакте с правительственными органами и государственными учреждениями, получают от их сотрудников на доверительной основе списки лиц и организаций, представляющих для полиции особый интерес. Наиболее содержательными носителями информации считаются:

официальные документы, например материалы судебных процессов, судов различных инстанций и т.д.;

материалы средств массовой информации.

Использование средств массовой информации для получения различных сведений, представляющих интерес для РСП, является, как свидетельствует опыт американской полиции, достаточно эффективным легальным средством сбора обширной информации.

Радиостанции и телевидение, имея свои специальные программы для передачи судебной хроники, материалы журналистских расследований, наиболее оперативно доводят эту информацию до населения. Кроме того, они стараются давать самые остросюжетные материалы, которые при необходимости можно зафиксировать.

Активно используются газеты и журналы, поскольку в них часто можно встретить статьи, описывающие деятельность преступных организаций и их руководителей, сообщения об опыте борьбы полиции с преступными организациями в других регионах страны и др. Сотрудники подразделений РСП рассматривают газеты и журналы как надежный источник информации еще и потому, что в условиях американской действительности, где хлеб репортера, журналиста - сенсация, корреспонденты вынуждены становиться своего рода "оперативными работниками". Более того, сотрудникам подразделений РСП рекомендуется осуществлять регулярный "обмен" информацией с корреспондентами, заслуживающими доверие полицейской разведки. Наиболее распространенным способом использования газет и журналов в разведывательных целях является составление целевых досье из материалов прессы. В ряде случаев сотрудникам подразделений РСП вменяется в обязанность составление письменных обзоров периодической печати. Рекомендуется иметь годовые подшивки наиболее содержательных с точки зрения полицейской разведки газет и журналов. Сотрудники полиции не должны забывать о том, что определенная часть населения тоже изучает газеты и журналы с целью получения информации, способствующей совершению преступлений: узнает способы совершения и сокрытия преступлений, по рекламным приложениям выясняет наличие дефицитных товаров и т.д. Средства массовой информации, считают за рубежом, играют и потенциально полезную роль, обеспечивая общественную и в конечном итоге политическую поддержку выделению полиции необходимых сил и средств для борьбы с организованной преступностью.

Оказание помощи гражданами, не являющимися негласными сотрудниками полиции, является важным моментом в борьбе с преступностью. Почему и как помогает население полиции? Это делается по ряду причин. В одних странах - это традиция, в других - взаимовыгодный интерес. Во многих зарубежных странах, например в США, Японии, ФРГ, Китае, в течение длительного времени существуют свои организационные формы взаимодействия полиции и населения, работы различных общественных формирований. В органах полиции функционируют специальные структурные подразделения, основной функцией которых является работа среди населения. Взаимодействие полиции и населения осуществляется и в широко распространенных совещательных советах, состоящих из представителей профсоюзных, религиозных, домовых и других общественных организаций. Заинтересованность в искоренении преступности вызывает закономерные попытки населения собственными силами организовать охрану своей жизни и имущества. Так, например, в Японии, где до недавнего времени отмечался более низкий уровень преступности по сравнению с другими развитыми зарубежными странами, специалисты одной из причин успеха в этой области называют широкое сотрудничество населения с полицией. На уровне полицейских участков и префектур имеются отделения и объединения Ассоциации по предупреждению преступности. В члены Ассоциации принимаются все граждане, желающие участвовать в борьбе с преступностью. В их обязанности входит сообщение полиции о совершенных преступлениях, а также патрулирование по улицам в вечернее и ночное время в составе так называемых "отрядов бдительности" <1>. Форпостами Ассоциации являются "пункты контакта", где граждане могут получить помощь и необходимую информацию. Здесь же ведется журнал наблюдений за вверенным районом, туда же обращаются оперативные работники за информацией о местных жителях при совершении преступлений.

--------------------------------

<1> Титов В.Н., Танцоров Л.П. О формах организации и методах работы общественности в зарубежных странах. Вопросы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции. М.: ВНИИ МВД, 1989. N 2. С. 121 - 123.

 

Кроме того, в Японии для предупреждения преступности среди несовершеннолетних существуют так называемые наставники несовершеннолетних, т.е. граждане, на добровольной основе осуществляющие патрулирование на улицах и в других общественных местах. Привлечение к деятельности наставников осуществляется с санкции руководства местных органов полиции. Здесь же функционирует добровольное общество посетителей пенитенциарных учреждений, в задачи которого входит оказание различий консультативной помощи заключенным, что вносит заключительный вклад в дело предупреждения рецидивной преступности. Аналогичные задачи решает и Совет женщин по содействию реабилитации правонарушителей, созданный в Японии в 1964 году <1>.

--------------------------------

<1> Проблемы преступности в капиталистических странах. М.: ВИНИТИ, 1987. Вып. 3. С. 46 - 51.

 

В Соединенных Штатах полицейские оставляют жителям свои визитные карточки. Таким образом, у населения их накапливается достаточное количество, что позволяет им самим выбирать работника полиции, которому они захотят сообщить те или иные сведения. Большую роль при этом играет установленный психологический контакт. Граждане могут обращаться со своей информацией и к любому полицейскому наряду. В основном это делается тогда, когда сложившаяся ситуация требует принятия со стороны полиции срочных мер.

Взаимодействие полиции с населением возникает и по инициативе самих граждан, когда они считают, что полиция не может самостоятельно обеспечить на улицах порядок, или желают оказать ей помощь в борьбе с конкретными видами преступлений. В этой ситуации законопослушное население объединяется в различные союзы, общества, ассоциации. Так, например, в Соединенных Штатах возникла Национальная ассоциация городских дозоров. В своих выступлениях ее руководители отмечали, что преступники составляют менее 1% всего населения, и просто смешно, что население отсиживается за дверями, оснащенными системами сигнализации самой сложной конструкции, держит злых собак и т.п. В этом движении стали принимать участие более 10 млн. американцев в 25 тыс. населенных пунктах <1> (такие же подразделения существуют в Англии, Канаде и других странах). В штате Мичиган возникла организация в количестве 150 человек для борьбы с преступлениями, совершаемыми на улицах. Ее деятельность сводилась к несению круглосуточного дежурства и сообщению в полицию о фактах, заслуживающих внимание. В городе Детроне насчитывалось 2 тысячи добровольных участников, желающих раскрывать опасные преступления. В городе Окленде (и некоторых городах Англии и Канады) были созданы специальные отряды для борьбы с кражами в жилых помещениях. Суть их деятельности состояла в том, что члены этих отрядов, уходя из дому, договаривались со свободными в данное время соседями, чтобы они, наряду со своим домом, охраняли и их дома (или присматривали за гуляющими детьми). Благодаря этому число краж там в течение года уменьшилось втрое, а в Англии их количество сократилось на 6%. В штате Вашингтон по инициативе местных жителей была создана организация под названием "Население - против преступников". Она отличалась тем, что все ее члены имели собственные автомашины, оборудованные портативными радиопередатчиками, по которым они сообщали на соответствующий полицейский пункт обо всем подозрительном. Снабжены радиостанциями были и члены добровольной организации Нью-Йорка "Ангелы-хранители", которые, пройдя трехмесячную подготовку, бесплатно патрулировали на улицах и в метро <2>.

--------------------------------

<1> Аргументы и факты. 1986. N 7.

<2> Овчаренко Е. "Ангелы" работают в аду // Ком. правда. 1990. 23 мая; Аргументы и факты. 1986. N 7.

 

Главный вопрос реализации многих программ - это финансирование, наличие достаточных средств. Ряд программ в США финансируется "фондом Эйзенхауэра" - в Балтиморе, Бостоне, Кливленде, Майами, Вашингтоне, Филадельфии и др. Причем местным группам, участвующим в осуществлении этих программ, была предоставлена практически полная свобода: они могли самостоятельно разрабатывать меры по борьбе с преступностью с учетом местных условий. Так, в Бронксе общественная жилищно-строительная корпорация "Десперадос" воспользовалась предоставленными ей через фонд средствами для того, чтобы организовать "гражданское патрулирование" при поддержке местной полиции. Кроме того, жильцы отдельных зданий организовали вечернее патрулирование в районе своих домов. В Кливленде Коалиция Сент-Клэт-Сьюпириор организовала группы по наблюдению за порядком во дворах, активно приглашая жителей района присутствовать на судебных разбирательствах по преступлениям, совершенным в этом районе. Во взаимодействии с местной полицией организовано несколько "клубов по интересам", спортивных клубов. В Филадельфии Общественная организация развития района Уолпат-Хилл организовала программу "Пострадавшие и свидетели". В рамках этой программы 55 добровольцев оказывают помощь и содействие лицам, ставшим жертвами преступлений, а также лицам, ставшим свидетелями преступлений; было создано несколько групп по патрулированию кварталов. Эта программа вскоре переросла в отдельную кампанию. Опыт данных программ показывает, в частности, что для городских проблем требуются не поэтапные, а комплексные меры, то есть нельзя ограничиваться только рамками борьбы с преступностью, а необходимо затрагивать более широкий круг вопросов, таких как общее положение в районах проживания, проблема неблагополучной молодежи. Программы привлечения добровольцев к охране общественного порядка и борьбе с преступностью ни в коей мере не могут подменять программы, которые обеспечиваются сотрудниками полиции и других правоохранительных органов.

В ряде регионов ФРГ с 1982 года вступила в действие программа "Добровольные друзья" для оказания помощи полиции при арестах. Добровольцы, как и полицейские, снабжены инструкцией, в которой указано, что они могут быть приглашены в любое время дня и ночи по любому поводу, в частности при желании арестованного просто поговорить с ними. Отбор добровольцев происходит через различные общественные формирования и в индивидуальном порядке. Кроме того, при каждом полицейском подразделении выбирается общественный посетитель от магистрата. Он может прийти в участок без предупреждения для проверки условий содержания арестованных, их физического и морального состояния.

В Великобритании в районе Нортумбриа работе полиции в деле предупреждения преступлений оказывают помощь специальная полиция, группы по предупреждению преступлений, Коалиция Нортумбриа против преступности. Специальная полиция - это неоплачиваемые резервные силы, оказывающие помощь полиции при чрезвычайной обстановке, а также при выполнении работы, не требующей квалификации. Они насчитывают примерно 600 человек (мужчины и женщины), которые работают в свободное время для обеспечения массовых мероприятий (футбол, гонки, концерты), а также принимают участие в патрулировании района. Они посещают дома, дают конструктивные рекомендации по обеспечению безопасности. Группы по предупреждению преступлений были созданы в Великобритании в 1968 году. Они возглавляются полицией при поддержке со стороны предпринимателей, промышленников и представителей местных общин и используются для патрулирования в районе, обеспечения безопасности жилища, имущества, защиты прав граждан.

В Китае связь милиции с населением считается одним из основополагающих принципов ее деятельности. Общественные организации содействия милиции создаются как постоянные или временно действующие органы уличных комитетов или комитетов сельских жителей. Они называются комитетами охраны общественного порядка, функционируют под руководством отделений милиции и заняты поддержанием порядка в зоне ответственности. Их члены несут патрулирование, наблюдают за порядком на улице, имеют право требовать у подозрительных лиц документы для проверки и при необходимости задерживать их. В 1989 году в Китае насчитывалось более 1 млн. 170 тыс. комитетов, в их составе - 3 млн. 50 тыс. групп охраны общественного порядка, в которых задействовано 12 млн. 50 тыс. человек. В каждой волости, на улицах городов учреждены так называемые информационные пункты, которые принимают сообщения о готовящихся или происшедших противоправных действиях, подозрительных лицах и т.п. В отделениях милиции имеются почтовые ящики для связи милиции и населения, куда все желающие могут опускать письма, материалы с информацией, предложениями и т.п.

Полиция Йеменской Республики также считает, что для того, чтобы выполнять все задачи, определенные Законом "О полномочии полиции" 1981 года, необходимо учитывать фактор укрепления и расширения взаимодействия полиции и населения. Именно такое взаимодействие создает реальные предпосылки и благоприятные условия для выполнения и решения со стороны полиции всех задач в борьбе с преступностью. В указанном Законе отмечается необходимость координации деятельности полиции с общественными организациями по борьбе с преступностью. Отсюда следует, что полиция должна стремиться укреплять отношения доверия с гражданами и постоянно привлекать граждан для участия в охране общественного порядка. В деятельности йеменской полиции, как и любого другого органа государства, действует один из основных принципов - широкое привлечение и участие граждан в повседневной работе полиции. В начале 70-х годов в республике создана общественная организация - Комитет народной защиты, который является одной из крупнейших общественных организаций республики. Комитет создается по месту проживания граждан: в провинциях, городах, районах и деревнях. Одной из задач этой общественной организации является оказание помощи на местах в ее борьбе с преступностью. В этом направлении Комитет народной защиты выполняет следующее:

принимает активное участие совместно с полицией в расследовании преступных деяний, в задержании и поисках виновных;

предоставляет полиции необходимую информацию о личности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Комитет народной защиты должен знать и изучить обстановку, оперативно реагировать на бытовые конфликты, конкретнее работать с правонарушителями по месту жительства, что позволяет приблизить органы полиции к населению. Анализируя структуру населения, проживающего в определенном городе, провинции или районе, активисты Комитета народной защиты выявляют лиц, склонных к правонарушениям, и проводят с ними индивидуальную воспитательную работу. Если эти лица включают подростков или несовершеннолетних, то органы Комитета народной защиты проводят с ними воспитательную работу, привлекают и приглашают родителей, чтобы предупредить их об ответственности и необходимости принимать такие меры воспитательного характера, чтобы не дать возможности подросткам или несовершеннолетним совершать антиобщественные проступки. Члены Комитета народной защиты принимают необходимые меры по заявлениям граждан о нарушении общественного порядка и своевременно сообщают полиции об этих правонарушениях. Кроме того, осуществляется большая практическая работа в виде чтения лекций, проведения бесед среди населения, разъясняющих правовые и моральные правила поведения граждан в обществе. Такая работа членов Комитета народной защиты позволяет объединить их усилия совместно с работниками полиции по месту жительства в направлении и осуществлении работы по устранению причин и условий, порождающих преступность, воспитанию правосознания у граждан, а также созданию обстановки нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.

Во взаимодействии полиции и населения страны, как считают в Йемене, существует очень важный фактор, воздействующий и укрепляющий это взаимодействие в сфере борьбы с преступностью, - это религиозное воспитание. По Конституции Йеменской Республики, ислам признан религией государства, почти 100% населения - верующие, соблюдающие все предписания Корана, сунны и шариата как общего учения об исламском образе жизни. Данные комплексы предписаний обязательны для исполнения всеми правоверными, поэтому воспринимаются в обыденном массовом сознании как образ жизни в целом. Это йеменцы считают можно рассматривать как всеобъемлющий исламский кодекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы: религиозные, нравственные, юридические, бытовые, а также обычаи. В основе ислама - религия и право едины, поэтому религиозное воспитание в стране имеет как правовой, так и религиозный характер. Поэтому, когда гражданин Йемена оказывает помощь полиции в борьбе с преступностью, он считает, что при этом добросовестно выполняет не только свой гражданский, но и религиозный долг <1>.

--------------------------------

<1> Каид бин Каид Мусаед. Специфика взаимодействия полиции и населения в борьбе с преступностью в Йеменской Республике. Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 года. СПб., 1995. Ч. III. С. 140 - 142.

 

В процессе взаимодействия с населением, полиция, информируя его о преступлениях через местные средства информации, одновременно с данными о самом преступлении и подозреваемых часто сообщает и сумму вознаграждения с легко запоминающимся номером телефона, по которому можно связаться с полицией. И это используется для борьбы не только с общеуголовной преступностью, но и с налоговыми преступлениями. Так, например, в 1996 году правительство Великобритании провело рекламную кампанию под девизом: "Знаете какого-нибудь обманщика? Подскажите о нем по телефону". В результате в пяти областях, где кампания проходила апробацию, телефонные операторы зарегистрировали более 13 тысяч "крайне полезных конфиденциальных сообщений", позволивших спасти свыше 1 миллиона фунтов стерлингов <1>.

--------------------------------

<1> Емельянов В. Агент под кличкой "Кармен" // Налоговая полиция. 1997. N 10.

 

В Соединенных Штатах за оказание помощи полиции население рассчитывает на вознаграждение, которое зависит от ценности представляемой информации и раскрываемого по нему преступления. Например, администрация банка, в котором было совершено преступление, помещает специальное объявление с фотографиями преступников, указывая сумму поощрения тому, кто сообщит местонахождение разыскиваемых и предоставит информацию, изобличающую их в совершенном преступлении. Граждане, проявляя активность, часто обращаются к патрулирующим полицейским, сообщая о прохожих, которые, по их мнению, внешне похожи на разыскиваемых, называя при этом свои анкетные данные, рассчитывая в положительном случае получить обещанное вознаграждение. Лицам, сообщившим сведения о преступлении, гарантируется полная анонимность. В США во время первого же телефонного контакта им присваивается определенный кодовый номер, которым пользуются и при дальнейшем общении с этими гражданами. Если полученные сведения оказались полезными для полиции (содействовали аресту, осуждению, возвращению похищенного имущества, розыску пропавшего лица и т.п.), при очередном телефонном разговоре с гражданином оговаривается сумма вознаграждения, а также способ и место ее передачи. Для получения вознаграждения информатор заинтересован в успешном завершении расследования. Это является стимулом к постоянным контактам с полицией, в процессе которых не только уточняется первоначальная информация, но и выявляются дополнительные подробности.

Бывший анонимный информатор может конфиденциально встретиться и со следователем, а в конечном итоге выступать в качестве свидетеля. Что же касается самой выплаты вознаграждения, то обычно она осуществляется через банк или какое-то торговое предприятие, где, назвав свой кодовый номер и сумму вознаграждения, информатор получает конверт с деньгами. Полиция к выплате денег не имеет никакого отношения. Сбор денег, контроль за фондом вознаграждений и определение суммы и способа выплаты осуществляет специальная общественная организация - совет директоров, избираемый из числа наиболее уважаемых граждан. Средства в фонд вознаграждений поступают из самых разных источников: от различных предприятий, организаций и частных лиц. Совет директоров совместно с полицией осуществляет также общее руководство программой и занимается ее популяризацией. Все члены совета работают, как правило, на общественных началах.

Большое место в осуществлении программы отводится полиции, которая обеспечивает помещение, оборудование и людей. Полицейские департаменты выделяют специальных сотрудников (полицейских-координаторов), которые круглосуточно отвечают на телефонные звонки и перерабатывают полученную информацию и материал, пригодный для использования следователями. Помимо этого полицейские-координаторы дают совету директоров рекомендации относительно размера выплачиваемого вознаграждения на основе анализа важности полученной информации, тяжести совершенного преступления, стоимости возвращенной собственности, риска, которому подвергается информатор, и наличия возможности использовать это лицо в дальнейшем. Полицейский-координатор работает в тесном контакте со следователем, патрульным и прессой. Десятилетний опыт использования программ данного типа позволил определить основные категории лиц, сообщающих в полицию сведения о правонарушениях и правонарушителях. Это, во-первых, лица, связанные с преступной средой (41%). Во-вторых, обычные добропорядочные граждане (35%) и, в-третьих, собственно преступники (24%).

Значительную роль в осуществлении программы играют средства массовой информации, бесплатно помещающие и передающие, популяризующие данный способ борьбы с преступностью, основанный на взаимодействии полиции и населения. Программа дает неплохие результаты и пользуется популярностью у общественности. Только в США и Канаде в различных населенных пунктах имеется более 600 подобных программ, в которых задействовано около 100 миллионов человек, причем число их постоянно растет. В период с 1976 по 1986 гг. было найдено и возвращено собственности и наркотиков на сумму более 600 миллионов долларов, а аресты, проведенные на основе сведений, полученных по телефону, в 95% случаев привели к обвинительному приговору. Аналогичные источники используются и в ФРГ.

Таким образом, разнообразные формы государственного и общественно-политического устройства, национальные особенности уклада и образа жизни населения зарубежных стран породили те или иные формы его участия в обеспечении общественного порядка и борьбы с преступностью. Вместе с тем их объединяет единое стремление обеспечить спокойные условия жизни людей, охрану их законных прав и интересов <1>.

--------------------------------

<1> Резниченко Г.И. Участие населения в охране общественного порядка: практика и опыт зарубежных стран. Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 г. СПб., 1995. Ч. III. С. 109 - 113.

 

На своевременное прибытие полиции на место происшествия влияют многие факторы, но в первую очередь это зависит от того, как быстро о случившемся сообщает в диспетчерскую службу полиции потерпевший, свидетель или другой гражданин, то есть от возможности получения данной информации. Однако, например, согласно поправке 5 Конституции США, никто из граждан при обращении к нему полицейского не обязан давать полиции какую-нибудь информацию. В связи с этим, в Соединенных Штатах существуют два заявления прав гражданина, о которых предупреждает полицейский, - это если с гражданином хотят побеседовать без его ареста и перед его арестом.

Прежде чем начать первую официальную встречу с субъектом расследования, сотрудник полиции должен представиться, назвав свои анкетные данные и место работы, предъявив при этом свое служебное удостоверение. Затем он заявляет, а точнее, зачитывает права гражданина, которые указаны у него в удостоверении. Текст зачитывается с целью недопущения искажения его пунктов или их пропуска, так как впоследствии адвокат обязательно поинтересуется у подзащитного о процедуре сообщения прав и их полноте. Если выяснится какое-нибудь упущение полицейского, то гражданин должен быть освобожден из-под стражи.

В 1966 и в 1974 гг. Конгресс США принял законы, направленные на то, чтобы поставить под контроль негласное накопление и использование информации о гражданах. Эти законы установили право гражданина ознакомиться с собранной о нем информацией (хотя в законах содержится ряд ограничений, затрудняющих реализацию названного права). Так, например, законы предусматривают, что гражданин может направлять соответствующие письменные запросы только в федеральные органы, указав конкретно, какого рода информация его интересует, но запрещается требовать информацию, касающуюся национальной безопасности, внешней политики, обороны, разведки, контрразведки и т.п. Кроме того, граждане не имеют права доступа к любой информации, которая собирается для предъявления иска в гражданском процессе или для уголовного преследования, если выдача этой информации может помешать деятельности правоприменительных органов, раскроет источники информации или технические средства, примененные в ходе расследования, либо поставит под угрозу безопасность сотрудников правоприменительных органов.

Полицией Японии предусмотрен ряд мер, направленных на получение максимально полной и правдивой информации во время допросов потерпевших и осведомленных лиц. Общая установка состоит в том, чтобы добиться понимания и сотрудничества, доверия народа к полицейскому дознанию. Считается, что этому могут помочь достигаемые успехи в раннем раскрытии преступлений. Выделяются и более частные приемы: систематическое информирование потерпевших о ходе дознания и о задержании преступников, выплата суточных денег на путевые расходы явившимся в полицию осведомленным лицам, обеспечение их безопасности при расследовании уголовных дел, в которых замешаны банды, для чего устанавливаются специальные способы связи с полицией ("противогангстерский N 110", "противогангстерские горячие линии" т.п.). А с целью усиления борьбы с организованной преступностью был принят закон о привлечении к уголовной ответственности лиц, не сообщивших в правоохранительные органы сведения о попытках в отношении их (или их фирмы, если он там руководитель) рэкета.

 

Разведывательные службы полиции

 

Федеральное правительство США создало несколько сетей разведывательных служб для организации банков данных, содержащих информацию, которой могут пользоваться федеральные правоохранительные органы. В этих сетях собран широкий спектр информации: от описаний уголовных преступлений до распознавания воздушных судов, используемых для перевозки наркотиков. Сети разведывательной информации не только доступны агентам, но организованы таким образом, что порядок пользования ими сравнительно прост и отнимает очень мало времени.

Но особое место разведывательные службы занимают в борьбе с общеуголовной преступностью, так как в деятельности зарубежной криминальной полиции особое внимание уделяется сбору разведывательной информации о преступной среде. Так, например, в Соединенных Штатах эта работа осуществляется хорошо организованной службой полиции (РСП), которая организационно входит в состав городских полицейских органов, часть - в состав полиции штатов или местную полицию.

Цель разведывательной деятельности при этом - обеспечить полицейских руководителей информацией, которая давала бы возможность с большой точностью планировать проводимые ими операции. Это направление в функционировании полиции составляет содержание так называемой внутренней разведки. Наибольшего развития и совершенствования разведывательные мероприятия достигли в федеральных органах.

Основное назначение "внутренней разведки", подразделяющейся на:

1) тактическую;

2) стратегическую.

Сведения, полученные в ходе тактических разведывательных операций, могут дать "ниточку" следователю, дополнить список потенциально подозреваемых лиц, за которыми следует вести наблюдение, существенно расширить сведения о деятельности преступников. Тактическая разведка - это такой вид разведки, который обеспечивает деятельность полицейского подразделения или отдельного его сотрудника в ходе расследования и раскрытия преступлений. Обычно это обеспечение сводится к добыванию необходимых сведений о конкретном уголовном деле и лицах, причастных к нему.

В расследовании преступной деятельности организованных групп, охватывающей нередко не только те или иные области внутри страны, но и выходящие за ее пределы, полиция придает важное значение стратегической разведке. Стратегическая разведка - высшая форма разведывательного процесса, направленная на получение важнейшей информации, представляющей комбинацию имеющихся фактов с их анализом и прогнозом с целью определения вероятных тенденций в деятельности организованной преступности и выработки обоснованных мероприятий, которые необходимо реализовать органам полиции для обеспечения эффективной борьбы с организованной преступностью. Стратегическая разведывательная деятельность включает в себя различные ее виды:

1) анализ криминологической обстановки на обслуживаемой территории для определения степени связи между преступниками, а также наличия криминальных групп. Подобная оценка помогает нацеливать на получение дополнительной информации либо на принятие срочных мер;

2) анализ преступлений определенного вида (например, кражи автомашин на подведомственной полицейскому органу территории с оценкой их возможной связи с местными распределителями запасных частей или торговцами автомашин в других районах страны). Этот анализ позволяет дать характеристику современному состоянию борьбы с конкретными наиболее опасными и распространенными преступлениями;

3) составление досье на наиболее опасных преступников, их сообщников и преступные группы. Ведение таких досье позволяет выявлять, концентрировать и систематизировать имеющиеся сведения, определять вероятные направления деятельности полицейского органа и спрогнозировать возможную деятельность преступных групп;

4) анализ информации о новых видах преступлений (новых хотя бы для данного района) с целью разработки путей получения информации, необходимой для производства ареста преступной группы или принятия соответствующих профилактических мер;

5) годовой анализ определенных видов опасных преступлений;

6) оценку готовности полицейского органа, разработку прогноза динамики различных видов преступлений, подготовку предложений по основным направлениям деятельности разведки и следствия, способствующим достижению наибольшей эффективности в борьбе с преступностью.

Методами стратегической разведки накоплены и систематизированы самые разнообразные данные, включая описание внешнего вида и привычек лиц, замешанных в деятельности групп организованной преступности, принадлежащих им автомашин, сведения о личных контактах членов преступных групп, хотя бы и не имеющих непосредственного отношения к преступной деятельности. Накопление таких сведений и создание соответствующих систем их учета оказались необходимыми особенно потому, что внутригосударственный и международный гангстеризм приобретает новый облик: проникновение организованной преступности в деятельность легальных предприятий придает ей внешнюю респектабельность и представляет возможность использования множества влияний как непосредственно в преступной деятельности, так и при создании помех для полиции.

По мнению американских специалистов, стратегическая разведка состоит в предоставлении возможности прогнозировать преступность, время и место совершения отдельных преступлений, а также личность преступника. Такой прогноз кладется в основу мер, принимаемых для пресечения и предотвращения совершающихся и готовящихся преступлений. Данные внутренней разведки, свидетельствующие о тех или иных проявлениях преступной деятельности, могут стать основанием для возбуждения уголовного преследования и проведения расследования под руководством атторнея-обвинителя. У истоков внутренней разведки ФБР лежал не закон, а секретные инструкции главы исполнительной власти. Выполняя функции расследования и внутренней разведки, ФБР собирает информацию, которая, вероятно, влияет на процесс принятия политических решений в кабинетах правительственных ведомств и в Белом доме. Информация ФБР может приниматься во внимание и законодателями при рассмотрении очередного законопроекта. Генеральный атторней, выступающий перед законодательными комиссиями конгресса, излагает свое мнение, основываясь во многом на докладах и оценках ФБР. На информации, собранной агентами ФБР, основывает генеральный атторней и свое суждение о кандидатах на должности федеральных судей.

Систематическая обработка добытых предварительно данных с применением всех принципов и этапов разведывательного процесса позволяет получить для правоохранительных органов необходимый конечный результат. Именно этот процесс способен превратить простую информацию в разведывательную. В некоторых случаях и отдельные данные, даже из числа необработанных сведений, предупреждают о готовящихся преступных акциях или же о развитии противозаконной деятельности. Данный тип информации носит в США название "предварительной разведывательной информации".

По американским стандартам типовое разведывательное подразделение должно иметь:

1) досье, картотеки, содержащие информацию (сведения), ведущиеся по определенным признакам и в форме, обеспечивающей ее своевременное и эффективное использование;

2) официально установленный порядок поступления сведений в информационное подразделение из любого источника;

3) одного или нескольких сотрудников, специально выделенных для анализа первичной разведывательной информации и способных на основе поступающих сообщений и имеющихся досье выявлять сети, связи, новые области преступной деятельности, сферы проникновения организованной преступности. Без подобной глубокой аналитической обработки нельзя эффективно осуществлять стратегическое планирование деятельности полицейского органа.

Подразделения РСП, обслуживающие большие районы, кроме трех названных основных организационных элементов, также используют:

1) специализированные сыскные подразделения, работающие только на разведывательную службу;

2) технические отделы, имеющие фотографическое и электронное оборудование;

3) офицеров связи для взаимодействия с начальниками полицейских участков или органов других ведомств;

4) высококвалифицированный персонал специалистов-системщиков;

5) специалистов в области бухгалтерского учета; техников по обработке и контролю информации и др.

В основу организации и осуществления разведывательной деятельности полиции США взят системный подход. Иначе говоря, данная деятельность рассматривается как система, состоящая из ряда взаимосвязанных последовательных действий, которые одновременно являются этапами и элементами разведывательного процесса: сбор, оценка, классификация (рубрикация) и анализ информации, подготовка соответствующих аналитических документов, рассылка, оценка эффективности их использования.

В подразделениях разведывательной службы полиции США каждый сотрудник обычно участвует в реализации нескольких этапов разведывательного процесса, которые трудно разделить. Тем не менее иногда возникает практическая проблема их взаимоувязки ("систематизации"), поскольку они могут быть разобщены по времени, в пространстве и по исполнителям. Решение этой проблемы возлагается на руководителя подразделения РСП, который обязан не только принимать управленческие решения по каждому этапу разведывательного процесса, но и взаимоувязывать их в единую целенаправленную систему, внося в случае необходимости соответствующие коррективы в каждый этап разведывательной деятельности.

Основным элементом, сердцевиной разведывательной деятельности полиции США является сбор информации. Сбор информации - это целенаправленный поиск необходимых разведывательных данных или материалов. Информация, получаемая в ходе этого поиска, в американской полиции подразделяется на четыре основные категории, в зависимости от ее конечного использования: ориентирующую, тактическую, стратегическую и доказательственную. Практически же одна и та же информация с учетом характера ее применения может относиться к различным категориям. Одно из основных требований, предъявляемых к организации сбора разведывательной информации в полиции США, - это плановость и целенаправленность. Их соблюдение позволяет избежать дублирования и распыления ограниченных ресурсов, а также увязывать процесс поиска и сбора информации с конкретными целями тех или иных разведывательных действий.

Хорошо налаженное планирование, по мнению американских специалистов, дает возможность рационализировать процесс сбора информации: направить его на поиск не информации вообще, а только той, которой полицейский орган в данный момент еще не располагает. Различные фазы расследования преступления предъявляют и различные требования к разведывательным сведениям, что рекомендуется учитывать при разработке плана их сбора. На начальном этапе расследования требуется менее точная информация, на последующих - более точная и доказательная.

В соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность подразделений РСП, составление плана сбора разведывательной информации (исходный момент всей деятельности РСП, определяющий ее конечную эффективность) является прерогативой руководителя подразделения разведывательной службы полиции.

Говоря о прикладном значении использования разведывательной службы полиции в борьбе с преступностью, особенно с наиболее опасными ее формами, необходимо заметить, что в Соединенных Штатах считают: важнейшим аспектом борьбы любого государства против внутреннего и международного терроризма является получение актуальных и точных разведывательных данных. По оценке исполнительного директора Центра стратегических и международных исследований США Джорджтаунского университета Куппермана, "разведка - это первая линия обороны в противодействии терроризму". "Качественная и своевременная разведка, - отмечает посол Э. Квантон, бывший директор Управления по борьбе с терроризмом госдепартамента, - совершенно необходима, если мы намерены заранее получить информацию о возможных инцидентах. Без нее мы не можем принять необходимые контрмеры, и мы не будем располагать достаточной информацией для принятия решений в реальной кризисной ситуации".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...