Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16 страница




Приказ ФСБ России от 18 сентября 2008 года N 464 "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ред. от 22.03.2012);

Приказ ФСКН России от 29 сентября 2008 года N 316 "О выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";

Приказ ФТС России от 23 октября 2008 года N 1316 "О выплате материальной помощи работникам таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России";

Приказ ФТС России от 1 декабря 2008 года N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации";

Приказ ФСИН России от 9 декабря 2008 года N 685 "Об утверждении рационов питания и норм замены продуктов при организации продовольственного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и некоторых других категорий лиц в мирное время";

Приказ ФСКН России от 20 января 2009 года N 28 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";

Приказ ФСБ России от 3 февраля 2009 года N 39 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких";

Приказ МВД России N 142, Минтранса России N 26 от 17 февраля 2009 года "Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения";

Приказ Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2009 года N 55 "О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности";

Приказ МВД России от 2 марта 2009 года N 10 "О процессуальных полномочиях следственных органов" (ред. от 01.11.2010);

Приказ ФСБ России от 30 марта 2009 года N 122 "О внесении изменений в Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденный Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302";

Приказ ФСБ России от 15 апреля 2009 года N 168 "О внесении изменений в Приказ ФСБ России от 9 января 2004 г. N 10 и приложение к этому Приказу";

Приказ ФТС России от 15 апреля 2009 года N 679 "Об утверждении Инструкции об организации выплаты работникам таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах";

Приказ ФСБ России от 5 мая 2009 года N 189 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в органах федеральной службы безопасности, утвержденную Приказом ФСБ России от 14 декабря 2007 г. N 719";

Приказ Минкомсвязи РФ от 19 мая 2009 года N 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий";

Приказ Минюста РФ от 21 мая 2009 года N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (ред. от 27.09.2010);

Приказ Минюста РФ от 21 мая 2009 года N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" (ред. от 27.09.2010);

Приказ ФСКН России от 22 мая 2009 года N 230 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты сотрудникам оперативных, оперативно-технических и приравненных к ним подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ надбавки за знание и применение в практической работе иностранных языков, а также Перечня подразделений, приравненных к оперативных и оперативно-техническим подразделениям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для выплаты надбавки за знание и применение в практической работе иностранных языков";

Приказ ФТС России от 25 мая 2009 года N 931 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" (ред. от 22.09.2010);

Приказ ФТС России от 8 июня 2009 года N 1053 "Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий";

Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 июня 2009 года N 168 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, а также сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны";

Приказ МВД России от 19 июня 2009 года N 464 "Об утверждении Инструкции о порядке финансового и материального обеспечения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах";

Приказ МВД РФ N 495, ФНС РФ N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений";

Приказ ФСО России от 17 июля 2009 года N 434 "О внесении изменений в Приказ ФСО России от 10 августа 2005 г. N 297 "О порядке выплаты в федеральных органах государственной охраны единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцию, утвержденную этим Приказом";

Приказ ФСБ России от 27 июля 2009 года N 357 "Об утверждении Инструкции о порядке заключения в органах федеральной службы безопасности контрактов о прохождении военной службы с отдельными категориями граждан Российской Федерации";

Приказ Минэкономразвития РФ от 18 августа 2009 года N 334 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 декабря 2007 г. N 467 "О порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) работникам центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных организаций, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны";

Приказ ФТС России от 31 августа 2009 года N 1599 "О перечне должностей федеральной государственной службы в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";

Приказ МВД России от 31 августа 2009 года N 680 "О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";

Приказ ФСБ России от 9 октября 2009 года N 524 "О представлении в органах федеральной службы безопасности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

Положение об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, утвержденное Генпрокурором РФ 15 марта 2010 года;

Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 марта 2010 года N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам";

Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 года N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность);

Приказ Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 года N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия";

Приказ МВД России от 15 июня 2011 года N 636 "Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте";

Приказ ФТС России от 20 июня 2011 года N 1278 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности";

Приказ МВД России от 24 июня 2011 года N 723 "О реорганизации Четвертого управления внутренних дел МВД России";

Приказ МВД России от 19 июня 2012 года N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России";

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2011 года N 989н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну";

Приказ Генпрокуратуры РФ от 5 сентября 2011 года N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия";

Приказ Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 8 ноября 2011 года N 58 "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов";

Приказ МВД России от 29 ноября 2011 года N 1176 "О внесении изменений в Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. N 960" (ред. от 15.03.2012);

Приказ МВД РФ от 12 декабря 2011 года N 1221 "Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок";

Генпрокуратура РФ: "О результатах проверки исполнения требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в органах внутренних дел" 15 декабря 2011 года;

Приказ МВД РФ от 10 января 2012 года N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции";

Приказ МВД РФ от 1 февраля 2012 года N 61 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода";

Приказ МВД РФ от 14 марта 2012 года N 170 "О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации";

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2012 г. N 436 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 178/851 "Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании";

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 190/912 "Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений";

Приказ ФТС России от 12 октября 2012 г. N 2066 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности";

Приказ ФСБ России от 1 ноября 2012 г. "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решений о возможности ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации".

Говоря о роли Конституции РФ <1> в ОРД, как государственного закона, имеющего высшую юридическую силу (п. 1 ст. 15), необходимо отметить, что в нем содержатся права граждан, которые являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита их - обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ).

 

В связи с тем, что ОРД регулирует отношения между гражданами и органами, осуществляющими ОРД, в процессе которой появляется необходимость вторжения в частную жизнь граждан, особое значение имеют следующие конституционные нормы, закрепленные в статьях:

ст. 2 - признание государством высшей ценностью человека, его прав и свобод;

ст. 6 - обладание гражданами всеми правами и свободами и несение ими равных обязанностей;

ст. 18 - права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

ст. 19 - равенство граждан перед законом и судом;

ст. 21 - охрана государством достоинства личности;

ст. 22 - право каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению;

ст. 24 - о запрещении сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия гражданина;

ст. 27 - право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

ст. 46 - гарантия судебной защиты прав и свобод гражданина;

ст. 49 - презумпция невиновности;

ст. 55 - установление законодательного порядка ограничения конституционных прав и свобод гражданина, необходимых в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция РФ создает предпосылки и для структурного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Так, в ст. 10 указывается, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом в состав Правительства РФ, осуществляющего в РФ (наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием), государственную власть (п. 1 ст. 11), входят и руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Здесь же следует упомянуть и о пунктах "д" и "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которым Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью. Субъектом этих мер (оперативно-розыскных, административно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных) являются и органы, осуществляющие ОРД.

Необходимо отметить, что в осуществлении государственной власти в субъектах Российской Федерации принимают участие и руководители соответствующих оперативных служб, функционирующих на региональном уровне (п. 2 ст. 11 Конституции РФ).

Кроме того, формирование системы федеральных органов, призванных обеспечивать безопасность Российской Федерации, в том числе и посредством осуществления ОРМ, возможно на основе пунктов "г", "м" и "т" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ. При этом учитывается и п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры правоохранительных органов.

Конституционные нормы являются основополагающими и для регламентации отдельных ОРМ. Так, п. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с конституционными положениями. В свою очередь, п. 2 ст. 23 Конституции РФ определяет, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Кроме того, ст. 25 устанавливает, что проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

После Конституции РФ основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит федеральному законодательству, базовым из которых является Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 08.12.2011).

Особо следует отметить, что в этом Законе нашли свое отражение и положения Конституции РФ относительно гарантирования судебной защиты каждому гражданину его прав и свобод, предусмотренного в п. 1 ст. 46, а также норма Конституции РФ, касающаяся возможности обжалования в суде решений органов государственной власти, в том числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (п. 2 ст. 46).

Кроме того, законодатель зафиксировал в ч. 9 ст. 5 и конституционное положение о праве каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Содержаться и положения, указывающие на задачи оперативно-розыскной деятельности, которые направлены на обеспечение конституционных прав граждан. Это защита прав на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, различных форм собственности (п. 2 ст. 8), безопасность общества и государства от преступных посягательств.

Исходя из этого, в ч. ч. 2, 3 ст. 8, а также в ч. ч. 9, 10 этой же статьи определяются условия проведения таких ОРМ, как обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Одновременно ст. 9 регламентирует основание и порядок рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении указанных ОРМ.

Важно и то, что ст. 11 определяет статус оперативно-розыскной информации и допустимость ее использования при определенных условиях в уголовном процессе. Здесь учтено положение, зафиксированное в п. 2 ст. 50 Конституции РФ, о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Сопоставляя законодательные акты, составившие оперативно-розыскное законодательство РФ, с правовыми актами многих странами ближнего зарубежья (бывшими союзными республиками СССР), посвященными регламентации оперативно-розыскной деятельности, можно увидеть между ними как сходства, так и различия. Например, совпадает тенденция к гласности в определении общих положений деятельности оперативных ведомств, определении оснований и условий подготовки и осуществления оперативно-розыскных мероприятий и прежде всех тех, которые максимально вторгаются в частную жизнь граждан <1>. Также прослеживается стремление законодателя, с одной стороны, предоставить органам, осуществляющим ОРД, широкие возможности в разрешении возложенных на нее задач, а с другой - предусмотреть качественный контроль за ее осуществлением, сочетающий такие формы, как парламентский (депутатский), прокурорский, правительственный и ведомственный.

--------------------------------

<1> Шумилов А.Ю. Закон и оперативно-розыскная деятельность. Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области оперативно-розыскной деятельности. М.: Фирма "АВС", 1996; Оперативно-розыскное законодательство: Сборник нормативных актов и документов / Сост. А.Ю. Шумилов. М.: Фирма "АВС", 1997; Шумилов А.Ю. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности: Лекция четвертая. М.: Фирма "АВС", 1997; Шумилов А.Ю. Базисные положения правового регулирования оперативно-розыскной деятельности: Лекция вторая (часть первая). М.: Фирма "АВС", 1997; Шумилов А.Ю. Новый оперативно-розыскной закон России: Учебно-практическое пособие. М.: Фирма "АВС", 1997; Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: АНП; Издательство МГУ; ЧеРо, 2000; Богданов А.В., Гаврилов В.А., Дубоносов Е.С., Соцков Е.А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие в схемах и определениях / Под ред. проф. Е.С. Дубоносова. М.: Книжный мир, 2009; Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. В.Г. Гриба. М.: Маркет ДС, 2010 (Университетская серия); Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010; Смирнов М.П. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: Учеб. пособие: В 2 ч. / Моск. новый юрид. ин-т. 4-е изд., расширенное и перераб. М.: Интеллект-Центр, 2010; и др.

 

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, Федеральный закон "О внешней разведке", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность <1>.

--------------------------------

<1> Статья 3 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (ред. от 08.12.2011).

 

Современные правовые основы непосредственно связаны и с новым для российского законотворчества Федеральным законом "О полиции", который является не доработкой ранее действующего Закона "О милиции" от 1991 года, а совершенно новым, современным и самостоятельным документом для российского законотворчества. В нем адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности (на которых мы в этой работе еще будем неоднократно останавливаться). Он создает законодательную основу <1> для реформы, которую осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Законодателем предпринята попытка вместить максимально возможное количество норм, регулирующих деятельность правоохранительного органа, в один закон, имеющий прямое действие и четко регламентирующий разнообразные аспекты его деятельности.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации); Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий".

 

Как справедливо отмечает А.И. Бочаров <1>, "планируется, что новый правоохранительный институт (полиция) по своей сути, по форме и по содержанию коренным образом будет отличаться от милиции. Устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования. Кроме того, новый Закон дает исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции". Официальный текст с комментариями полковника полиции А.И. Бочарова. М.: Книжный мир, 2011 (серия "Законодательство Российской Федерации").

 

Данный Закон является основным документом, при помощи которого будет происходить реформирование Министерства внутренних дел и системы территориальных органов МВД России".

Изданные после Федерального закона "О полиции" указы Президента РФ и были направлены на становление нового правоохранительного органа, являющегося субъектом оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О полиции":

"1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции".

 

В дореволюционной России

 

Нормативным актам, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, придавали большое значение и в царской России. Подготовленная в 1907 году Департаментом полиции Инструкция по организации и ведению внутренней агентуры <1>, по мнению В.К. Агафонова (члена комиссии в 1917 году по разбору архивов бывшей Заграничной агентуры - русской политической полиции за границей) <2>, была разослана Департаментом полиции (директор Трусевич) 10 февраля 1907 года всем начальникам районных охранных отделений. "Эта инструкция окончательно положила в основу политического розыска в Российской империи секретную агентуру - "провокаторов", а наружному наблюдению - филерам - стала придавать второстепенное значение...". С этим высказыванием нельзя согласиться, так как это разные источники информации, которые дополняли друг друга. Что же касается грифа инструкции, то наверно более точно у В.К. Агафонова - "Государственная тайна", (у З.И. Перегудовой - "Служебная тайна") <3>.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...