Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 страница




Принцип уважения и соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ОРД обязывает сохранять в тайне полученные сведения, касающиеся частной (личной) жизни, если они не носят криминально значимого характера.

Сбор персональных данных без согласия лица, к которому эти данные относятся, допустим при условии их необходимости для обнаружения, пресечения, раскрытия преступлений, обеспечения государственной, военной, экологической или экономической безопасности Российской Федерации в рамках процедур, установленных Закон об ОРД.

В соответствии с этими целями, для достижения которых собиралась оперативно-розыскная информация о частной жизни лица, без его согласия, она может использоваться и даже распространяться. Например, практика опубликования сведений о без вести пропавших гражданах, которые касаются состояния здоровья, включая психическое, привычек и других моментов частной жизни.

Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности включает в себя положения ст. 25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища.

Одним из конституционных прав человека и гражданина является право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ).

Некоторые из ОРМ могут ограничивать конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, в связи с чем их проведение допускается законодателем только на основании судебного решения и при наличии информации.

Статья 15 Закона об ОРД предусматривает возможность изъятия предметов (равно материалов и сообщений) при проведении оперативно-розыскных мероприятий в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица либо угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации <1>. Предметы могут относиться к имуществу (например, охотничье ружье или карабин), находящемуся в законном владении собственника. Но если оставление оружия (боеприпасов, ядов и т.д.), обнаруженного при обследовании жилища, чревато большой вероятностью использования его в целях преступного посягательства на жизнь или здоровье какого-либо лица либо создания угрозы государственной безопасности, то изъятие таких предметов становится правомерным по Закону об ОРД. Следует заметить, что ст. 35 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения частной собственности лишь при наличии соответствующего судебного решения. Изъятий для ОРД не предусмотрено. Судебное решение о проведении ОРМ не создает правового основания для изъятия в ходе его производства предметов, относящихся к имущественным. Поэтому, как представляется, при обнаружении предметов, о которых указывалось выше, в процессе ОРД необходимо незамедлительно возбуждать уголовное дело и изымать их в рамках обыска или выемки.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" (ред. от 07.02.2011).

 

Никакое другое имущество, обнаруженное при проведении ОРМ, включая то, которое, возможно, было похищено, не может изыматься в рамках ОРД. Это можно сделать лишь при проведении следственных действий - обыска или выемки.

Положение конституционных норм, составляющих содержание принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нашли отражение и конкретизированы в ряде норм Закона об ОРД. Статья 5 предписывает недопустимость разглашения ставших известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, без их согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10 устанавливает, что заведение дела оперативного учета не служит основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

В процессе уголовного судопроизводства также руководствуются указанными принципами:

1) законность при производстве по уголовному делу (ст. 7);

2) уважение чести и достоинства личности (ст. 9);

3) неприкосновенность личности (ст. 10);

4) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11);

5) неприкосновенность жилища (ст. 12);

6) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13).

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности Федеральной службы безопасности очень подробно изложено в ст. 6 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" <1>, где сказано: "Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ред. от 08.12.2011).

 

Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд".

Указанные выше принципы относятся и к государственной дактилоскопической регистрации. Так, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О Государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <1> государственная дактилоскопической регистрации проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

--------------------------------

<1> В ред. от 28.12.2010.

 

Для участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе в нашей стране, издан Федеральный закон <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (ред. от 01.07.2010).

 

Статья 9 "Общественное доверие и поддержка граждан" Федерального закона "О полиции" устанавливает, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. При этом в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

"Взаимодействие и сотрудничество" регламентировано в ст. 10. В соответствии с этой статьей полиция может не только взаимодействовать с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, но и может использовать их возможности, установленные законодательством Российской Федерации.

Большое внимание уделено законодателем вопросу использования полицией современных технических устройств, наряду с усилением компьютеризации и широким внедрением интернет-технологий. Так, в соответствии со ст. 11 "Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем" Закона, полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествия преступлений, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности. Данная норма соответствует и ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

 

Принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности неизвестны другим отраслям права, поэтому их в теории и практике ОРД традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам.

Основным адресатом правовых норм о принципах ОРД являются осуществляющие ее органы и их должностные лица, а также граждане, участвующие в оперативно-розыскных мероприятиях. Они обязаны действовать на основе определенных законом принципов и отвечать за их нарушение.

Так как ОРД тесно связана с вопросами, отнесенными к государственной тайне <1> (тактика, методы, специальная техника, сведения о гражданах, оказывавших или оказывающих помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о сотрудниках оперативных аппаратов, финансирование ОРД и т.д.), а если сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допущены к государственной тайне, то ряд ведомственных нормативных актов также специально их регламентирует.

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011); Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне"; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 18 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (принят ГД ФС РФ 14.11.2007); Федеральный закон от 3 июля 2009 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 237-ФЗ "О ратификации Соглашения об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества"; Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ "О внесении изменении в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 416-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифрованных средств, а также предоставления услуг в области шифровании информации" (ред. от 25.07.2000); Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 10.12.2010); Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005); Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (ред. от 26.02.2009); Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"; Указ Президента РФ от 10 декабря 2010 г. N 1529 "О внесении изменения в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203"; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (ред. от 22.05.2008); Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" (ред. от 27.05.2008); Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (вместе с Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны) (ред. от 06.06.2008); Постановление Правительства РФ от 31 июля 2007 г. N 491 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну"; Постановление Правительства РФ от 15 января 2008 г. N 8 "О внесении изменений в пункт 5 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"; Постановление Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 384 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной тайны"; Постановление Правительства РФ от 27 мая 2008 г. N 398 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 18 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 199 "О внесении изменений в Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну"; Приказ ФСБ России от 10 июня 2011 г. N 246 "Об организации работы по допуску к государственной тайне военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работников федеральной службы безопасности, а также граждан Российской Федерации, поступающих на федеральную государственную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности"; Приказ Федерального агентства связи от 2 июля 2012 г. N 127 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве связи, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться"; и др.

 

В связи с утверждением Инструкции о выплате процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке, окладу по воинской должности) сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, ФМС России, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, допущенных к государственной тайне, был утвержден Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны органов внутренних дел Российской Федерации и ФМС России. В этот Перечень вошли подразделения центрального аппарата МВД России, ФМС России и непосредственно подчиненные МВД России и ФМС России подразделения. Дан был и перечень подразделений системы органов внутренних дел МВД России и ФМС России, должностей военнослужащих и гражданского персонала структурных подразделений по защите государственной тайны во внутренних войсках МВД России, куда вошло Главное командование внутренних войск МВД России, Главный центр автоматизированной системы управления внутренних войск МВД России, Управления округов внутренних войск, Соединения, воинские части учреждения внутренних войск МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 6 июня 2001 г. N 659 "О внесении изменений и дополнений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203" (ред. от 03.03.2005) и др.

 

В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О государственной тайне" <1> и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурным подразделений по защите государственной тайны Правительство РФ приняло Постановление от 18 сентября 2006 г. N 573 <2> "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны", которым были утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны. В отношении вопросов, относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну, были приняты и другие нормативные правовые акты <3>.

--------------------------------

<1> Ред. от 6 июня 2008 г.

<2> Приказ МВД России от 20 сентября 2006 г. N 743 "О денежном содержании некоторых категорий федеральных государственных гражданских служащих" (вместе с Положением об оказании материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы в центральном аппарате МВД России, Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы в центральном аппарате МВД России, Порядком выплаты ежемесячной надбавки за особые...) (ред. от 15.03.2012); Приказ Минэкономразвития РФ от 18 августа 2009 г. N 334 "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 декабря 2007 г. N 467 "О порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) работникам центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, подведомственных организаций, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"; Приказ Росимущества от 15 июня 2009 г. N 168 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, а также сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны"; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) от 31 января 2011 г. N 279-Пр/11 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться"; Приказ МВД России от 9 марта 2011 г. N 117 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться"; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 19 мая 2011 г. N 408н "О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"; Приказ ФТС России от 11 марта 2012 г. N 443 "О ежемесячных процентных надбавках к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, допущенных к государственной тайне на постоянной основе".

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 г. N 491 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну"; Приказ МВД России от 13 июня 2007 г. N 519 "Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне" (ред. от 14.08.2012).

 

Принципами оперативно-розыскной деятельности обязаны руководствоваться не только органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, но и другие государственные органы, их должностные лица, а также граждане, когда они становятся субъектами соответствующих оперативно-розыскных правоотношений. Например, судьи, рассматривая ходатайства руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о получении судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, обязаны руководствоваться соответствующими конституционными нормами, устанавливающими права и свободы человека и гражданина, нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющими основания и порядок получения таких решений, и учитывать необходимость конспирации, т.е. соблюдения и сохранения тайны, связанной с рассматриваемыми документами.

Что касается граждан, давших согласие на конфиденциальное сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, то при выполнении заданий они обязаны не допускать ни малейших нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина в отношении лиц, являющихся объектом их наблюдения, сочетать гласные и негласные методы и средства получения информации.

 

Третий принцип

 

Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, поэтому в теории оперативно-розыскной деятельности он традиционно относится к группе специальных принципов. Конспирация - основной специальный принцип оперативно-розыскной деятельности, отличающий ее от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью <1>.

--------------------------------

<1> Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: препринт. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.

 

Принцип конспирации означает необходимость использования в процессе оперативно-розыскной деятельности правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в расследовании преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод, определенных в ст. ст. 17 и 18 Закона об ОРД.

Принцип конспирации находит отражение в ряде статей этого Закона, которые регламентируют правила и приемы, позволяющие сохранять в тайне действия сотрудников оперативных аппаратов. К их числу в первую очередь следует отнести:

1) ограничение пределов оперативно-розыскной информации, предоставляемой по требованию лица на основании ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД;

2) ограничение судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 9);

3) использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 15);

4) требование создания условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7 ст. 9);

5) определение перечня сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 12);

6) вменение в обязанность органов, осуществляющих ОРД, соблюдать правила конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 5 ст. 14);

7) использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15);

8) право на создание фиктивных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15);

9) ограничение предмета прокурорского надзора за ОРД (ч. 3 ст. 21) и некоторые другие приемы конспирации.

Принцип конспирации ОРД проявляется в строгом соблюдении условий, связанных со сведениями, изложенными в ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД. Данный принцип распространяется и на случаи получения судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся не в суде, а в органе, обратившемся в суд для получения решения.

В соответствии с принципом конспирации оперативно-розыскные документы, отражающие результаты ОРД, должны представляться органу дознания, следователю, прокурору, судье в порядке, обеспечивающем сохранение тайны тех сведений, которые не могут предаваться гласности.

Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами ограниченного доступа, с которыми могут ознакомиться должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну <1>.

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011).

 

Закон РФ "О государственной тайне" определил общие принципы функционирования механизма обеспечения сохранности государственной тайны в новых условиях. Бурные процессы реформирования общества привели к значительным издержкам в защите тайн. Появление самостоятельных акционерных и приватизированных предприятий в том числе на базе оборонных заводов ослабили организацию защиты секретов. А выход этих предприятий на внешний рынок, отсутствие достаточной регламентированности порядка международного информационного обмена, непроработанности механизма защиты интеллектуальной собственности по закрытой тематике вместе с активным развитием телекоммуникаций, вторжением электроники в сферу управления не раз приводили к утечкам <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н., Гаврилов Ю., Куликов В. Приказано - скрыть! // Рос. газ. 2004. 8 окт. N 222.

 

В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" к сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и ОРД, отнесены:

1) о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

2) о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

3) об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

4) о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

5) о методах и средствах защиты секретной информации;

6) об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

7) о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

8) о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

9) о подготовке кадров, раскрывающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...