Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Решение кейсов как вид учебной работы




Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. (Dr. Copeland, Dean Donhman).Впоследствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга. Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по разному понимается его сущность. Например, упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: "Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе". Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.Технология работы при использовании кейсового метода приведено в табл. 1.

Таблица 1. Подготовка и обучение кейсовым методом

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие 3. Принимает или участвует в принятии решений
После занятия 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 1. Составляет письменные отчет о занятии по данной теме

Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Это обстоятельство использовано в методике, на которой базируется настоящее учебное пособие. Не смотря на то, что рассматривается один кейс как базовая ситуация, при изучении каждой темы студенты повторяют приемы кейсового метода. Для повышения интенсивности работы группа разбивается на подгруппы, т.е. используется прием модерации, дополнительно повышающий эффективность кейсового метода.

Работа с текстом как вид учебной работы

По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "учащийся - преподаватель". Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.

При этом текст может быть описан с использованием четырех признаков: сложности, трудности, читабельности и функциональности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Cложность текста - это отношение сложности объекта и компетентности составителя текста в вопросах, связанных с этим объектом.

Трудность текста выражается отношением вида текста и языковой компетентности составителя.

Читабельность выступает как отношение доступности текста и уровня читательской и профессиональной подготовленности.

В функциональности находит свое выражение отношение полноты текста, его содержания и реальных действий пользователя текста.

Эффекты трудности и читабельности относятся к проблеме взаимодействия человека с текстом. Эффекты сложности и функциональности связаны с проблемами взаимодействия составителя и пользователя с объектом управления.

Так, научным, научно-популярным и специальным текстам, по мнению исследователей, присущи следующие особенности:

  • тексты строятся по единым логическим правилам связности изложения, т.е. для продуктивных способов работы обучаемые должны выявить и изучить закономерности этих текстов;
  • тексты, как правило, обладают избыточностью информации, 75% которой не несут новых фактов и знаний;
  • при чтении любых текстов в мозгу происходит перекодировка, т.е. сообщение на языке собственных мыслей полученной информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Работа с текстами (учебными, научными, научно-популярными, инструктивными, художественными и т.д.) связана с тремя функциями:

  • составление текста;
  • контроль текста;
  • исполнение предписания.

Так, инструктивные тексты, которые являются типичными для сферы обучения, отличаются от других тем, что они содержат предписания, предполагающие исполнение реальных действий с объектом.Ошибки, пропуски, нарушение последовательности действий могут привести к авариям, травмам и другим неблагоприятным последствиям на производстве или в какой-либо другой сфере профессиональной деятельности.

Известно, что прагматическое назначение сообщения состоит в том, чтобы оно вызывало нужный отклик у получателя сообщения. Если последний производит действия с объектом, предусмотренные отправителем сообщения, тогда можно говорить об адекватности понимания текста.

Адекватность любого текста своему назначению означает соответствие цели, средств и результата работы составителя и пользователя текста. Часто адекватность понимания текста определяется не по тому, как и что делается согласно текста, а как он воспроизводится.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...