Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понимание других людей осуществляется в диалоге и сопереживании.
В науке понимание предстаёт как освоение определённых правил и как интерпретация. "Развитие понимания происходит от предварительного понимания, задающего смысл предмета понимания как целого, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного понимания, в котором смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей смыслом целого". В педагогике чрезвычайно важно, чтобы преподаватель старался понять учащегося. Важнейшим моментом понимания учащегося является анализ его неправильных ответов. Если ученик говорит, что 6x5=35, то преподаватель должен видеть в ответе не столько неправильный ответ, сколько вопрос: "почему дан именно такой ответ". Добиваясь понимания учебного материала, преподаватель должен иметь ввиду, что в литературе, искусстве нет одной точки зрения. Каждое явление может описываться и пониматься по - разному. Нет единого понимания и в науке. Но при всей ограниченности научного подхода, это путь к истине проверяемой, воспроизводимой, доказуемой. Поэтому научная истина понимается многими. Требование доказательности истины, как выразился Г.С. Кнабе - "это есть школа нравственной ответственности". Преподавателю важно также знать, что в культурологическом аспекте невозможно стопроцентное понимание людьми друг друга. "В противном случае люди не только перестали бы быть интересными друг другу, а остановилось бы развитие культуры, человека. Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечёт за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека и культуры как раз и находятся в дельте понимания и непонимания. В этой же точке находится и движущая сила развития знания". Важнейшую роль в понимании играет деятельность, понимание через практику. Из сказанного видно, что понимание рассматривается как процесс, как результат, как способность, как средство усвоения знаний (технология). Взаимосвязь понимания, познания и знания Познание есть процесс обнаружения вещей, свойств и связей предметов и явлений объективного мира. Познание есть процесс формирования знания. Знание выступает как продукт общественно – исторической, творческой деятельности людей, как идеальное выражение в знаковой форме общественных свойств и связей предметов и явлений. Первоначально знание выступает как чувственное отражение мира индивидом. Человек (ребёнок) выделяет предмет из мира. Далее человек выделяет отдельные свойства выделенных предметов. Осуществляется это во взаимодействии с предметом. Свойства эти выступают как функциональные, т.е. они имеют определённое значение для деятельности или отношений субъектов, и в силу этого они личностно значимы. Понимание заключается в установлении:
Из сказанного ясно, что познание и понимание не тождественны. Но познание тесно связано с пониманием. Отражение вещи в окружающем мире – познание, но отражение вещи как отличной от других вещей окружающего мира – это и понимание её отдельности, её отличия от других. Приобретение знания об отношениях вещей – это и понимание, что вещи могут воздействовать друг на друга. Приобретение знаний о свойствах вещей, это и понимание их ценности, значения, смысла, их функциональной ценности. К сожалению, в учебном процессе мы часто можем наблюдать, когда цель учебной деятельности сводится к знаниям и не акцентируется процесс понимания. Сказанное относится к пониманию того, что есть вещь. Но существует и следующий уровень понимания – выяснение того, почему вещь такая:
Это уже другой уровень понимания. И если в первом случае мы имели дело со знанием и его пониманием, то здесь мы идём от понимания к знанию. В генезисе познания и понимания – знание и понимание всегда связано с чувственным опытом, функциональностью знания, значением и смыслом познаваемого для субъекта познания. В учебном знании эта связь часто нарушается, она недоступна учащемуся. В этих условиях понимание приобретаемого знания выводится за границы учебной задачи. А без понимания само знание становится непрочным, теряется мотивация учения. Осмысливая предстоящее занятие, преподаватель всегда должен поставить себе вопрос: а что значит понимание его содержания для учащегося? В процессе понимания участвует весь жизненный опыт учащегося, включая и его эмоциональную составляющую. Понять – это во многом представить себе структуру объекта, его функции, эффективность реализации функции от свойств его элементов и связей между ними. Понимание учебной деятельности заключается в том, чтобы представить себе человека во всём многообразии его свойств, реализующего определённую функцию (воспринимающего, представляющего, решающего, реализующего свои способности и развивающего их в процессе своей активности и т.д.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |